МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

Chemical Brothers, Амон Тобин, Катерина Барбьери и другие электронные новинки апреля

The Chemical Brothers "No Geography" (Virgin EMI)

Эд Саймонс (Ed Simons) и Том Роулендс (Tom Rowlands) – пожалуй, единственные среди танцевальных ветеранов, кто стабильно держит марку и не портится с годами (окей, можно еще добавить сюда Underworld, но тех даже танцевальными ветеранами не назовёшь, они еще старше и родом из нью-вейва). Их девятый по счету студийный альбом – это электронный мейнстрим из альтернативной вселенной, где не случилось ни взлета цифрового R&B, ни EDM-помешательства. Пластинка вроде бы и не звучит как ретроградство, но при этом насквозь пропитана влиянием девяностых – биг-бит перемежается со стадионным хаусом, а электро – с тем, что когда-то называлось эйсид брейкс и хард-хоп. Жирные вокальные сэмплы, ритмические сбивки всех мастей, качающая бас-гитара – всё как мы любим. Но главное, на альбоме есть один абсолютно гигантский хит, над которым невозможно не залипнуть на репите. Заглавный трек "No Geography" – крайне редкий для Chemical Brothers (с ходу вспоминается "Swoon"), но как всегда удачный рейд на территорию рейв-эйфории. По звучанию вещь может и слишком похожа на Orbital, но кто сказал, что это плохо?

Caterina Barbieri "Ecstatic Computation" (Editions Mego)

Итальянка Катерина Барбьери входит в довольно узкий круг электронщиков, которые записывает очень далекую от мейнстрима музыку, но при этом заметны далеко за пределами сообщества любителей синтезаторных экспериментов. Она играет на фестивалях калибра "Примаверы" и получает восторженные рецензии от широкорофильных изданий типа Pitchfork Media, и это тот редкий случай, когда весь хайп совершенно по делу. Её четвертый (и первый для Editions Mego) альбом – симфония арпеджиаторов. Сырой и нерафинированный аналоговый звук во всем великолепии. Свои треки она не перегружает продакшеном (никакого нью-эйджа, никаких аналогий с Tangerine Dream), но очень тщательно выстраивает их с композиционной точки зрения. В отличие от большого количества экспериментальной "арпеджиатроники", которая порой оставляет ощущение набора лупов без начала и конца, у Катерины всё в порядке с развитием сюжета и драматургией, 37 минут пролетают буквально на одном дыхании.

Proem "Until Here for Years" (n5MD)

Лейбл n5MD решил не оставаться в стороне от IDM ренессанса и сделал несколько уверенных шагов по направлению к собственным корням. Сначала отличный дебют от бельгийцев Suumhow, теперь камбэк одного из своих резидентов, успевшего издаться на n5MD еще в те славные времена, когда лейбл в самом деле выпускал минидиски. "Until Here for Years" – стопроцентный, прямо-таки дистиллированный IDM, но совсем не ретро. Точеный, с обилием микроскопических деталей HD-звук, нарочито сложная ударная секция и сентиментальные мелодии, которые существуют в этом полотне на равных с саунд-дизайнерскими экспериментами – ничего подобного в начале нулевых выйти не могло. Идеально сбалансированная "умная электроника", где навороченность не переходит в заумь, а мелодизм в наивность.

Tiger & Woods "A.O.D." (Running Back)

После выхода второго альбома Тайгер и Вудс наконец сняли надвинутые на лоб бейсболки, и под одной из них обнаружилась до боли знакомая лысина Марко Пассарани (Marco Passarani). После этого итальянцев окончательно попустило, и они решили устроить проекту музыкальный ребрендинг. "A.O.D" – это по-прежнему диско, но уже не сэмплерное (в явном виде или нет, но раньше Tiger & Woods занимались в основном ре-эдитами), а синтезаторное. Больше всего это похоже на Raiders Of The Lost Arp, но изрядно замедленных и с диско-бочкой. Пульсирующий бас, итальянская мелодика и чуточку ностальгии – назовём этот коктейль "Космос зовёт!".

Prins Thomas "Ambitions" (Smalltown Supersound)

Шестой (если не считать совместных и ремиксовых) альбом Принса Томаса начинается с настолько вальяжного балеарика, что не вполне получается даже подвигать в такт головой, не поднимая тела с шезлонга. Дальше утомленный солнцем норвежец всё же включает диско-бит и клэпы, но назвать эту музыку танцевальной язык по-прежнему не поворачивается – идеальный саундтрек для пляжной вечеринки, на которую ты смотришь издалека, потягивая коктейль, потому что подняться и дойти до танцующих тебе попросту лень. Дальше всё же происходит неожиданный поворот – в заглавном треке, запрятанном ровно в середину альбома, Принс Томас включает африканскую перкуссию, заодно приглушив всё остальное. Минималистичный афро-трайбал становится кульминацией пластинки, а дальше обороты снижаются примерно в той же последовательности – отстраненное транквилизаторное диско, а затем ибицианская психоделия в духе ранних Studio и замедление до полной остановки. "I'm so lazy that I've almost stopped", как пел когда-то Дэвид Бирн (David Byrne). Немного жаль, что тему эмбиент-хауса образца "Principe Del Norte" норвежец так и не продолжил, но и так неплохо – запись вышла весьма атмосферная.

Amon Tobin "Fear In A Handful Of Dust" (Nomark)

Пройдя с альбомом "ISAM" (2011) через имперскую фазу (хедлайнерские слоты на больших фестивалях, аншлаги в клубах и восторженные рецензии), Амон Тобин взял паузу аж на 8 лет и вернулся с пластинкой, которую проще всего описать как полную противоположность "ISAM". "Fear In A Handful Of Dust" – запись тихая и задумчивая, здесь примерно в равных долях сочетаются эмбиент, саунд-дизайнерские эксперименты (которые сейчас чаще всего метят тэгом "modular", хотя записываются они далеко не всегда на модульных синтезаторах) и старой доброй индитроники. Ближайшая аналогия среди релизов Тобина – "Foley Room". То же обилие микроскопических деталей и "дизайнерский" подход и композиции, но "Fear" звучит куда мягче и человечнее.

Antonio Mendez "Step Jump" (Not On Label)

Загадочный американец заявил о себе год назад прекрасным альбомом "Highland Drive", который уже успел удалить с бендкемпа (очень хочется надеяться, для того чтобы переиздать), а теперь выложил на ту же страничку получасовой шеститрековый "миньон". Мендес по-прежнему ходит вокруг мелодичной IDM-классики, но теперь его тянет скорее не к Plaid и Squarepusher, а куда-то в епархию ранних Mouse On Mars. Как минимум, "Amp EG", главный хит с этого альбома, отсылает куда-то к "Autoditacker", да и всплыающие то тут, то там иронический тон и чавкающие звуки тоже недвусмысленно намекают на влияние "Мышей". В остальном Мендес куда больший консерватор – музыка у него скорее красивая, чем умная, но айдиэмщикам такой подход не вредил никогда.

02.05.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: