MARC RIBOT'S CERAMIC DOG  Пегий пёс, бегущий краем моря

Марк Рибо впервые сыграет в России со своим рок-трио Ceramic Dog

Марк Рибо – фигура такого масштаба, что сразу и не поймешь, с какой стороны подступиться. Играл рок, джаз, ноу-вейв, соул, панк и чуть ли не классику. Выступал и записывался с Соломоном Бёрком (Solomon Burke), Элвисом Костелло (Elvis Costello), Мариан Фэйтфул (Marianne Faithful), Алленом Гинзбергом (Allen Ginsberg), Foetus, Джоном Зорном (John Zorn) и даже с группой Аукцыон, а известен широкой публике как постоянный гитарист Тома Уэйтса (Tom Waits).

Гениальный сайдмен? Да, но не только – пластинок в качестве бенд-лидера у него тоже не один десяток. Обладатель уникальной манеры игры? Несомненно, но о Рибо совсем не скажешь, что его стиль узнается по нескольким нотам, Марк изменчив и многолик – может и энергичные запилы в духе рок-героев шестидесятых выдать, и погудеть как Феннес (Fennesz), и лиричную акустическую импровизацию исполнить. Сверхъестественная техника? Тоже нет, хотя это его совершенно не портит. О собственной технике сам Рибо отзывается скептически, вспоминая что ему, левше от рождения, пришлось учиться играть правой, что накладывало определенные ограничения. И тем не менее, из этих черт складывается портрет одного из величайших ныне действующих гитаристов мира.

Родным языком для Рибо, пожалуй, все же является джаз. Об этом говорит и то, что большая часть проектов, где Марк выступает в роли лидера – в той или иной степени джазовые, и то, что особое место в его биографии занимает сотрудничество с Джоном Зорном (Рибо – постоянный участник Electric Masada). Ну а дружба с Зорном почти автоматически означает своеобразное чувство юмора, вкус к музыкальному хулиганству и способность в любой момент отвесить пощечину общественному вкусу.

Трио Ceramic Dog, с которым Рибо впервые едет в Москву и Петербург – как раз из этой серии. Ни тени академизма (да в общем и от джаза-то одни рудиментарные признаки), зато максимум сырого электрического драйва. Состав как в классических пауэр-трио шестидесятых (бас, ударные, гитара и вокал, за который конечно же тоже отвечает сам Рибо), музыка на грани панк-кабаре, гаражного рока, даба, фанка и даже этники, да еще и с политическим подтекстом (в Россию Ceramic Dog везут программу вышедшего минувшей весной третьего в их дискографии лонг-плея "YRU Still Here?").

Помимо самого Рибо в состав трио входит барабанщик Чем Смит (Ches Smith) и бас-гитарист Шахзад Исмаили (Shahzad Ismaily) – музыканты с чуть менее богатым, чем у Рибо, но ничуть не менее интересным бэкграундом. Исмаили играл с Йоко Оно (Yoko Ono), Уиллом Олдхэмом по прозвищу Бонни "Принс" Билли (Bonnie "Prince" Billy), Йоханом Йохансоном (Johann Johannson), Анной Тернхейм (Anna Ternheim), Niobe, Death In Vegas и еще десятками не менее известных музыкантов. Чес Смит – с Xiu Xiu, Camper Van Beethoven, а также Джоном Зорном, Мэри Хэлворсон (Mary Halvorson) и Джоном Чикаем (John Tchicai).

А вместе Чес и Шахзад более всего известны по авангардной формации Secret Chiefs 3, собранной Треем Спруансом (Trey Spruance) из Faith No More и Mr Bungle. Короче говоря, в багаже у всех троих полистилистичность и свободное владение всеми возможными стилями и техниками. Музыка Керамического Пса – это в некотором роде рок наоборот, в том смысле что возник рок изначально как музыка сырая, энергичная и почти ни на что, кроме блюзовых корней не опирающаяся. Здесь же, напротив, в списке влияний – примерно вся музыка мира. Получается музыкальный Джойс – что ни ход, то аллюзия или скрытая цитата.

28 ноября, 19:00
Санкт-Петербург, Opera Concert Club

29 ноября, 20:00
Москва, Центральный дом художника

14.11.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

MARC RIBOT'S CERAMIC DOG