FULL BLAST  Идеальный шторм

Джазовый патриарх Петер Брётцман везет в Москву и Петербург свой самый экстремальный проект Full Blast.

В Москву и Петербург вновь приезжает Петер Брётцман (Peter Brotzmann), и на этот раз крёстный отец европейского фри-джаза везет к нам свой самый жесткий, самый напористый и самый эксцентричный проект, трио Full Blast. В музыке этой группы фри-джазовая плотность и непредсказуемость сочетаются с техниками, характерными скорее для экстремальных металлических жанров – пулеметными ударными и сверхскоростной, виртуозной игрой на бас-гитаре. Если в рамках современного джаза существует свой "спид-кор", то олицетворяют его именно Full Blast.

Нет смысла в очередной раз пересказывать биографию Брётцмана и перечислять его заслуги. Если вы сколько-нибудь интересуетесь импровизационной музыкой, то пройти мимо творчества 76-летнего немецкого патриарха у вас нет никаких шансов. Брётцман сегодня стал связующим звеном между различными "очагами" нового джаза. В дискографии почти любого сколько-нибудь именитого джазмена, будь он из США, Японии, Норвегии или Швейцарии, найдется хоть одна пластинка с участием Петера Брётцмана. К тому же, Петер в последнее время регулярно выступает в "Доме": не далее, как минувшей осенью, немец давал здесь концерт в двух отделениях, сыграв и со своим британским трио, и дуэтом с Хизер Ли (Heather Leigh), игравшей на педальной стил-гитаре.

В Full Blast Брётцман объединяется с двумя музыкантами из Швейцарии. Марино Плиакас (Marino Pliakas) и Михаэль Вертмюллер (Michael Wertmüller) на поколение младше Петера (обоим чуть за пятьдесят), причем разница в поколение – не фигура речи. Оба музыканта играли вместе с сыном Петера Брётцмана, гитаристом Каспером Брётцманом (Caspar Brötzmann) в авангардно-шумовом рок-трио Nohome.

Михаэль Вертмюллер, получивший классическое образовании по классу перкуссии и композиции и начинавший карьеру в классических оркестрах, затем увлекся экспериментальной музыкой и успел поиграть с огромным количеством музыкантов самых разных жанров, от Уильяма Паркера (William Parker) и Тошинори Кондо (Toshinori Kondo) до Билла Ласвелла (Bill Laswell), Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld), Холгера Хукая (Holger Czukay) и Джона Кейла (John Cale). Несмотря на окружающую Михаэля академическую ауру (вдобавок ко всем заслугам, Вертмюллер еще и преподает в Берлинском университете имени Гумбольдта), его манеру игры нередко называют хеви-металлической. Еще в начале 1990-х Михаэль вместе со своими студентами основал группу Alboth!, игравшую на стыке авангардного джаза и death-металла. Его козыри – плотность и скорость, даже в джазовом концерте Вертмюллер регулярно выдает металлический пулеметный бласт-бит.

Басист Марино Плиакас известен в первую очередь по джаз-роковой группе Steamboat Switzerland, звучание которой в разное время мутировало то в сторону академической музыки, то в сторону прог-рока, то в зубодробительный мат-кор, то куда-то в направлении этакого "живого джангла", где ударник выстукивал скоростные танцевальные петли. Надо ли говорить, что при таких вводных бас-гитарист должен обладать какой-то сверхъестественной техникой.

Вооружившись сверхчеловеческой ритм-секцией, Брётцман-старший не только выдает самые пронзительные соло (в этот раз он собирается играть не только на привычных саксофонах и кларнете, но и на венгерском инструменте тарогато). Одна из его задач – доказать, что гонка за техникой, скоростью и напором совершенно не мешает трио сохранять верность фри-джазовой традиции, Концерт Full Blast – совсем не бесконечная ковровая бомбардировка, здесь вполне находится место лиризму и даже нежности.

Москва, КЦ "Дом"
25 февраля, 20:00
26 февраля, 20:00

Петербург, пространство "Арт-измерение"
28 февраля, 20:00

19.02.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)