Финальному концерту тура Radiohead в поддержку пластинки "A Moon Shaped Pool", растянувшегося аж на два концертно-фестивальных сезона, сопутствовал мощный информационный скандал. Узнав о планах группы дать концерт в Израиле, за отмену выступления высказался Роджер Уотерс. Бывший лидер группы Pink Floyd считает происходящее в Израиле "апартеидом палестинского населения" и высказался о недопустимости проведения концерта как факта поддержки текущего режима (что, однако, не помешало ему выступить 10 лет назад на территории Израиля в посёлке Неве-Шалом). Открытое обращение с аналогичным смыслом и посылом к Radiohead подписали ряд весьма известных артистов (среди них, например, Тёрстон Мур), однако Йорк дал резкий публичный ответ, что отмены выступления ждать не стоит. К слову, странно, что от Уотерса досталось больше всего именно Йорку и Ко - за неделю до событий на той же площадке сыграли концерт воссоединившиеся Guns'n'Roses, за две - большое шоу дала Бритни Спирс, но к ним у гранда рока вопросов почему-то не возникло.
Тем не менее, Израиль для Radiohead место особенное - именно здесь "Creep" впервые прогремела на местных радиостанциях и возымела успех, который потом распространился по всему миру; именно сюда группа приехала впервые на зарубежные гастроли. Кроме того, гитарист Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) женат на израильской художнице Шароне Катан.
Но пауза была долгой - прошедший концерт группы оказался первым на Святой земле аж за 17 лет.
Живописная площадка парка Ха Яркон окружена пальмами и небоскрёбами; такое ощущение, что ты не в Тель-Авиве, а на фестивале Coachella или, положим, на располагающемся с другой стороны Средиземного моря Primavera Sound. В принципе, вся организация пространства напоминает фестиваль,- пусть и созданный вокруг одного единственного выступления. В достатке точек питания, алкоголя и мерчандайза, пространство организовано с учетом ожидающихся 47 000 посетителей (и, забегая вперёд, астрономическое число людей по окончанию сета весьма оперативно покинуло парк). Разогрев - под стать, тоже весьма долгий: начинавших вечер Dudu Tassa & The Kuwaits, арабо-израильский коллектив, играющий наэлектризованный и осовремененный вариант иракских народных песен начала 20-го века (такая вот ядреная кросс-культурная смесь) толком расслушать не удалось. К слову, мультикультурность происходящего подтверждает речь вокруг: само собой, иврит, английский, русский, французский,- словом, кто и откуда только сюда не приехал.
Но вот на сцену выходит проект Junun известного израильского музыканта Шая Бен-Цура, Джонни Гринвуда и индийской группы The Rajasthan Express (их альбом, к слову, записывал Найджел Годрич). Народные мотивы, воспроизводимые харизматичными индийскими музыкантами, встречают экспрессивную игру на гитаре Бен-Цура и аранжировочную изобретательность Гринвуда. Впечатляющая, мощная, нерядовая музыка, сочетающая сразу несколько эпох и культур. Но, конечно, большинству зрителей это не так интересно, как могло было быть, а жаль.
Час на технический перерыв, солнце садится за горизонт, традиционная для июльского Тель-Авива душная жара медленно сходит на нет, превратившись в самую комфортную температуру для летнего open air. И звучат первые аккорды "Daydreaming", с которой начинаются почти все концерты тура. Сцена озаряется красивейшими переливами лучей света, а в экстатический момент начала припева хита "Lucky" включаются огромные экраны.
Автору этих строк повезло устроиться в зрительном зале весьма удачно - в отличие от фестивальных выступлений, агрессивных блуждающих "пассажиров", стремящихся всеми правдами и неправдами занять место поближе среди пришедших заранее и стоящих в проходах, как сельди в бочке, здесь особо не было, равно как и любителей поболтать во время неизвестных песен. Ну и звук выше всяких похвал - в технических и бытовых моментах придраться было не к чему.
Тем временем, группа почти один в один повторяет недавно виденный мной сет на фестивале Open'er. С той разницей, что ни погода, ни иные условия от происходящего не отвлекали, те же песни воспринимаются куда лучше, и "All I Need", например, казавшаяся исполненной в Польше немного вяло, здесь получается прочувствовать по-полной. На сольном концерте у группы задействовано больше световых установок, и без того масштабная визуализация выглядит ещё внушительнее. Но и здесь финал сета, как и в Гдыне, по ощущениям чуть проиграл первой половине сета. Впрочем, сегодня же последний концерт тура, такой специальный сет, неужели мы останемся без сюрпризов?..
Ну, конечно, нет, - к сыгранному в Польше на первый бис добавляется "No Surprises", а ещё совершенно внезапно звучит гипнотическая версия "Like Spinning Plates" в версии, близкой к концертнику "I Might Be Wrong": чистая магия и волшебство длиной чуть больше двух минут. С третьего раза меня прокачивает ускоренная версия "Lotus Flower", и после такого студийный оригинал теперь кажется не таким грувовым, а агрессивно-лирическая связка "Paranoid Android" с "Reckoner" завершает первый бис - так что, в принципе, на этом можно сворачивать и весь концерт.
Но впереди ещё один бис, оказавшийся самым мощным по составу из всего, что игралось в этом году напоследок: сначала группа вспоминает свои первые гастроли в Израиле 24 года назад, и, разумеется, играет "Creep", звучащую в тот вечер как-то особенно надрывно и яростно. "Ещё одна песня, которую мы играли тогда" - и следом рвёт и мечет заглавный номер второго альбома Голов, "The Bends". Ещё прыжок через пол-дискографии, "There There" и неизбежная, в такой-то компании, "Karma Police", в конце которой 47 тысяч голосов громко поют "For a minute there I lost myself". Размашистая триумфальная точка и самый длинный (2.20) концерт Radiohead за долгие-долгие годы.
Оставим за скобками политический и культурологический бэкграунд: это был отличный концерт великой группы, которая не ясно когда поедет в тур в следующий раз. Без нехитрой фанатской мысли не обойдётся - мало концертов Radiohead не бывает, и каждый из трёх виденных мной в этом туре стоил потраченных сил и средств (пусть какой-то из больше, а какой-то - меньше). Абсолютный must see, который на фоне свежих печальных новостей только утверждает одну из важнейших мыслей в жизни любого меломана - лучше времени поехать на концерт любимой группы, чем сейчас, уже не будет.
Radiohead, экспериментальная рок-группа из Оксфорда, образована в 1985 году.
Подробности из жизни:
Radiohead образовались в 1985 году в Оксфорде. Коллектив по традиции называют рок-группой, но в случае Radiohead этот ярлык является очень условным: британцы выработали свой собственный стиль, в котором можно вычленить элементы джаза, IDM, краутрока и самых разных ответвлений экспериментальной музыки.
Radiohead можно назвать образцом товарищества: состав группы, сформировавшийся еще под вывеской On A Friday (название было изменено в 1991 году по требованию выпускающего лейбла EMI; новое имя музыканты позаимствовали из песни Talking Heads "Radio Head"), не менялся никогда.
Колин Гринвуд (Colin Greenwood) – бас*, клавишные, перкуссия
Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) – гитары*, клавишные, эффекты, аккордеон, банджо, виола, гармоника, глокеншпиль, лэптоп
Эд О'Брайен (Ed O'Brien) – гитары*, бэк-вокал, Родес-пиано
Фил Сэлвей (Phil Selway) – ударные*, перкуссия
Том Йорк (Thom Yorke) – вокал*, гитары, клавишные, сэмплы, бас, ударные
* - основной…
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)