PAAVOHARJU  От мира сего

Любители заброшенных зданий и паранормальных явлений Paavoharju - о странных событиях и городских легендах, которые вдохновляют на творчество

Пять лет назад любители заброшенных зданий и паранормальных явлений Paavoharju объявили о распаде, и вот теперь, возродившись из пепла подобно птице Феникс, продолжают рассказывать легенды о родном городе Савонлинна, записывать религиозные гимны и исследовать глубины своего подсознания.

Половина первого ночи. Окутанная дымом площадка The Other Sound на фестивале Flow Festival постепенно наполняется скандинавской публикой. В толпе угадываются любители хип-хопа и поклонники более задумчивой музыки. На сцене вместе с участниками Paavoharju - финский рэпер Paperi T, с которым они записывали свой последний альбом "Joko sina tulet tanne alas tai mina nousen sinne".

За плечами музыкантов - видеоряд с танцующей на фоне живописной финской природы гимнасткой в маске диковинного зверя, напоминающего зайца. Тема флоры и фауны вообще группе очень близка. Два года назад, выступая на Flow Festival сольно, братья Лаури и Олли Айнала (Lauri & Olli Ainala - основатели группы - прим. ред.) украсили свой сетап мумией кошки, которую когда-то нашли в подвале заброшенного дома.

В этот раз расстановка сил складывается таким образом, что человеку, незнакомому с творчеством Paavoharju, могло бы показаться, что на сцене две группы. Ответственный за электронные аранжировки, визуальное сопровождение Лаури Айнала и Paperi T в одной стороне, и “живая” секция - барабанщик Арви Линд (Arwi Lind), клавишник Туука Терво (Tuukka Tervo), вокалисты Анниина Ауф (Anniina Auf) и Тони Кяконен (Toni Kähkönen) - в другой. После продолжительного вступления с первого альбома Yhä hämärää, сотканного из записанных звуков природы, звенящего шума, напоминающего помехи на радиочастоте, женских голосов, словно напевающих магические заклинания, группа оставляет за плечами волну эмбиента, переключается на живые инструменты и исполняет Syvyys в классическом фолк-варианте.

Сравнивая записи и концертные версии песен, понимаешь, что Paavoharju существует в разных измерениях. Их альбомы кажутся музыкой потустороннего мира, но когда слышишь ее вживую, мгновенно осознаешь, что она идеально описывает действительность, где для каждого из нас существует невидимая граница между вымышленным и реальным. Личное общение с группой еще больше подтверждает это.

Наше место встречи - кафе Saba, шрифт на вывеске которого немного напоминает арабскую вязь. Тем не менее, изображение красочной пиццы на витрине и китайские фонарики в окне мгновенно рассеивают ассоциации с кебабом. У входа в кафе меня встречает невысокий молодой человек в вязаной шапке и солнечных очках с оправой в цветах американского флага. Это Нико, друг Лаури Айнала, который загадочно показывает мне бейдж с названием группы и направляет указательный палец в сторону входа: “Парень, которого ты ищешь, сидит в дальнем левом углу”. После такого конспиративного начала, напоминающего сюжет из фильма Аки Каурисмяки, я переступаю порог и, внимательно осматриваясь, нахожу Лаури - светловолосого финна в очках в компании друзей и знакомых, которые за несколько минут до этого подсели за столик и уже предлагали угостить своих собеседников пиццей. “Попробуй, она здесь очень хороша” - пытается убедить меня разделить трапезу один из соседей по столу, едва я успеваю представиться.
Лаури вместе с семьей, друзьями и другими участниками группы приехали на выходные в Хельсинки из родного города Савонлинна, чтобы впервые сыграть на Flow Festival полным составом. “Кто-то из артистов (Chino Amobi - прим. ред.) отказался выступать и позвали нас” - скромничает Лаури.

Поводом для выступления стала книга Tuote, изданная коллективом пару месяцев назад при поддержке лейбла Svart Records. Tuote представляет собой сборник рассказов-впечатлений, основанных на реальных событиях из жизни группы, которые произошли в течение лета 2004 года.
- Книга написана не только нами, но и другими очевидцами - объясняет Лаури и показывает отрывок на английском языке, в котором участница группы Black Forest/Black Sea Мириам Голдберг (Miriam Goldberg) рассказывают о своих впечатлениях от Савонлинны и Paavoharju. - Мы пригласили их посмотреть заброшенный молочный завод, где мы записывали песни и жили большую часть времени.

Tuote - название бывшего молочного комбината, когда-то расположенного в центре Савонлинны и прекратившего свое существование в 90-х. С этим местом было связано немало городских баек и легенд. Именно там основатели Paavoharju братья Лаури и Олли Айнала обнаружили труп человека, а затем решили вернуться на это место, чтобы записать там музыку.

Большая часть раннего материала группы была записана в заброшенных зданиях и собственноручно построенной на берегу озера Саймаа сауне. В какой-то момент группе захотелось выйти за пределы DIY-концепции, и свой третий альбом они издали уже не миниатюрном Fonal, а на более внушительном лейбле Svart Records.
- Мы решили сменить лейбл прежде всего по финансовым причинам, - рассказывает Лаури. - Они полностью оплатили нам мастеринг, релиз и продвижение третьего альбома. К тому времени нам хотелось выпускать более качественный материал.
- Fonal Records больше не подписывают контракты с новыми группами. Между тем, этот независимый лейбл всегда был прочной платформой для финской экспериментальной музыки. Как ты относишься к этому решению руководства Fonal?
- Сложно сказать, я очень мало слежу за местными группами, - задумчиво отвечает Лаури. - Обычно нахожусь вне контекста, но знаю, что происходит в нашей среде.

Состояние “вне контекста” кажется для участников Paavoharju очень органичным. В какой-то момент географическая и музыкальная изолированность группы (интервью журналистам дает преимущественно Лаури) породила множество мифов. Один из них - образ жизни христиан-аскетов, который ведут участники группы.
- Кто это придумал? - смеется Лаури. - Стоит посмотреть документальный фильм Unien Savonlinna о нас и наших друзьях, чтобы полностью разубедиться в этом.
- Как ты думаешь, что стало причиной появления таких мифов?
- Мы с братом родились в лютеранской семье и с детства ездили на религиозные собрания, где все пели псалмы и читали Библию. Возможно, это.

Я вспоминаю финского музыканта Микко Йонсуу (Mikko Joensuu), выпустившего трилогию Amen на Svart Records, в которой он отрицает свое духовное воспитание и словно выходит на новый уровень взаимодействия с высшими силами. Некоторые интерпретировали это как веский аргумент в пользу атеистов.

- Я считаю некорректным задавать вопрос “Существует ли Бог?”, правильным будет спросить “Что такое Бог?”, - говорит Лаури. - А говорить об этом можно бесконечно.

20.08.2018, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)