МУЗЫКА  Проверка пульса: май

Flying Lotus, Holly Herndon, Synkro и другие электронные новинки мая

Synkro "Images" (Apollo)

Джо МакБрайд (Joe McBride) – человек на электронной сцене мягко говоря не новый, его первые околодабстеповые релизы датированы второй половиной нулевых. Несколько лет назад, когда хайп вокруг бас-музыки слегка поутих и звезды "умного дабстепа" вроде Burial и Clubroot либо сильно сбавили темпы, либо вовсе исчезли с радаров, Джо вдруг открылся с совершенно новой стороны. Он увлекся IDM и джанглом, выпустил два альбома на R&S, пару отличных сплит-пластинок с Джеком Левером (Jack Lever) и записал совместную ЕР с Arovane. На новом диске его горизонты раскрываются еще шире – тут и меланхоличный чиллвейв, похожий на воображаемый дуэт Кома Труза (Com Truise) и Manual, и возвышенный балеарик а-ля Гача Бакрадзе (что особенно приятно, учитывая, что сам Гача в последнее время решил пробовать себя в техно и электро), и сентиментальный медленный IDM в духе всё того же Arovane или ранних Telefon Tel Aviv, и даже чуточку спейс-электроники. Очень яркая и эмоциональная электроника с очень высокими шансами на попадание в годовой топ-10.

Flying Lotus "Flamagra" (Warp Records)

В последнее время калифорнийский музыкант постепенно отходит от экспериментов и IDM-футуризма ранних альбомов в пользу более мягкой и доступной музыки. На "Flamagra" мы всё чаще слышим хип-хоп, препарированные соул и госпел, а местами – чуть ли не smooth-джаз. Радом с хромыми битами и сэмпладеликой звучит живой струнный оркестр, а кроме него практически в каждом треке (как и положено по законам хип-хопа) именитый гость. Тут и Anderson Paak с Thundercat'ом, влияние которых на альбом в целом очень заметно, и Дензел Карри (Denzel Curry) c Little Dragon, и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) с Джорджем Клинтоном (George Clinton), а даже Дэвид Линч (David Lynch). С одной стороны – вполне себе нестыдный компромисс между новацией и коммерческим звуком, с другой – немного "ни нашим, ни вашим". Для любителей рэпчины – слишком прогрессивно, а для фанатов электроники слишком массово.

Si Matthews "Decoding Signals" (Fantasy Enhancing)

Британец Сай Мэтьюз – одна из ключевых фигур в набравшем силу в последние несколько лет эмбиент-техно ренессансе. Эмбиент-техно – термин довольно условный, речь здесь не о каком-то родстве с техно, а скорее о том, что музыка эта чуть более бодрая и ритмичная, чем классический эмбиент в понимании Брайана Ино (Brian Eno). В "Decoding Signals" событийный (т.е. не гудящий, а насыщенный мелодическими линиями, арпеджио и т.д.) эмбиент наложен на медленно похрустывающий электро-ритм. Ближайшие ориентиры для сравнения – два классических альбома с лейбла FAX (HIA/Namlook "S.H.A.D.O" и Spacetime Continuum "Sea Biscuit") и в какой-то степени – компиляции "Artificial Intelligence" с Warp Records. Разница в том, что музыка Мэтьюза на фоне записей из девяностых выглядит как HD-картинка по сравнению с полароидным фото, в этих слоях и деталях буквально тонешь.

Yagya "Stormur" (A Strangely Isolated Place)

После двух альбомов на голландском Delsin Адальштайн Гудмундссон (Aðalsteinn Guðmundsson) подписался на один из самых влиятельных эмбиент-лейблов последнего времени. Вопреки ожиданием, эмбиента на "Stormur" нет и в помине. Нет даже привычного даб-техно, а вот просто техно очень даже есть – абстрактное и атмосферное, но всё же весьма динамичное. И если начинается всё с фирменного Yagya-вского минора, то чем дальше, тем музыка становится более тревожной и холодной. По духу и настроению альбом ближе всего, как ни странно, к "техноидным" трекам Underworld (и в этом смысле "Stormur" – прямое продолжение прошлогодней ЕР "Fifth Force"). Так и ждешь что вот-вот проявится из-за гипнотических лупов вокал Карла Хайда (Karl Hyde).

K-X-P "IV" (Svart Records)

Новый диск финского коллектива во главе с Тимо Кауколампи (Timo Kaukolampi), известного также в качестве одного из продюсеров певицы Annie. Концерты K-X-P (а видеть их всем, кто бывал на популярном фестивале Flow, приходилось, не раз, да и в Россию финны ездят охотно) напоминают черную мессу (как если бы Sunn O))) решили поиграть краут-рок), но в записи Тимо и компания звучат куда мягче и доступнее. На "VI" три длинных пьесы, из которых одна ("Hex Bag") – чистой воды неокраут, а остальные две строятся на сочетании пульсирующего баса, гипнотических арпеджио, пэдов, то и дело переходящих в скрежет и техно-ритма, который выстукивает живая ударная установка. Начинается диск довольно мрачно, но заканчивается прямо-таки солнечным треком. Нечто подобное могли бы записать Zombi, случись им "поддать газу" или Mogwai, если бы шотландцы всерьез дали волю своему увлечению электроникой.

Holly Herndon "PROTO" (4AD)

Долгожданный (с выхода предыдущего "Platform" прошло четыре года) четвертый альбом Холли Херндон, как и следовало ожидать, оказался непохож ни на своего предшественника, ни, по большому счету, вообще ни на что. Главный элемент здесь – голос, причем вокальные партии (свои и чужие) Херндон сначала складывает в хоры, а затем нещадно обрабатывает. Где-то получаются прямо оратории, где-то миниспектакли (от пения Холли то и дело переходит к разговорному жанру), где-то вокальные коллажи а-ля Лори Андерсон (Laurie Anderson), но часто под голосовые текстуры американка подкладывает рваный и тяжелый бит на грани IDM и экстремальной бас-музыки. Как-то так вполне мог бы звучать Oneohtrix Point Never, если бы продолжил утяжеляться после "Garden Of Delete". Чересчур странно, чтобы часто слушать этот альбом дома ради удовольствия (всё это явно заточено под живые перформансы), но в отсутствии идей Холли не упрекнешь.

upsammy "Wild Chamber" (Nous'klaer Audio)

За свою пока еще очень короткую карьеру голландка Тереза Торсинг (Thessa Torsing) успела получить немало авансов: она выступает на Dekmantel и Primavera Sound, записывает ремикс для Ларри Хёрда (Larry Heard) и становится героиней "обложечного" материала в Resident Advisor. Но, как и в случае с другой голландкой Надей Стравих (Nadia Struiwigh), при всем обилии хайпа вокруг персоны, музыка её совершенно нехайповая. "Золотые дни" IDM Тереза, очевидно, не застала, но звучит так, будто выросла на пластинках с Musik Aus Strom, M3RCK и Toytronic. Музыка upsammy будто бы явилась откуда-то из 2000-го – лаконичная, угловатая, слегка наивная, слегка underproduced, но со вкусом.

Com Truise "Persuasion System" (Ghostly International)

Главный на планете энтузиаст инструментального чиллвейва тоже решил напомнить о себе новой пластинкой. В музыке еще больше кассетного шума, еще сильнее гуляет питч, но глобально всё по-старому – тёплые плывущие синтезаторы, диско-бит в темпе "ниже ста", полузабытые архаичные драм-машины и ностальгия по саундтрекам к кино первой половины восьмидесятых. Вроде бы тема уже давно подхвачена десятками музыкантов, и много всего в этом жанре вышло, а всё равно сразу понятно, кто тут главный.

29.05.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: