МУЗЫКА  Проверка пульса: сентябрь

Orbital, Aphex Twin, Galaktlan, Tim Hecker и другие электронные новинки сентября

Orbital "Monsters Exist" (ACP Recordings)

Как это часто случается, самый ожидаемый альбом года оставил довольно противоречивые впечатления. На то, что новый альбом не будет шедевром, намекали уже и мелькавшие синглы, и звучащие на концертах новые треки. Проблем у этой пластинки две, и первая – звучание. Если предыдущий, предшествовавший второму распаду группы диск "Wonky" был идеальным сочетанием старого и нового, то на "Monsters Exist" сложная задача поиска своего места во времени братьям уже не покорилась. В нынешнем звуке Orbital чересчур много влияния EDM, а в ритме – прямой бочки (и это в момент, когда спустя 20 лет к нам, кажется, наконец возвращается брейкбит). Вторая проблема – отсутствие явных хитов, за которые можно было бы всё простить. Лучший предальбомный сингл "Copenhagen" и вовсе не попал в альбом, оказавшись лишь на бонус диске. Заглавная вещь, "Hoo Hoo Ha Ha" и "P.H.U.K" по-своему хороши, но даже до уровня "Never" или "Where Is It Going" (не говоря о "Lush 3" или "Are We Here?") не дотягивают. В общем, получилось неплохое (особенно если расслушать бонус-треки, превосходящие суммарной длиной сам альбом), но необязательное дополнение к дискографии великой группы.

Galaktlan "En Garde" (SekSound)

Эстонец Таави Лаатсит (Taavi Laatsit) выпускает первый за пять лет (трехлетней давности диск на Carpe Sonum был переизданием его дебютного релиза) и едва ли не лучший во всей дискографии альбом. Здесь есть абсолютно всё, за что мы любим этого музыканта – сдержанные IDM-ныу ударные с обилием деталей, скромно убранные на второй план, плюс тёплая и многослойная синтезаторная вязь. Электронная романтика, которая не стесняется быть мелодичной, но при этом каким-то образом обходится без банальных и заигранных ходов. Даже и аналогии толком не проведешь – это совсем и не школа британских классиков вроде Aphex Twin и Autechre, и не ретроградская космология. Ближайший ориентир - вторая волна IDM (Merck, Neo Ouija и иже с ними), но доведенная до технического и мелодического совершенства. Прямое попадание в годовой топ-10.

Max Cooper "One Hundred Billion Sparks" (Mesh)

Третий альбом британского музыканта, документально фиксирующий его переход в статус большой звезды. Идейно Макс Купер наследует Саше Рингу (Sasha Ring) aka Apparat – и в плане сложной калейдоскопической, собранной из мельчайших фрагментов звуковой текстуры, и в плане стремления построить синтез эмбиента, минимализма, хауса, техно, электро и IDM. Музыка это, за вычетом нередких эмбиент-интерлюдий, драйвовая и вполне пригодная для танцев, но в хорошем смысле совершенно не клубная – здесь у каждого трека свой сюжет и своя драматургия, да и альбом – не набор отдельно стоящих треков, а связная история, редкое для современной электроники качество. Относительно предыдущего диска "Emergence" этот звучит даже чуть более экспериментально – тут уже совсем не слышно сладковатой неоклассики, меньше заигрываний с поп-форматом, а вот попыток переосмыслить на современный лад IDM больше.

Aphex Twin "Collapse EP" (Warp Records)

В варианте со всеми бонус-треками новая ЕР Ричарда Джеймса (Richard James) длится более 35 минут, то есть даже по его меркам вполне тянет на альбом. Чуда по-прежнему не происходит – перед нами всё тот же брейнденсовый Афекс, которого мы слышим как минимум со времен "Аналордов", а то и раньше (здесь обходится даже без акустических экспериментов). Но если оценивать "Collapse" не по меркам "Selected Ambient Works" или "I Care Because You Do", альбомов уж совсем великих и неповторимых, а относительно его современного творчества, получилось прямо-таки неплохо. Почерк "великого и ужасного" легко узнается (захлебывающийся ритм, слегка шизофренические, но довольно яркие мелодии, булькающие эйсидные секвенции), да и, с позволения сказать, сонграйтинг уж никак не слабее, чем на "Syro".

Tim Hecker "Konoyo" (Kranky)

В какой-то момент канадский композитор с каждой пластинкой звучал всё более стройно и гармонично, и казалось, еще несколько лет и из Хекера вырастет чуть ли не новый Вангелис (Vangelis). Но в последнее время Тим всё же взял крен в другую сторону. Не то, чтобы "Konoyo", вдохновленный поездками в Японию и впечатлениями о традиционной японской музыке, был совсем уж дисгармоничным: пьесы по-прежнему выдержаны в классической структуре, да и фирменные хекеровские аккорды на месте. Но теперь в музыке появилось куда больше хаоса, тревоги, напряжения, тональных сдвигов, скрипучих смычковых и нарезанных на мелкие петли партий кото и других традиционных инструментов. Теперь кажется, что Хекер движется куда-то в сторону Роли Портера (Roly Porter), Blanck Mass и прочей "новой паранойи". И получается у него ничуть не менее, а может и более убедительно, чем у главных певцов тревоги.

Ital Tek "Bodied" (Planet Mu)

Еще один побег на территорию параноидальной музыки, но уже совсем с другой стороны. За 10 лет (его первый релиз датирован 2007-м) постоянный клиент лейбла Planet Mu британец Алан Майсон (Alan Myson) исследовал поляну вокруг дабстепа вдоль и поперек. Он то уходил почти в классический IDM, то напротив выдавал совсем уже клубный футворк. Необходимость сменить контекст Алан понял уже к предыдущему альбому "Hollowed", и вот теперь с (пост)-дабстеповым прошлым его не связывает уже совсем ничего. Тревожно пульсирующий бас, не создающие грува ударные, тонущие в эхе, грязный перегруженный звук, дисгармоничные аккорды и коллажи из потусторонних голосов в духе Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin). Идеально ухваченный дух времени.

Die Erzeugung "Sedierung" (Not On Label)

Главное открытие и одновременно главная загадка сентябрьской "проверки" – музыкант, о существовании которого не знает даже discogs. На Bandcamp-странице, тем временем, доступна целая серия бесплатных релизов, выпущенных под разными именами и звучащих очень по-разному, но почти всегда приятно и интересно. Новейший из них – альбом проекта Die Erzeugung (в переводе с немецкого – "производство" или "выработка") с восемью треками, названными по традиции лейбла FAX, так же, как и альбом с добавлением номера части. Ассоциация с FAX совсем не случайна – музыка у этого загадочного персонажа и в самом деле глубоко укоренена в девяностых, а ближайший ориентир – бирмингемский пионер эмбиент-техно и эмбиент-электро Бобби Бёрд (Bobby Bird) aka The Higher Intelligence Agency. Музыке Бёрда Die Erzeugung сделал технический апдрейд – тут и звук почище, и текстура побогаче, и деталей побольше, да и настроение варьируется от холодной отрешенности чиллаутной электроники через тревожную синематику до расслабленных электронных джазушек а-ля Spacetime Continuum.

Roosevelt "Young Romance" (Greco-Roman LTD)

Немец Мариус Лаубер (Marius Lauber) aka Roosevelt делает лучший в мире ностальгический ретро-поп. Если Washed Out (который здесь тоже засветился в одном треке) или Toro Y Moi были неплохими стилизаторами, но уровнем сонграйтинга всё же не дотягивали до больших поп-композиторов, то диско-меланхолия Roosevelt, как, например, творчество британской певица Shura, это уже большая поп-музыка, которая не разрывает чарты разве что только потому, что ветер модных тенденций дует совершенно в другую сторону. По сравнению с дебютным диском, на "Young Romance" больше меланхолии, минорных и медленных песен (что делает пластинку идеальным саундтреком для наступления осени), но и больших гимнов вроде "Losing Touch", "Yr Love" или "Under The Sun" тоже в достатке. Спрашивайте на всех вечеринках.

Tony Allen & Jeff Mills "Tomorrow Comes The Harvest" (Blue Note) Великий нигерийский барабанщик Тони Аллен в последнее время полюбил коллаборации с электронщиками. В конце нулевых он записывался с Джими Тенором (Jimi Tenor), минувшим летом гастролировал вместе с детройтским хаус и фанк-продюсером Amp Fiddler, а теперь вот объединился с техно-ветераном Джеффом Миллзом. Миллз вырос на джазе и электрофанке, но в его исполнении мы вот уже четверть века слышим исключительно техно и эмбиент (его последний соло-альбом вышел в минувшем январе). Даже когда Миллз выходил на сцену с симфоническим оркестром, всегда было понятно, чего от него ждать. Но в этот раз Тони Аллен то ли задавил партнера авторитетом, то ли наоборот раскрыл ему какие-то неведомые чакры, но от техно на этой пластинке нет и следа. Миллз и Аллен играют хмурый и минималистичный спейс-джаз. Синтезаторные текстуры отведены чуть на задний план, а на переднем барабанная канитель Тони Аллена и орган с квакушкой, напоминающий чуть ли Херби Хэнкока (Herbie Hancock) начала семидесятых. Не сказать, чтобы многоопытные мужчины открыли этим альбомом какой-то новый жанр, но в техно-континууме эта запись звучит необычно.

Nile Rodgers & Chic "It's About Time" (Virgin EMI)

Напоследок о главном альбоме-долгострое последних лет. С новым материалом Chic тянули дольше, чем Kraftwerk и My Bloody Valentine, последний их диск с новым материалом датирован аж 1992-м. Вскоре после этого группа потеряла одного из основателей (43-летний Бернард Эдвардс умер во время гастролей от пневмонии), став по сути соло-проектом Роджерса. Сам Найл с тех пор успел побороть рак и пережить новый пик славы в качестве продюсера, став соавтором десятка гигантских хитов, главный из которых – "Get Lucky". И хотя 66-летний Роджерс сейчас очевидно в лучшей форме, чем Джорджио Мородер (Giorgio Moroder) в момент записи камбэк-альбома "Déjà vu", но шедевра у Chic не получилось. Роджерс, как водится, собрал "на огонек" сборную звезд (Крейг Дэвид, Элтон Джон, Леги Гага, Эмили Санде, Мура Маса), но всё это несколько напоминает большой трибьют-концерт (Леди Гага так и вовсе сделала римейк старого хита Chic "I Want Your Love"). Впрочем, яркие песни тут тоже есть. Как минимум, открывающая альбом "Till the World Falls" – вполне себе хит, неплоха и "I Dance My Dance" да и "Sober", номер в полузабытом (и казалось бы совершенно нехарактерном для Роджерса) жанре "нью-джек свинг", звучит как минимум свежо. А теперь давайте вспомним, что Chic и были-то всегда сингловой, а не альбомной группой. Даже в лучшие дни хитов на их альбомах было от силы два-три. Получается, ничего не изменилось?

01.10.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)