МУЗЫКА  Проверка пульса: октябрь

Demdike Stare, Styrofoam, The Prodigy, Mariel Ito и другие электронные новинки октября

Si Matthews "Across The Ether" (Carpe Sonum)

Британец Саймон Мэтьюз – один из ярчайших представителей новой эмбиент-волны, поводом для подъема которой во многом стали печальные события - кончина главного подвижника эмбиента девяностых-нулевых Пита Намлука (Pete Namlook) и таинственное исчезновение его коллеги и подопечного по лейблу FAX Тецу Иное (Tetsu Inoue). Необычная особенность нынешней эмбиент-сцены в том, что ядро её составляют музыканты, родившиеся в семидесятые, но начавшие активную карьеру уже в 2010-е, в возрасте ближе к сорока. Корни у музыки Мэтьюза, естественно, лежат в той самой эмбиент-классике: продукции FAX, Rising High, Recycle Or Die и em:t (а также в "докомпьютерном" IDM, особенно во второй части альбома, где появляются ударные и эмбиент превращается в величественное мутантное электро). Но Саймон идеи своих вдохновителей не повторяет, а развивает. Двухдисковый альбом общей продолжительностью под два с половиной часа удивляет не только красотой звука, но и музыкальной насыщенностью – это не разреженные дроны по 20-30 минут (чем зачастую грешил FAX), а 16 пьес, в каждой из которых свой сюжет и своя драматургия, а каждая партия прописана до мельчайших деталей.

The Future Sound Of London "From The Archives Vol. 9" (fsoldigital.com)

Если Orbital с переменным успехом, но всё же пытаются искать себя в современном контексте, то их соратники по электронной революции девяностых FSOL предпочитают от добра добра не искать. Издают ли они новый материал, или, как сейчас, делятся с поклонниками очередной порцией архивных записей, звучит это как электроника девяностых. И это следует воспринимать исключительно как комплимент – FSOL относятся к редкой категории коллективов, которые даже в одиночку образуют целую сцену. Музыкантов, похожих на них хоть отдаленно, можно пересчитать по пальцам одной руки, и пока это статус-кво сохраняется, любой релиз FSOL, даже очередная пачка архивных материалов, будет событием. Девятая часть бесконечного сериала не исключение. FSOL – это в первую очередь цветастые психоделические коллажи, где ломаный бит, струнные, флейта, фортепиано, райховские петли и электроника всех мастей переплетаются в сюрреалистические картины.

Mariel Ito "2000-2005" (R&S)

Эрик Эсторнель (Eric Estornel), американец с кубинскими корнями, живущий в Испании, известен в первую очередь под именем Maceo Plex. Он постоянно фигурирует среди номинантов "диджейского Оскара" DJ Awards, устраивает собственные мероприятия на Ибице и записывает миксы для престижных серий Fabric и DJ Kicks. Но до того, как стать королём тек-хауса, Эрик называл себя Mariel Ito (словом marielito в США называют кубинских мигрантов) и играл мрачноватое олд-скул электро. За год с небольшим (короткая карьера этого проекта продолжалась с 2005-го по 2006-й) он выпустил альбом и несколько синглов, но как оказывается, много хорошего материала осталось "за кадром". Альбом на R&S – подборка еще более старых, но ранее не выходивших треков. Особенно радует то, что Эрик не эксплуатирует паттерн клубного электро, похожего на техно со сбитой бочкой, а пытается в рамках довольно консервативного жанра что-то искать и выдумывать. "99 Tricks" со скретчами и "Lovely" похожи на брейк-данс или даже на брейкс, "Kepler 186b" – на электро-версию темы из первого "Бегущего по лезвию", "Portal Mover" – на энергичный IDM, в общем, слушать диск нескучно. Не исключено, что этим релизом камбэк не ограничится, по крайней мере в этой ипостаси Эрик уже сыграл на фестивале Dekmantel и сделал отличный Essential Mix для BBC.

Cygnus "Rainy Days" (Biosoft Records)

Техасский продюсер Филип Вошингтон (Phillip Washington) более всего известен пластинками для лейбла Central Processing Unit, но свой шестой по счету альбом предпочел выпустить самиздатом. Ближайший ориентир к звучанию "Rainy Days" – электро-патриархи Drexciya и их сайд-проекты (Филип в этом смысле абсолютный классицист и консерватор), но там, где у Drexcia был упор на бит, там Cygnus берет мягкостью, атмосферой и мелодизмом. Местами получается прямо альтернативный саундтрек к мультфильму "Тайна третьей планеты".

John Beltran "The Season Series EP: Autumn" (Not On Label)

Если пытаться ограничить поле детройтского техно двумя флажками, то с одной стороны окажется Джеф Миллс (Jeff Mills) – жесткий, минималистичный и репетативный, а с другой – как раз Джон Белтран. Звучит он настолько мягко и мелодично, что ставить его треки в клубах бессмысленно. Время от времени Джон съезжает то в IDM, то в эмбиент, то в какую-то препарированную латину, но на этой пятитрековой ЕР демонстрирует именно собственное понимание техно. В этой музыке вроде бы есть и фанковый грув, и ударные из TR-909, и фирменные игривые клавиши с портаменто, но музыка это уже совершенно домашняя, тёплая и уютная. Если за эталон пост-детройтского мелодизма принимать B12 и нынешнюю продукцию лейбла FireScope, то Джон делает в этом направлении еще три шага.

Roel Funcken "Sapper Morton EP" (Analogical Force)

Три года назад мадридский лейбл Analogical Force выдал фантастический старт и довольно долго держался на таком высоком уровне, что каждый релиз становился большим событием. Примерно к третьему году соотношение сигнал/шум здесь всё же изменилось не в лучшую сторону и лейбл стал грешить несколько однотипным брейндансом, но шедевры всё же выдает. Пластинка голландца Рула Функена, участника дуэта Funckarma, не слишком похожа на другие его релизы – здесь нет ни суховатого и жесткого IDM, ни экспериментов с дабстепом, ни отмороженного эмбиента. Вместо них – мелодичное, слегка приайдиэмленное электро, стилистически близкое лейблу Rephlex (преемником которого и считается Analogical Force). Где-то неподалеку – DMX Krew, Люк Вайберт (Luke Vibert) и Aphex Twin времен "Аналордов".

Dan Larkin "Electronic Works Volume 1" (Not On Label)

Еще один представитель как никогда в этом году многочисленной когорты прекрасных дебютантов, ну либо музыкантов доселе никому неизвестных. Британец делает на удивление красивую и комфортную музыку, отдаленно напоминающую не то Tycho, не то Secede, не то (это, пожалуй, будет более точным сравнением) испанского айдиэмщика Crisopa. Величавые амбиентные пьесы перемежаются с довольно ритмичными и кое-где даже танцевальными (абстрактный хип-хоп, атмосферик джангл и балеарик брейкс – куда-то в те края), но полными той же романтической меланхолии.

Demdike Stare "Passion" (Modern Love)

Седьмой по счету альбом британского дуэта, давно заработавшего себе репутацию королей электронной мракухи. Здесь Майлз Уиттейкер (Miles Whittaker) и Шон Кэнти (Sean Canty) продолжают гнуть свою линию – тревожные пэды и не менее тревожно сбивающиеся ритмы (то джангл выскочит, то хромое техно, то мутантный герридж), резкий бас и не менее резкие смены музыкальных пейзажей, обрывки голосов, грязный перегруженный звук – всё вроде бы привычно, но если на ранних дисках у Demdike Stare местами был дарк-эмбиент, то под "Passion" уже вполне можно танцевать. Некоторые треки звучат так, будто бы упомянутый выше Люк Вайберт наслушался индастриала и вдобавок словил бэд-трип.

Styrofoam "We Can Never Go Home" (Silent Face)

Бельгийский музыкант Styrofoam более всего известен как звезда Morr Music середины нулевых, когда лейбл олицетворял модный тогда жанр "индитроника" и концентрировал вокруг себя одновременно и электронщиков, и инди-рокеров, и представителей альтернативного хип-хопа. После этого бельгиец переключился на электропоп, а затем и вовсе исчез с радаров. Диск "We Can Never Go Home", изданный греческим (!) лейблом Silent Face – его первая запись за 8 лет, и это тот случай, когда долгий перерыв себя полностью оправдал и пластинка вышла просто отличной. От электропопа или индитроники на альбоме не осталось и следа, скорее "We Can Never Go Home" это синтез очень новой и очень старой музыки. С одной стороны, здесь явственно слышно влияние "журчащего и переливающегося" синтезаторного минимализма нулевых в духе лейбла Spectrum Spools. С другой – старого доброго IDM конца 1990-х с приятно неуклюжим хрустящим битом. Сочетание выходит свежее и необычное, при этом Styrofoam берет не только интересным звуком, но и богатой мелодикой – в мелодическом плане целиком инструментальный "We Can Never Go Home" – его однозначно лучшая работа за всё время.

The Prodigy "No Tourists" (Take Me To The Hospital)

Не то, чтобы от Лиама Хоулета (Liam Howlett) сотоварищи в 2018-м кто-то ждал откровений, но проигнорировать новую пластинку экс-королей рейва и самой успешной электронной группы девяностых тоже было бы неправильно. Главная проблема с Prodigy состоит в том, что британцы давно копируют сами себя, причем не самого успешного периода. Здесь по-прежнему много безнадежно устаревшего ревущего драм-н-бейса а-ля Pendulum и попыток заигрывать с EDM (что ни трек, то дежурный набор жужжащих "суперпил", глиссандо и крещендо) и, прости господи, с бро-степом. Но к счастью на "No Tourists" Prodigy активнее, чем обычно вспоминают своё тру-рейверское прошлое. За обычным для поздних Продиджи воем и рёвом то и дело всплывают сэмплированные брейки, ускоренные голоса и даже озорные мотивчики с нелегальных опен-эйров начала девяностых. "We Live Forever" или "Timebomb Zone" вполне можно сыграть в сете где-то рядом с Orbital "Wonky", т.е. некоторое количество полезного материала на альбоме есть, но трудно представить, что где-нибудь через год рука потянется поставить именно его, а не что-то из первых трех пластинок группы.

01.11.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)