Plaid "Polymer" (Warp Records)
Десятый по счету альбом Plaid начинается так, будто англичане решили вернуться во времена экспериментальных пластинок типа "Spokes". Однако к третьему-четвертому треку перед нами снова оказываются игриво-мелодичные Эд и Энди, которых мы знаем что по "Rest Proof Clockwork", что по "Reachy Prints". Впрочем, не слишком меняя музыкальную начинку, Plaid всё же год от года заметно обновляют и совершенствуют звук. Как тембрально, так и в смысле записи и сведения, "Polymer" – пластинка очень современная, звук здесь цифровой (даже при том, что в палитре есть живые инструменты), чистый до крайности. Каждая деталь различима, будто смотришь картинку в формате 4K. В очередной раз хочется отметить, что из подопечных Warp, прошедших весь путь от взлета IDM до его нынешнего ренессанса, именно Plaid сейчас в наилучшей творческой форме.
Special Request "Vortex" (Houndstooth)
Пол Вудфорд (Paul Woolford) впервые попался мне на глаза год назад, когда на фестивале Dekmantel отыграл вместе с Source Direct прекрасный "коллекционерский" джангл-сет. Как оказывается, своя музыка (а это уже третий альбом Special Request) у Пола тоже хороша. "Vortex", конечно, тоже очень "коллекционерская" запись – что ни трек, то оммаж какому-то явлению из девяностых. Джангл, эйфорический брекбит с сэмплами из The House Crew, блип, электро, хардкор (как британский, так и голландский) – всё это мы, строго говоря, уже слышали. Но, во-первых, как и в случае с другим рейв-ретроградом Lone, все это Вудфорд переработал и подал на собственный, новый лад: ни одну из вещей не примешь за потерянный би-сайд кого-то из рейв-корифеев. Во-вторых, Пол – очевидно, не просто хороший саунд-продюсер, но и талантливый сочинитель, пара-тройка вещей – прямо большие хиты.
Blochemy "Rea" (Sun Sea Sky Productions)
Четвертый альбом чешского IDM-щика оказался еще более задумчивым и меланхоличным, чем предыдущий. Если "Rame" навевал ассоциации с Arovane и Bola, то в "Rea" на ум приходят амбиентные вещи ISAN, Autechre времен "Garbage EP" или максимально расслабленные зарисовки Boards of Canada. Но строго говоря, "Rea" – не эмбиент, если конечно не считать им всю электронику без ударных. Скорее это именно что "безритмовый IDM", если таковой вообще существует, или что-то вроде электронной реинкарнации лаконичных пьес для фортепиано. Лаконизм треков (а длятся они как правило по три с небольшим минуты, что для электроники совсем уж мало) при этом никак не вредит целостности пластинки, "Rea" слушается как единая и самодостаточная история.
36 "The Lower Lights" (Past Inside The Present)
Постоянный фигурант "проверок" Деннис Хаддлстон (Dennis Huddleston) выпускает пластинки довольно часто, но как правило создает "глубоководные" амбиентные полотна, события в которых происходят примерно со скоростью движения ледника. На этот раз британец своим правилам изменяет, и местами "The Lower Lights" (формально – компиляция треков, которые Деннис публиковал на платформе Patreon и распространял по подписке) похож на этакий "транс без ударных". "Through The Prism" или "Midnight Helix", если добавить к ним ровный бит, идеально вписались бы в формат лейбла Eye Q. Остальные вещи менее динмаичны, но не менее событийны: заглавный трек звучит как идеальный berlinschule, а "Lahaina Noon" напоминает воображаемый кавер Вангелиса (Vangelis) на что-то из "Selected Ambient Works II". В сухом остатке – одна из лучших пластинок в обширной дискографии музыканта.
Mause "Ubal EP" (Analogical Force)
Новый подопечный авторитетного лейбла – сравнительный новичок. Известно о нем мало (по большому счету ничего, кроме прописки в Брайтоне), а дискография до этого релиза состояла из полдюжины коротких селф-релизов, изданных в прошлом году. Вопросов о том, почему этот загадочный персонаж оказался на Analogical Force при этом никаких. "Ubal" звучит как мелодичный IDM, положенный на быстрые и рваные джангл-ритмы. Где-то рядом u-Ziq времен "Royal Astronomy" (по сравнению с которым Mause – чуть больший интроверт и меланхолик), ранний Squarepusher и великий и могучий Aphex Twin образца не то "Richard James Album", не то наиболее мягких и мелодичных треков из Analord-серии.
John Shima "The Lonely Machine" (FireScope)
Долгожданный дебютный альбом музыканта из Шеффилда, одного из давних резидентов лейбла FireScope, основанного три года назад Стивеном Раттером (Steven Rutter) из B12. Шима – верный продолжатель линии "британского интеллигентного техно", начатой более 25 лет назад именно дуэтом B12. Важнейшая опорная точка здесь – поздний Детройт образца Кенни Ларкина (Kenny Larkin) или Джона Белтрана (John Beltran): игривые клавишные соло с коротким, но заметным портаменто и не самый привычный для электроники едва ощутимый джазовый грув. Без влияния электро или IDM здесь тоже не обошлось, в итоге получается этакая "танцевальная музыка с человеческим лицом", скорее для дома, чем для клубов. Легкая и мелодичная, но при этом задумчивая.
Humanoid "Built By Humanoid" (fsoldigital.com)
Да-да, это тот самый Humanoid, проект Брайана Дуганса (Brian Dougans) из FSOL, который 31 (!) год назад выпустил один из главных британских рейв-гимнов "Stakker Humanoid". Humanoid по-прежнему играет эйсид, но за 30 лет жанр в понимании Дуганса превратился из отвязных танцев в некую экспериментальную деконструкцию с приставками "фри" и "пост", рваную, резкую и алогичную. Эйсид-хаус будто бы окончательно съехал с катушек и распался на молекулы. Ближайшим ориентиром для сравнения оказывается полузабытая, но очень яркая и жанрово единственная в своём роде пластинка Jiri.Cever "Head.Phon" с лейбла Harthouse. И тут странно и то, что почти 25 лет никто не делал ничего похожего, и то, что сделал это в итоге участник FSOL.
Chocolate Hills "A Pail of Air" (Painted Word)
В дуэте очень активного в последнее время Алекса Паттерсона (Alex Patterson) из The Orb и Пола Конбоя (Paul Conboy), известного по проекту Soul Circuit и поздней реинкарнации Bomb The Bass, погоду, очевидно, делает Паттерсон. "Шоколадные холмы" звучат примерно как Orb времен альбома "Pomme Fritz", ну или как их последователь Gel-Sol: нашпигованная spoken word-сэмплами и чрезвычайно приятная на слух коллажная психоделия, где всё шуршит, журчит и переливается. Если последние диски The Orb кажутся вам чересчур техновыми и безэмоциональными, Chocolate Hills – то, что нужно.
Keiss "Lamps And Bedroom" (Touched Music)
Житель Архангельска Станислав Ковалев – российский резидент лейбла Touched Music, выросшего за последние годы в одного из важнейших игроков на поле IDM. Подписавшись на Touched, Стас выпускает уже третий за четыре года альбом, и каждый следующий оказывается ярче предыдущего. Стилистика Keiss – уютный, спокойно-мечтательный IDM с легким налетом чиллстепа. Но если на предыдущем альбоме "Tau Ceti" на ум часто приходил Clubroot, а то и Burial, то при звуках "Lamps And Bedroom" чаще вспоминается Synkro, в дуэте с Arovane и без него. Одна из самых необычных черт этого альбома – своеобразный "темповой саспенс": в этих, на первый взгляд, медленных треках есть запрятанный куда-то на подсознательный уровень быстрый ритм – кажется вот-вот и даунтемпо превратится в джангл, но намеки так и остаются намеками.
Lost Souls of Saturn "Lost Souls Of Saturn" (R&S Records)
Объединившись в дуэт, американские ди-джеи и музыканты Сеф Трокслер (Seth Troxler) и Фил Моффа (Phil Moffa) решили записать концептуальный альбом по заветам произведений о космосе и раннего Underground Resistance. Тут даже название недвусмысленно отсылает к пластинке "X-102 Discovers The Rings Of Saturn", которую в 1992-м записали три детройтских патриарха, Джефф Миллс (Jeff Mills), Майк Бэнкс (Mike Banks) и Роберт Худ (Robert Hood). Звучит и впрямь аутентично: разнородные по стилю (трейбал-техно, чикаго-хаус и ретроградский минимал), но близкие по звуку танцевальные треки поочередно выплывают из психоделического эмбиент-мрака, где голосовые сэмплы и обрывки музыкальных партий звучат вразнобой как у KLF в альбоме "Chill Out". Но если британцы таким образом создавали картину вполне идиллическую, то у американцев получается какой-то техногенный апокалипсис.
Brandt Brauer Frick "Echo" (Because Music)
Начав с довольно самобытного гибрида неоклассики, минимализма и "техно, сыгранного на живых инструментах", берлинская троица от альбома к альбому мутировала в сторону поп-музыки и даже R&B, тем самым стремительно теряя свою самобытность. Тем приятнее, что "Echo" – в большой степени возвращение к истокам. Вокал есть всего в двух треках, в одном из которых поёт Катрин Ренже (Catherine Ringer) из Les Rita Mitsouko. К привычным для трио ударным, фортепиано и электронике добавились перкуссия, скрипка и тромбон, техно-ритмов по-прежнему значительно меньше, чем на первых альбомах, но минималистские петли, повторы и вечная перекличка инструментов на месте, а это главное.
Holy Ghost! "Work" (West End Records)
Поп-музыка в "проверках" появляется не часто, но долгожданный альбом бруклинского электропоп-дуэта – пожалуй, веский повод "нарушить пост". Третьим альбомом запахло еще три года назад, когда группа выпустила отличную ЕР "Crime Cutz", но после этого Holy Ghost! исчезли с радаров, а затем всплыли уже не на DFA, где издавались с момента образования, а на "старорежимном" диско-лейбле West End, где когда-то работал Ларри Леван (Larry Levan). По счастью, кроме лейбла не изменилось ничего, Алекс и Николас по-прежнему играют электропоп с очень тёплым ретро-звуком и легкой ностальгической грустинкой в тональности песен. Главный дискотечный хит – конечно же "My Happy House", но ярких вещей на альбоме хватает и помимо неё, взять хотя бы "Soon" облюбованном группой в последнее время размере 6/8. В общем, пока мейнстрим-поп сдвинулся куда-то в сторону Тейлор Свифт (Taylor Swift), знамя "честной и доброй попсы" с успехом несут Holy Ghost!, Roosevelt, St Lucia, APRE и эта славная армия, кажется, только пополняется.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)