МУЗЫКА  Проверка пульса: июнь

Plaid, John Shima, Holy Ghost!, Lost Souls of Saturn и другие электронные новинки июня

Plaid "Polymer" (Warp Records)

Десятый по счету альбом Plaid начинается так, будто англичане решили вернуться во времена экспериментальных пластинок типа "Spokes". Однако к третьему-четвертому треку перед нами снова оказываются игриво-мелодичные Эд и Энди, которых мы знаем что по "Rest Proof Clockwork", что по "Reachy Prints". Впрочем, не слишком меняя музыкальную начинку, Plaid всё же год от года заметно обновляют и совершенствуют звук. Как тембрально, так и в смысле записи и сведения, "Polymer" – пластинка очень современная, звук здесь цифровой (даже при том, что в палитре есть живые инструменты), чистый до крайности. Каждая деталь различима, будто смотришь картинку в формате 4K. В очередной раз хочется отметить, что из подопечных Warp, прошедших весь путь от взлета IDM до его нынешнего ренессанса, именно Plaid сейчас в наилучшей творческой форме.

Special Request "Vortex" (Houndstooth)

Пол Вудфорд (Paul Woolford) впервые попался мне на глаза год назад, когда на фестивале Dekmantel отыграл вместе с Source Direct прекрасный "коллекционерский" джангл-сет. Как оказывается, своя музыка (а это уже третий альбом Special Request) у Пола тоже хороша. "Vortex", конечно, тоже очень "коллекционерская" запись – что ни трек, то оммаж какому-то явлению из девяностых. Джангл, эйфорический брекбит с сэмплами из The House Crew, блип, электро, хардкор (как британский, так и голландский) – всё это мы, строго говоря, уже слышали. Но, во-первых, как и в случае с другим рейв-ретроградом Lone, все это Вудфорд переработал и подал на собственный, новый лад: ни одну из вещей не примешь за потерянный би-сайд кого-то из рейв-корифеев. Во-вторых, Пол – очевидно, не просто хороший саунд-продюсер, но и талантливый сочинитель, пара-тройка вещей – прямо большие хиты.

Blochemy "Rea" (Sun Sea Sky Productions)

Четвертый альбом чешского IDM-щика оказался еще более задумчивым и меланхоличным, чем предыдущий. Если "Rame" навевал ассоциации с Arovane и Bola, то в "Rea" на ум приходят амбиентные вещи ISAN, Autechre времен "Garbage EP" или максимально расслабленные зарисовки Boards of Canada. Но строго говоря, "Rea" – не эмбиент, если конечно не считать им всю электронику без ударных. Скорее это именно что "безритмовый IDM", если таковой вообще существует, или что-то вроде электронной реинкарнации лаконичных пьес для фортепиано. Лаконизм треков (а длятся они как правило по три с небольшим минуты, что для электроники совсем уж мало) при этом никак не вредит целостности пластинки, "Rea" слушается как единая и самодостаточная история.

36 "The Lower Lights" (Past Inside The Present)

Постоянный фигурант "проверок" Деннис Хаддлстон (Dennis Huddleston) выпускает пластинки довольно часто, но как правило создает "глубоководные" амбиентные полотна, события в которых происходят примерно со скоростью движения ледника. На этот раз британец своим правилам изменяет, и местами "The Lower Lights" (формально – компиляция треков, которые Деннис публиковал на платформе Patreon и распространял по подписке) похож на этакий "транс без ударных". "Through The Prism" или "Midnight Helix", если добавить к ним ровный бит, идеально вписались бы в формат лейбла Eye Q. Остальные вещи менее динмаичны, но не менее событийны: заглавный трек звучит как идеальный berlinschule, а "Lahaina Noon" напоминает воображаемый кавер Вангелиса (Vangelis) на что-то из "Selected Ambient Works II". В сухом остатке – одна из лучших пластинок в обширной дискографии музыканта.

Mause "Ubal EP" (Analogical Force)

Новый подопечный авторитетного лейбла – сравнительный новичок. Известно о нем мало (по большому счету ничего, кроме прописки в Брайтоне), а дискография до этого релиза состояла из полдюжины коротких селф-релизов, изданных в прошлом году. Вопросов о том, почему этот загадочный персонаж оказался на Analogical Force при этом никаких. "Ubal" звучит как мелодичный IDM, положенный на быстрые и рваные джангл-ритмы. Где-то рядом u-Ziq времен "Royal Astronomy" (по сравнению с которым Mause – чуть больший интроверт и меланхолик), ранний Squarepusher и великий и могучий Aphex Twin образца не то "Richard James Album", не то наиболее мягких и мелодичных треков из Analord-серии.

John Shima "The Lonely Machine" (FireScope)

Долгожданный дебютный альбом музыканта из Шеффилда, одного из давних резидентов лейбла FireScope, основанного три года назад Стивеном Раттером (Steven Rutter) из B12. Шима – верный продолжатель линии "британского интеллигентного техно", начатой более 25 лет назад именно дуэтом B12. Важнейшая опорная точка здесь – поздний Детройт образца Кенни Ларкина (Kenny Larkin) или Джона Белтрана (John Beltran): игривые клавишные соло с коротким, но заметным портаменто и не самый привычный для электроники едва ощутимый джазовый грув. Без влияния электро или IDM здесь тоже не обошлось, в итоге получается этакая "танцевальная музыка с человеческим лицом", скорее для дома, чем для клубов. Легкая и мелодичная, но при этом задумчивая.

Humanoid "Built By Humanoid" (fsoldigital.com)

Да-да, это тот самый Humanoid, проект Брайана Дуганса (Brian Dougans) из FSOL, который 31 (!) год назад выпустил один из главных британских рейв-гимнов "Stakker Humanoid". Humanoid по-прежнему играет эйсид, но за 30 лет жанр в понимании Дуганса превратился из отвязных танцев в некую экспериментальную деконструкцию с приставками "фри" и "пост", рваную, резкую и алогичную. Эйсид-хаус будто бы окончательно съехал с катушек и распался на молекулы. Ближайшим ориентиром для сравнения оказывается полузабытая, но очень яркая и жанрово единственная в своём роде пластинка Jiri.Cever "Head.Phon" с лейбла Harthouse. И тут странно и то, что почти 25 лет никто не делал ничего похожего, и то, что сделал это в итоге участник FSOL.

Chocolate Hills "A Pail of Air" (Painted Word)

В дуэте очень активного в последнее время Алекса Паттерсона (Alex Patterson) из The Orb и Пола Конбоя (Paul Conboy), известного по проекту Soul Circuit и поздней реинкарнации Bomb The Bass, погоду, очевидно, делает Паттерсон. "Шоколадные холмы" звучат примерно как Orb времен альбома "Pomme Fritz", ну или как их последователь Gel-Sol: нашпигованная spoken word-сэмплами и чрезвычайно приятная на слух коллажная психоделия, где всё шуршит, журчит и переливается. Если последние диски The Orb кажутся вам чересчур техновыми и безэмоциональными, Chocolate Hills – то, что нужно.

Keiss "Lamps And Bedroom" (Touched Music)

Житель Архангельска Станислав Ковалев – российский резидент лейбла Touched Music, выросшего за последние годы в одного из важнейших игроков на поле IDM. Подписавшись на Touched, Стас выпускает уже третий за четыре года альбом, и каждый следующий оказывается ярче предыдущего. Стилистика Keiss – уютный, спокойно-мечтательный IDM с легким налетом чиллстепа. Но если на предыдущем альбоме "Tau Ceti" на ум часто приходил Clubroot, а то и Burial, то при звуках "Lamps And Bedroom" чаще вспоминается Synkro, в дуэте с Arovane и без него. Одна из самых необычных черт этого альбома – своеобразный "темповой саспенс": в этих, на первый взгляд, медленных треках есть запрятанный куда-то на подсознательный уровень быстрый ритм – кажется вот-вот и даунтемпо превратится в джангл, но намеки так и остаются намеками.

Lost Souls of Saturn "Lost Souls Of Saturn" (R&S Records)

Объединившись в дуэт, американские ди-джеи и музыканты Сеф Трокслер (Seth Troxler) и Фил Моффа (Phil Moffa) решили записать концептуальный альбом по заветам произведений о космосе и раннего Underground Resistance. Тут даже название недвусмысленно отсылает к пластинке "X-102 Discovers The Rings Of Saturn", которую в 1992-м записали три детройтских патриарха, Джефф Миллс (Jeff Mills), Майк Бэнкс (Mike Banks) и Роберт Худ (Robert Hood). Звучит и впрямь аутентично: разнородные по стилю (трейбал-техно, чикаго-хаус и ретроградский минимал), но близкие по звуку танцевальные треки поочередно выплывают из психоделического эмбиент-мрака, где голосовые сэмплы и обрывки музыкальных партий звучат вразнобой как у KLF в альбоме "Chill Out". Но если британцы таким образом создавали картину вполне идиллическую, то у американцев получается какой-то техногенный апокалипсис.

Brandt Brauer Frick "Echo" (Because Music)

Начав с довольно самобытного гибрида неоклассики, минимализма и "техно, сыгранного на живых инструментах", берлинская троица от альбома к альбому мутировала в сторону поп-музыки и даже R&B, тем самым стремительно теряя свою самобытность. Тем приятнее, что "Echo" – в большой степени возвращение к истокам. Вокал есть всего в двух треках, в одном из которых поёт Катрин Ренже (Catherine Ringer) из Les Rita Mitsouko. К привычным для трио ударным, фортепиано и электронике добавились перкуссия, скрипка и тромбон, техно-ритмов по-прежнему значительно меньше, чем на первых альбомах, но минималистские петли, повторы и вечная перекличка инструментов на месте, а это главное.

Holy Ghost! "Work" (West End Records)

Поп-музыка в "проверках" появляется не часто, но долгожданный альбом бруклинского электропоп-дуэта – пожалуй, веский повод "нарушить пост". Третьим альбомом запахло еще три года назад, когда группа выпустила отличную ЕР "Crime Cutz", но после этого Holy Ghost! исчезли с радаров, а затем всплыли уже не на DFA, где издавались с момента образования, а на "старорежимном" диско-лейбле West End, где когда-то работал Ларри Леван (Larry Levan). По счастью, кроме лейбла не изменилось ничего, Алекс и Николас по-прежнему играют электропоп с очень тёплым ретро-звуком и легкой ностальгической грустинкой в тональности песен. Главный дискотечный хит – конечно же "My Happy House", но ярких вещей на альбоме хватает и помимо неё, взять хотя бы "Soon" облюбованном группой в последнее время размере 6/8. В общем, пока мейнстрим-поп сдвинулся куда-то в сторону Тейлор Свифт (Taylor Swift), знамя "честной и доброй попсы" с успехом несут Holy Ghost!, Roosevelt, St Lucia, APRE и эта славная армия, кажется, только пополняется.

01.07.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: