Бильбао - сердце Страны Басков, портовый город на побережье Атлантического океана, окруженный впечатляющим горным ландшафтом. Весь город будто застыл в бурной тектонической волне, которая продолжает волну из океана. Не зря на логотипе фестиваля - два горных пика. Окружающий пейзаж создаёт особенную ауру - несмотря на нахождение в черте (хоть и на окраине) города, есть полное ощущение, что фестиваль проходит где-то вдалеке от "обычной" жизни. Зелень, красивые закаты и захватывающий дух панорамный вид на город, который стоит преодолевания монструозной лестницы с подножья склона или часового ожидания автобуса на фестиваль в очереди плюс получасовой тряски в тесном контакте с другими жаждущими музыкальной романтики.
Эти фестивальные выходные в Европе выдались особенно жаркими во всех смыслах этого слова: в те же дни в Мадриде проходил Mad Cool, в Барселоне - Cruïlla, в Лондоне тоже (как и всегда) была парочка фестивалей, часть артистов которых перекликалась со своими испанскими собратьями, и везде было очень жарко (да-да, даже в Туманном Альбионе). Но в Бильбао температура была более снисходительной к посетителям - за 30 столбик термометра, кажется, почти не заходил, Правда, прошёл дождь, но об этом позже.
На фоне пересыщенного мэйнстрим-именами Mad Cool лайн-ап этого года в Bilbao BBK был популярным, но в чем-то более эстетским и специфическим. Редкие фестивальные сеты групп My Bloody Valentine и James, мало где играющие в этом году The xx, alt-j и The Chemical Brothers (правда, это потому, что они везде, где только могли, уже сыграли в прошлые два года), а также Florence + The Machine с Gorillaz, которые представляли совсем горячие новые релизы. Плюс танцы и неплохая подборка местных артистов. Ей-богу, не был бы фестиваль по большей частью вечерне-ночным, да было бы побольше сил - с удовольствием их бы посмотрел: краткая пробежка по записям показала, что многие были как минимум любопытными.
Но тут и известные имена бы сдюжить: для меня всё началось с небольшого сета дуэта Let's Eat Grandma, создавших одну из самых цепких, но при этом изобретательных поп-записей этого года "I'm All Ears". Несмотря на то, что пластинка уже вторая, и группа уже имеет некоторую популярность, девочки (18 и 19 лет) совсем ещё "зелены" - выступают вдвоём под аккомпанемент "подложки" и барабанщика, не используют никакой визуализации, да и вообще, кажется, всё ещё не могут преодолеть смущения от выступлений живьём. Но шарм в этом свой также имеется - поют они чисто, постоянно меняются инструментами, и трогательно хлопают друг другу в ладоши в такт композициям. Роза (Rosa Walton) спокойнее и старательнее, а Дженни (Jenny Hollingworth) еле удерживается на месте и, в конце концов, вырывается со сцены в первые ряды, чтобы раздать всем присутствующим "high five" (в том числе и вашему покорному). Ну и, что немаловажно, пара не стала соблюдать негласных фестивальных законов и зарядила напоследок 11-минутный медитативный финал альбома "Donnie Darko", успев за это время даже пару раз полежать на сцене. Верим, что у девочек большое будущее.
Параллельно LEG семидесятнический стайл старательно жарили Temples, известные молодые последователи психоделической гитарной поп-волны тех времён, старательно переносящие характерный звук в современные реалии. И оказались они весьма впору, равно как и сторонники интимности Cigarettes After Sex. В отличие от прошедших за последний год аж двух московского шоу, без темноты и маленького закрытого пространства должной атмосферности воссоздать у них не получилось, но на фоне закатного солнца их неспешная и паточная музыка, полностью оправдывающая название, была весьма уместной и приносящей удовольствие даже без массовых телодвижений под хиты, даже под шум любящих поговорить испанцев (к слову, на BBK эта болезнь прослеживалась куда меньше, чем на южном Primavera Sound - видимо, импульсивность и экстравертность зависит от региона страны).
Внезапная популярность хита "This Is America", прогремевшего уже после объявления Дэвида Гловера участником фестиваля, а также тот факт, что сет стал первым европейским полноценным концертом Childish Gambino в этом году, собрал на музыканте грандиозную толпу, не меньшую, чем главный хэдлайнер дня. Более того, днём ранее Гловер выпустил сдвоенный летний сингл "Feels Like Summer" / "Summertime Magic", в котором напомнил, что как музыкант он не про остросоциальное, а про вечное, наполненное грувом и "качающее". Собственно, под этим флагом он и протанцевал весь сет - выйдя в расстегнутой рубашке, Гловер вился ужом, на радость всем дамам, без устали плясал, вытягивая все вокализы, чередуя их с техничной "читкой", пока на заднем плане старательно чеканил соул-r'n'b-хип-хоп-грув компактный, но мощный аккомпанирующий бэнд. Тот самый случай когда смотришь на происходящее и понимаешь - Артист с большой буквы "А", как ни крути. А под "This Is America" зал коллективно и предсказуемо сошёл с ума.
На Флоренс Уэлш, конечно же, тоже так смотришь - Florence + The Machine вернулись после годичного перерыва, но, по сути, с прошлого тура в их лайв-шоу не поменялось практически ничего, кроме сет-листа (любимую "Only If For A Night" сыграли, низкий поклон) и видеоряда, не совсем привязанного к исполняемой музыке. А так - всё по-прежнему: всё вокруг рыжеволосой нимфы, находящейся в безостановочном танце. Всё красиво, воздушно, возвышенно и про любовь.
Прогноз погоды в Бильбао, как и в любом приморском городе, меняется ежечасно. Оценив погодные перспективы второго фестивального дня с утра и посмотрев обновленные данные только вечером уже на площадке, я понимаю, что сегодня придётся долго и упорно мокнуть. Можно заправиться алкоголем по доступной цене и идти на скорых московских гостей King Gizzard & The Lizzard Wizard. Австралийский септет славится именно своими живыми выступлениями, а не только студийными выходками (напоминаю для тех, кто не в курсе, - в прошлом году в качестве эксперимента группа выпустила 5 (пять) студийных альбомов), ну и не зря - они действительно оторвы ещё те. Больше всего меня поразило, конечно, использование губной гармошки, пропущенной через гитарные эффекты, но и в остальном это довольно движовое и рок-н-ролльное зрелище с плотнейшей ритм-секцией (два ударника), напоминающем о ещё одних безкомпромиссных и "мясных" парнях из (Thee) Oh Sees. Кто ещё сомневался идти на них или нет на Пикнике - не сомневайтесь.
Одна из главных причин моего приезда в Бильбао - сет My Bloody Valentine. Патриархи шугейза вернулись к живым концертам после 5 лет молчания и на этот момент в Европе сыграли всего четыре концерта, пока не объявив никаких новых дат. Что же, нашумевший уровень громкости, по которым MBV обычно превышают своих фестивальных коллег в разы, в этот раз была даже терпимым - пять лет назад на Flow в Хельсинки было тяжелее. Плюс, именно на MBV чуть ли не на единственных, кого я видел на BBK, ощущаются некоторые проблемы с балансом звучания - возможно, специфика живых концертов группы при чистейшем звуке на площадке (а во всех остальных случаях так и было - реально, вот больше ни к одному выступлению не придраться, нонсенс!) даёт сбой. А MBV играют так, что ты это чувствуешь не только на уровне децибел, но на уровне вибрации. В берушах (или с закрытыми пальцами ушами) как раз баланс выравнивался, но даже так я не услышал Белинду (Belinda Butcher), а голос Кевина (Kevin Shields) прорезался где-то на третьей песне. Но всё равно ощущение, будто схватился за оголённый провод - ты проводник, и волна звука идёт по тебе как ток. Сыгранная новая песня - прямо-таки лютая, а на финальном блоке из "Feed Me With Your Kiss" и "You Made Me Realise" пазл сошёлся воедино и понеслась душа в рай. Правда, жёстко обломил этот трип внезапно вырубившийся аппарат на последней минуте выступления.
Думалось мне, что это из-за начинавших уже The xx. Ан нет - группа по техническим причинам на полчаса выбилась из фестивального графика (и это так же было единственной подобной накладкой за все три дня). Я наблюдал The xx уже третий раз в этом туре (впечатления раз, впечатления два), и группа в третий раз умудрилась поменять визуализацию - в этот раз за Джейми, Роуми и Оливером было два громадных экрана поставленных углом, которые с лоу-файными спецэффектами показывали происходящее на сцене. Правда, в этот раз почти не было планов с магией, которую творит руками Джейми, ну да ладно. Снова выдалась возможность порадоваться тому, как умело это трио вышло на стадионы с совершенно не подходящей тому атмосферной музыкой, и как она сохраняет её дух и посыл, играя для 50 000 человек так же, как для 500. К слову, на тот момент группа уже неделю была в Бильбао - The xx устроили перед стартом BBK Live свой многодневный сейшн Night + Day в филиале музея Соломона Гуггенхайма.
Дальше был выбор - пойти на любимицу всех мировых музыкальных инди-изданий Sophie, или посмотреть на новое шоу Дэвида Бирна (David Byrne), сердца и мозга знаменитых Talking Heads. Выбор пал на гранда и не зря. Бирн препарировал традиционный вид концертной программы, избавив сцену от мониторов, кабелей, кабинетов и усилителей, оставив её чистой для перфоманса. К слову, ударной установки в привычном виде также не было на сцене: она была разделена по частям между участниками большого аккомпанирующего бэнда артиста. Ну и всё происходившее вызывало чистый восторг своей проработанностью и невероятной сыгранностью: Дэвид и музыканты были одеты в одинаковые серые костюмы, ходили босиком и не стояли на месте - все движения, массовые танцы, притопы и прихлопы были отрепетированы до малейших деталей. Мало того, что и новая пластинка ("American Utopia") вышла отличной, без классики от Talking Heads тоже не обошлось, хотя её выбор тоже очевидным назвать было нельзя. Но на то Бирн и есть Бирн - у классиков-новаторов своё видение прекрасного, пусть транслируют, как считают нужным, а зрителям только и остаётся, что восторгаться. Вот и я восторгался, даже несмотря на то, что уже порядочно промок под дождём. Чуть сократив сет из-за "Иксов", Бирн заканчивает песней Жанель Монэ (Janelle Monáe) "Hell You Talmbot", сыгранной только на ударных и перкуссии, предваряя краткой речью о том, что стоит погуглить, почему была создана эта композиция. Выполняем наказ гранда
Отточенное стадионное шоу играют The Chemical Brothers, и это, честно говоря, выглядит скучным уже на третьей композиции. Чем там за стойками Роулендс (Tom Rowlands) с Сайленсом (Ed Simons) занимаются в тени массивных визуализации - не совсем понятно, поэтому перемещаюсь на сцену поменьше, где уже играет Roosevelt, отличный немецкий музыкант, которого я наблюдал год назад на Sziget. К чести Мариуса, за год состав группы несколько обновился, и играть живьём он стал ещё лучше, - теперь у группы две ударных установки, они справляются без "подложек", и мягкий и мелодичный в записи синти-поп живьём "качает" что надо. Надеюсь, артист, в погоне за качеством, не устремится в скучные жанровые чащи, давно освоенные группой Tesla Boy, и не перестанет писать "цепляющие" хитовые мелодии. Возвращаюсь к Химическим братьям - там всё без изменений, хотя финальный аккорд шоу под "Block Rockin' Beats" всё же впечатляет. Тем временем, на часах уже пол-четвёртого утра, задача героически растрясти засыпающую публику стоит перед вернувшимися после нескольких лет молчания Friendly Fires. И они с ней справляются - добавив в свой студийный звук больше перкуссии и прямо-таки трайбал-драйва (кажется, часть песен была сыграна даже быстрее, чем в оригинале), они страстно выбивали последние силы из героически додержавшихся до их выступления. Отдельный пункт - танцы и ужимки вокалиста Эда Макфарлейна, с которыми он может устроить супер-баттл с ещё одним специалистом в этом деле, Сэмом Хэрингом из Future Islands. Прекрасная фестивальная группа, на которой, к тому же, был минималистичный, но отличный свет. Про звук даже уже и не говорю - на BBK Bilbao это само собой.
Третий день фестиваля - силы ещё не на исходе, но их определенно стоит начать экономить. А пока играет Benjamin Clementine - британец два года назад дал излишне камерный концерт на Пикнике Афиши и за это время, видимо, понял, что на фестивалях надо вести себя иначе. Сократив живой состав до трёх человек, Клементин сделал больший акцент на динамичных вещах (ну, динамичных относительно остальных его песен), и неоднократно вскакивал со стульчика у рояля и требовал от публики сингалонгов и, дословно, "двигать вашими чертовыми задницами". Не сказать, что он сильно в этом преуспел, но опыта артист уже набрался порядочно. На одной из сцен начинают шуметь ещё одни скорые столичные гости Young Fathers, но я направляюсь к ещё своему давнему и желанному шоу - концерту манчестерской группы James. Группа не особо популярна в России, да и вообще имеет странную локализацию собственной известности. Ну, понятно, Англия, но ещё они частенько дают концерты в Испании, Португалии, Греции и Океании - неожиданная компания. Ну и на фестивалях их можно поймать нечасто. Однако же - семь человек на сцене с непрестанно улыбающимся вокалистом Тимом Бутом, почти сразу полезшим в первые ряды зрителей. Чистый концентрат счастья - даже самые минорные композиции James отличает невероятная любовь к жизни, и живьём это чувствуется ещё сильнее. Ключевой момент - "Getting Away With It (All Messed Up)", припев которой все зрители подхватили в едином порыве. Ну и бессмертная "Laid" в финале.
Ещё один прямо-таки массовый состав этого фестиваля - под десяток человек аккомпанируют большому британскому сонграйтеру Ноэлю Галлахеру и всё это называется Noel Gallagher's High Flying Birds. Вновь намеренно минималистичное шоу безо всякой визуализации (кроме неизменного флага Ман Сити за спиной Ноэля), в котором старые песни Oasis, честно говоря, слишком уж сильно оттеняли сольный материал артиста. Во времена тура в поддержку первой пластинки эта разница не сильно бросалась в лицо, а вот теперь есть ощущение, что все из вежливости терпят, пока начнутся те самые хиты. И хиты дают, и на "Don't Look Back In Anger" с "Wonderwall" зал заряжает самый мощный сингалонг за весь фестивальный уикэнд, пусть первая и была сыграна в какой-то совсем уж лайт-версии, а исполнение артистом второй проигрывает Лиэму примерно по всем параметрам. Тот самый случай, когда старательность и прилежность рвутся в борьбу с харизмой: пока не видел, в какой сейчас форме Лиэм, хотелось бы сравнить. Финал сета - битловская "All You Need Is Love" вполне удачно нашедшая место в общем сетлисте (и тоже, конечно, исполненная хором со зрителями).
Разогревают публику перед Албарном два крупных имени параллельно на двух сценах. Низкобюджетное квир-шоу устроили американцы Fischerspooner: вызывающие наряды, имитации оральных ласк, объятья и настоящие однополые поцелуи - в общем, концерт мечты певца Шуры. Безотносительно визуального ряда, звучит всё происходящее хорошо: клавиши + ударные + чистый вокал Кейси Спунера. Но визуально это было явно не для всех, - к тому же, их музыка обладает весьма агрессивным минималистичным посылом. А вот Jungle, одна из самых модных групп 2014 года, игравшие параллельно, явно хотели понравиться всем. И визуально и музыкально это было красиво, стильно, широко и приятно по звуку - "белый" вариант "нового" r'n'b от парней по-прежнему звучит актуально даже спустя четыре года. Ждём полноценного студийного камбэка.
И вот - финальное большое шоу фестиваля: Gorillaz. Группа за полтора года развернула мощнейшую активность в своей истории: два альбома и зашкаливающее количество концертов на обоих континентах. Албарн решил выжать из самого своего популярного проекта по максимуму. То, что казалось у Галлахера биг-бэндом, на фоне "Горилл" меркнет: почти три десятка музыкантов за спиной явно похмельного Дэймона, выглядящего как стереотипный английский гопник, но пышущего обаянием, производят впечатление настоящей армии. Вот так весь концерт и проходит - впечатляющая массивная звуковая махина работает на заднем плане, мультсопровождение на экране, одинокий Албарн с грустными глазами на авансцене.
Несмотря на редкую даже для сольников группы продолжительность выступления, сетлист был максимально выверенным: хайлайты с предыдущих пластинок умело чередовались с вещами с "The Now Now" и "Humanz". Не было постоянно сопровождающих группу Little Simz и De La Soul (последние в Москве, кстати, будут), зато вышел Клементин исполнить "Hallelujah Money" то ли во второй, то ли третий раз за всю историю группы.
В общем, это огромное и впечатляющее представление-передвижной музыкальный цирк-шапито, который не факт, что ещё даст себя посмотреть всем желающим в таком количестве. Поэтому не упустите возможность посмотреть их на следующей неделе ещё раз в Москве (я - пойду).
Bilbao BBK Live - отличный фестиваль в отличном месте, с прекрасным звуком, здравой логистикой и достаточным количеством крупных имён, чтобы не кусать локти из-за желания разорваться на несколько сцен. Не без мелких недостатков, но оставляющий приятное послевкусие. Первый хедлайнер следующего года уже объявлен - это легендарные американцы Weezer. Так что отметьте себе где-нибудь, "возьмите на карандаш" в планах на 2019-й. Уверен, что вы тоже не останетесь равнодушными.
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)