МУЗЫКА  Проверка пульса: ноябрь

Objekt, James Shinra, Jean-Michel Jarre, Richard Devine и другие электронные новинки ноября

James Shinra "Vital Heat" (Analogical Force)

Джеймс Кларк (James Clarke) по прозвищу Shinra – единственный "собственный воспитанник" в списке артистов Analogical Force. Полтора года назад здесь вышла его дебютная пластинка "Meteor EP" и вполне логично, что право открыть альбомный каталог лейбла выпало тоже ему. Звучит "Vital Heat" тоже весьма характерно для AF: это смесь IDM "позднерефлексовского" разлива (ближайшие ориентиры для сравнения – Wisp и d'Arcangelo), брейнденса и старого доброго (а может и наоборот, уже нового – жанр явно входит в моду) брейкбита. К счастью, Джеймсу удается избежать уже было приставшей к AF болячки под названием "главенство формы над содержанием". "Vital Heat" – это не набор классно звучащих, но несколько бессмысленных "бэнгеров", а вполне целостная работа со своей драматургией и многообразием настроений и мелодических ходов.

Objekt "Cocoon Crush" (PAN)

Второй альбом живущего в Берлине британца. И если на первом Ти-Джей Герц (TJ Hertz) исследовал краут-рок, то на втором с головой погрузился в психоделические коллажи. Ассоциации его новая запись рождает неожиданные, но приятные – это в первую очередь FSOL времен великой трилогии ("Lifeforms – ISDN - Dead Cities") и The Orb с их более ритмичными ("Orblivion") или более радикальными ("Pomme Fritz") работами. Всё это, разумеется, подано на совершенно новый лад, с учетом всех современных наработок от Oneohtrix Point Never до пост-грайма и Роли Портера (Roly Porter). Получается, естественно, более мрачно, неравно и параноидально, что вполне объяснимо – с середины 1990-х мир, мягко говоря, не пришел в большой порядок. Так что если вам нужен новый звук – вот он. Ну а то, что любая новая тенденция опирается на старую не получившую должного продолжения, это уже давно известный факт.

Kittin "Cosmos" (Dark Entries)

Намерение уйти от формата танцевальной музыки Мисс Киттин демонстрировала уже на предыдущем альбоме "Calling From The Stars" (2013), но там эксперименты были аккуратно собраны на втором диске, чтобы не пугать неподготовленного слушателя. Теперь же Каролин вместе с приставкой "Мисс" (которая, по словам самой Каро, появилась в её псевдониме скорее по воле промоутеров) отбросила все форматные ограничения и смело двинулась куда-то во владения Solvent и поздних Dopplereffekt. "Cosmos" – набор коротких (по 2-3 минуты) и довольно минималистичных (3-4 инструмента) пьес на грани IDM, минимал-вейва и спейс-электроники. Где-то ("Atoms") это очень похоже на старую добрую Киттин с отключенной драм-машиной, где-то ("Deep Space Station") отсылает чуть ли не к Энн Кларк (Anne Clark), есть даже своего рода "политическая баллада" ("#MeToo"). Редкий пример, когда артистке удалось и остаться узнаваемой (от своей главной черты, голоса, Каролин, разумеется, отказываться не стала), и не повторяться.

Jean-Michel Jarre "Equinoxe Infinity" (Columbia)

После выхода альбома "Oxygene 7-13" в среде любителей Жарра ходила шутка, что Жан-Мишель сейчас последовательно сочинит сиквелы всех своих пластинок вплоть до "Chronologie". В контексте того, что Жарр записал с тех пор, эта идея кажется не такой уж абсурдной – продолжение "Zoolook" или "Waiting For Cousteau" было бы всяко не хуже "Geometry Of Love" или тем более "Teo & Tea". Тут правда встает логичный вопрос, а что же есть продолжение, поскольку третий "Кислород", в отличие от второго, имел с оригиналом весьма условное сходство. С "Equinoxe Infinity" всё более прозрачно – как минимум тембры (а это уже очень много) чаще всего действительно родом из семидесятых. С мелодическими идеями сложнее. Если у раннего Жарра мелодика (за исключением явных хитов) была как бы завуалированной, то здесь, особенно во второй половине пластинки, явно больше прямолинейных ходов: и драматизм, и печаль, и веселье подаются уж совсем в лоб. В этом смысле "Equinoxe Infinity" – еще и наследник всё той же "Хронологии", но и это, наверное, неплохо.

Joseph Shabason "Anne" (Western Vinyl)

Канадец Джозеф Шабасон – выпускник джазового отделения университета Торонто. В первой половине нулевых он играл на клавишных и духовых в чиллвейв-группе Diana, а год назад решил начать сольную карьеру и выпускает уже второй диск. Лет 15 назад его музыку (затейливый цифровой саунд-дизайн плюс живые инструменты) назвали бы индитроникой, с той лишь разницей что на Morr Music и Monika Enterprise были приняты скорее гитары, а Шабасон предпочитает им саксофон, кларнет и флейту. Еще один ориентир, которого сам Джозеф не только не скрывает, но и пригласил на альбом в качестве почетного гостя – итальянский композитор Джиджи Масин (Gigi Masin). Как и композиции Джиджи, музыка Джозефа полна какой-то надломленной романтической меланхолии. "Anne" звучит комфортно, порой почти как нью-эйдж, и в то же время несет в себе какую-то пронзительную, щемящую грусть.

Richard Devine "Sort-Lave" (Timesig)

Двадцать с лишним лет назад Ричард Коулман (Richard Coleman) начинал с IDM и даже не чурался прямой бочки, но с тех пор увлекся модульным синтезом (в области которого стал крупнейшим авторитетом) и стал исполнять нечто совсем уж авангардное. Его концерты в пору относить к категории "электроакустика", так что от нового альбома (да еще и на лейбле Аарона Фанка aka Venetian Snares) в пору было ожидать чего-то такого, на фоне чего свежие записи Autechre покажутся поп-балладами. Вопреки ожиданиям, пластинка вышла в хорошем смысле компромиссной. Если в первые 15 минут Ричард в самом деле обрушивает на слушателей абразивный звуковой поток, в котором невозможно вычленить ни ритм, ни мелодию, то дальше его музыка постепенно обретает структуру – из бесформенного бульона вдруг выделяются чёткий, иногда почти танцевальный бит и даже редкие гармоничные аккорды. И, пожалуй, эта компромиссность, попытка связать вместе авангард и конвенциональную электронику и привлекает в "Sort-Lave" более всего. Нет ничего более интересного в музыке, чем эти пограничные состояния. И хотя шедевра уровня "LP5" у Ричарда, пожалуй, не получилось, но интересных идей в этом альбоме предостаточно.

Peder Mannerfelt "Daily Routine" (Peder Mannerfelt Produktion)

Так же, как Бенджамин Пауэр (Benjamin John Power) со своим соло-проектом Blanck Mass уже затмил некогда звездный дуэт Fuck Buttons, так и слава Педера Маннерфельта и его сольное творчество постепенно затмевают дуэт Roll The Dice, в составе которого Маннерфельт стал впервые известен широкой публике. "Daily Routine" – уже четвертый его сольник, и с каждой новой записью швед все глубже зарывается в дебри пост-апокалиптической электроники. Маннерфельт будто бы берет за основу клише из клубной электроники последних 20 лет (техно, электро, брейкбит и брейк-кор) и записывает на их основе нечто совершенно больное, рваное и нервическое, утопающее в диссонансных аккордах и индустриальном шуме. Чего стоит хотя бы пост-техно боевик "Temporary Psychosis", построенный вокруг назойливого повторения голосового сэмпла "Временный психоз временный психоз временный пси…". Идеальная аудио-иллюстрация к бэд-трипу на рейве.

Steven Rutter & Kirk Degiorgio "Braconian Beta" (FireScope)

Четырехтрековая ЕР от основателя лейбла FireScope и участника легендарного дуэта B12 Стивена Раттера и не менее заслуженного Кирка Деджорджио (As One, Future/Past и т.д.), мастера смешивать электронику с джазом. Талант – штука не аддитивная, поэтому совместные работы звезд нечасто получаются удачными, но к "Braconian Beta" это ни в коей мере не относится. Здесь есть всё, за что мы любим обоих: грув раннего детройт-техно (того, что когда-то звалось "техносоул"), тёплые синтезаторные струнные, клавиши с портаменто и даже TB-303, но сдержанный и не переходящий на визг и свист.

Ishqamatics "Elements" (Fantasy Enhancing)

Дуэт Мэтта Хиллера (Matt Hillier) aka Ishq и Ли Норриса (Lee Norris) aka Metamatics в наших обзорах, кажется, еще не фигурировал, так что выход восьмидискогово (!) бокс-сета – хороший повод о нем поговорить. Бокс-сет включает три альбома, выходивших в период с 2013 по 2014-й на лейблах Anodize и …txt, а также пять дисков неизданного материала, примерно в равной пропорции содержащие оригинальные треки и ремиксы. Музыка Ishqamatics – прекрасный пример того подвида электроники, что в последнее время расцвела усилиями тех самых Anodize, …txt и Carpe Sonum, а теперь еще и Fantasy Enhancing. Для определения "эмбиент" эта музыка, пожалуй, слишком ритмичная и пульсирующая, для IDM – наоборот слишком мягкая, воздушная и психоделическая. Ближайший ориентир – то, что в девяностые обозначалось термином "эмбиент-хаус" и включало в себя огромный спектр музыки от The Orb до Sun Electric, Higher Intelligence Agency и наиболее "активных" пластинок с лейбла FAX вроде "Solitaire" Дэвида Муфанга (David Moufang). Где-то электро-ритм прорежется, где-то затейливое айдиэмное чавканье, где-то те неторопливый прямой бит на манер Carbon Based Lifeforms, но всё же основа этой музыки – уютная синтезаторная вязь, гипнотизирующие петли и арпеджио, тонущие в эхе и реверберации.

03.12.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)