The Bermuda Triangle "Sketches From Space" (Vibraphone Records)
Музыканты, стоящие за проектом The Bermuda Triangle, были одними из пионеров римской техно-сцены и в начале девяностых издали несколько культовых хаус и техно-пластинок под именем The True Underground Sound Of Rome. С тех пор они перепробовали много разных жанров (в том числе активно записывали транс), затем снизили активность, а недавно снова взялись за дело. Первым делом итальянцы переиздали лучшее из старого, а теперь наконец записали совершенно новый диск. "Sketches From Space" – это, как принято говорить в таких случаях, альбом-путешествие. Концептуальная история, довольно разноплановая в жанровом плане (тут есть и эмбиент, и даунтемпо, и неоклассика, и хаус, и даже электро в пять четвертей, и, разумеется, спейс-электроника), но связанная общим набором тембров и, если угодно, воображаемым сюжетом. За всей этой музыкой будто бы существует нерассказанная история или научно-фантастический фильм о космических путешествиях. Есть в этом альбоме что-то общее с "Welcome To Mikrosector-50" Space Dimension Controller или с пластинкой Vakula "A Voyage To Arcturus", и объединяет их именно концептуальная целостность, очень редкое для современной электроники качество.
Steve Hauschildt "Dissolvi" (Ghostly International)
После феноменально красивого эмбиент-альбома "Strands" (2016) Стив Хошильд подписал контракт с лейблом Ghostly International и явно нацелился на более широкую аудиторию. На новом альбоме появились ударные (правда, скромно уведенные на задний план) и даже вокал, совершенно бестелесный и не от мира сего. Все хошильдовские переливы при этом на месте, в результате получается современное прочтение недолговечного, но яркого жанра "эмбиент-хаус" – музыки, звучавшей в клубных чиллаутах (когда они еще существовали) лет 20-25 назад. Ну а ближайшим родственником среди пластинок этого века кажется альбом Alucidnation "Get Lost". Вещь "Alienself" прямиком отправляется в фонд чиллаутной классики.
Helios "Veriditas" (Ghostly International)
Экс-клиент лейблов Merck и Type, бостонский музыкант Кит Кеннифф (Keith Kenniff) в последнее время издавал пластинки на собственном лейбле, но в конце концов попал в обойму нью-йоркского инди-гиганта Ghostly International, который в последнее время, кажется, находится в поисках новой идентичности. "Veriditas" проще всего описать как светлый и добрый эмбиент. Тёплый кассетный звук, гармоничные (часто мажорные – уж совсем невиданная для эмбиента вещь) аккорды, кое-где – размазанная будто асфальтовым катком гитара, повисающие в воздухе фортепианные ноты. Всё это Кит вроде бы делает уже не первый десяток лет (разве что бита совсем нет), но на этот раз и звуковой, и эмоциональный баланс выдержан идеально, впору вспомнить Рафаэля Антона Иризарри (Rafael Anton Irisarri). Идеальный саундтрек для того, чтобы погрустить об ушедшем лете.
Djrum "Portrait With Firewood" (R&S Records)
За 10 лет Британец Феликс Мануэль (Felix Manuel) выпустил с полтора десятков коротких пластинок с танцевальной музыкой в диапазоне от балеарика и герриджа до гулкого басовитого техно. Но, как водится, для полнометражного альбома (второго по счету и первого для престижного R&S Records) подобрал треки, более подходящие под home-listening формат. Начинается пластинка и вовсе с неоклассики – фортепиано, струнные, духовые, но дальше всё же вступает бит, причем поначалу – джангловый, Djrum отправляется куда-то во владения Omni Trio. К середине альбома всё же появляется и плотный современный бас, и сбивающийся ритм (а в третьей части "Showreel" Феликс даже выдает короткий фрагмент быстрого и тяжелого транса, почти на грани хардкора), но синематика и джангл отходят на второй план лишь на время, так и оставаясь центральной темой альбома. Тот случай, когда с одной стороны чётко заметен корень, уходящий в прошлое лет на двадцать, с другой, совершенно нет ощущения, что слушаешь потерянную запись из девяностых.
Helena Hauff "Qualm" (Ninja Tune)
Второй по счету альбом немецкой эйсид-техно примы. Сюрпризов от Хелены обычно не ждешь – она скорее из породы ретроградов-консерваторов, да и жанр задает свои довольно узкие рамки. И первый же трек "Barrow Boot Boys", хмурая и тяжеловесная долбежка в духе лейбла Bunker, эти ожидания только подтверждает, но дальше немка позволяет себе некоторые вольности. Сразу же следом – мелодичное электро, а третий трек с диско-ритмом, вполне мог бы записать DMX Krew. Дальше Хелена всё же возвращается в родные бункеровские пенаты, но лишь для того, чтобы под конец альбома снова удивить. На этот раз бодрым эйсид-трансом и совсем уж непривычной для этой дамы рыхлой ретро-электроникой. Целостности альбому, пожалуй, не хватает, но слушать его точно интереснее, чем дебютный диск Хелены.
Dorian Concept "The Nature of Imitation" (Brainfeeder)
За десять с лишним лет австриец Оливер Джонсон (Oliver Johnson) не без участия системы Red Bull Music Academy поднялся из перспективных юнцов (еще в этом статусе он дал блестящий концерт в клубе "Икра") в серьезные звезды. Его предыдущий диск выходил на Nunja Tune, а теперь он не выпадая из "большой семьи" сделал шаг в бок, на американский лейбл Brainfeeder, которым управляет Flying Lotus. Музыку Dorian Concept можно назвать пост- или future-фанком. Грув, гармония и любовь к клавишным запилам идут у него из американского электрофанка 70-х – 80-х, но препарирует он его на ультрасовременный лад. Бит то и дело хромает и спотыкается, звуковая текстура буквально перенасыщена скрытыми слоями, а треки порой развиваются совершенно алогично. В те моменты, когда в музыке появляется сдавленный обработкой голос, на ум приходят странные параллели с новой пластиной Oneohtrix Point Never.
Dntel "Hate In My Heart" (Leaving Records)
Примерно 15 лет назад Джимми Тамборелло (Jimmy Tamborello) считался одним из самых передовых электронщиков планеты. С нишевых, но влиятельных лейблов Phthalo и Plug Research он перебрался тогда на мейнстримовый Sub Pop, в составе дуэта The Postal Service выпустил фантастический поп-альбом, а затем как-то сник – музыки по-прежнему издавал много, но как-то не сверкал. "Hate In My Heart", выпущенный ориентированным на лоу-фай подразделением Stones Throw, тоже вряд ли перевернет ход музыкальной истории, однако в этой пластинке безусловно есть стремление к поиску. На альбоме 10 недлинных пьес для одного, максимум двух синтезаторов, записанных в эстетике электроники шестидесятых, Не такой уж радикальной и авангардной, но и от монументализма берлинской школы тоже очень далёкой. Есть здесь какое-то особенное обаяние примитивизма, да и сам синтезаторный звук во всем сыром великолепии – выше всяких похвал.
2030 "2030 LP" (Subosc)
Напоследок – июльский релиз, который в предыдущий обзор не попал, но умолчать о нем было бы непростительно. Самая загадочная пластинка лета – выпущенный на самиздатной кассете второй по счету альбом итальянца Нино Кампанеллы (Nino Campanella). Если Кампанелла и был чем-то известен до этого, то множеством техно-пластинок под именем Kalean. Под пседонимом из четырех цифр он издает слегка плывущий (куда же сейчас без лоу-фай эффектов) эмбиент, и эмбиент этот красив так, что дух захватывает. Список ассоциаций выглядит примерно так – Sun Electric (времен великого лайв-альбома "30.07.94"), аоьбомы с лейбла Rising High Records типа The Irresistible Force и Neutron 9000, а также Стив Хошильд и Parks. Надо ли говорить, что при таких вводных получился чуть ли не лучший альбом года?
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)