Полтора месяца назад ее трек встречал гостей арт-фестиваля "Геометрия настоящего", прошедшего в здании ГЭС-2. Сейчас Мария Теряева, в прошлом участница группы Наадя, сольно записывавшаяся как Дуб и просто дерево (к концу 2016-го псевдоним ушел в небытие), готовится представить свой новый альбом, почти целиком записанный на легендарном синтезаторе Buchla. В канун презентации Звуки поговорили с Марией о том, как новый инструмент изменил ее подход к написанию музыки.
Звуки: Не уверен, что помню, с чего началась новая волна интереса к модульным синтезаторам, но в какой-то момент стало ясно, что это всерьез и надолго: Мортон Саботник (Morton Subotnick) выступает с лекциями на RBMA, о Сюзен Чани (Suzanne Ciani) и вовсе документальный фильм выходит...
Мария Теряева: Он уже вышел.
Звуки: Тем более. Если говорить о вас - когда вы обратили внимание на синтезаторы Buchla?
Мария: Мне повезло. Я мечтала о Buchla Music Easel. Бывают такие моменты, когда ты точно знаешь, что тебе это надо. И ровно в такой момент я увидела объявление о продаже 208 модуля по очень хорошей цене. Я сначала написала: "Беру!", и только потом начала решать финансовые и технические вопросы. Оригинальный инструмент достать почти невозможно, их осталось штук 20 в мире. У меня отличная копия наших инженеров Александра Пленингера и Ромы Филиппова, это тоже достаточно редкая вещь.
Звуки: Есть мнение, что люди не играют на модулярах - это модуляры играют на людях. Вы за полгода с небольшим уже прочувствовали это на себе?
Мария: Смотря, кто играет (смеется). В 99 процентах это действительно так.
Звуки: Думаю, вот что имеется в виду: когда имеешь дело с модулярами, нельзя быть уверенным в том, что получишь именно тот звук, который держишь в голове.
Мария: Так это же хорошо! Модули отчасти более предсказуемы, чем Buchla. Buchla настолько отзывчивый инструмент, что подобрать два раза один и тот же звук или паттерн практически невозможно, в этом есть очарование.
Звуки: Но это делает Buchla идеальным инструментом для импровизации.
Мария: Да, и нужно очень хорошо владеть инструментом, чтобы сделать импровизацию интересной, удерживать внимание публики. Тебе-то в любом случае будет интересно, хоть пять часов играй (смеется). Мне нравится часами синтезировать звук, искать интересные комбинации, вообще импровизация на нем предполагает экспериментальную музыку, но я стремлюсь работать с песенной формой. Мой альбом будет про сочетание этих двух вещей.
Звуки: Когда выйдет альбом?
Мария: Альбом готов, лежит у меня на компьютере. Хочу выпустить его на определенном лейбле, поэтому жду. Не хочу просто кинуть ссылку в фейсбук. Все-таки слишком много вложено в этот альбом (смеется).
Звуки: Помимо Вадика Королева, с которым записана песня "Меринос", кто-то еще будет на альбоме, из приглашенных вокалистов?
Мария: Будет еще один фит, я приберегу эту информацию. Остальные треки - инструментальные.
Звуки: Это будет поп-музыка?
Мария: Мне сейчас кажется, что это поп. Я не уверена, что сужу объективно, я внутри процесса.
Звуки: При том грань между экспериментальной музыкой и поп-музыкой в электронике - особенно ранней - больше условная, мелом проведенная, и эту грань можно стирать по желанию.
Мария: Да, и это классно. В "Мериносе", например, с одной стороны прямая бочка, повторяющийся мотив. С другой – случайные числа, нет точно заданного темпа, тональности как таковой, и это уже из области эксперимента.
Звуки: Не возникает маниакального желания фиксировать все, что получается?
Мария: Нет, и чем дальше, тем меньше желания фиксировать (смеется). Недавно друг заходил в гости, Buchla была включена, я настроила какой-то паттерн как фоновую музыку. Мы пьем чай, общаемся, и он спрашивает, "почему ты не записываешь? Это же круто и больше не повторится". Вот и здорово же!
Звуки: Мода на модульные синтезаторы породила немало скептицизма. И я понимаю, откуда он берется. Когда инди-поп-группа таскает на гастроли модуляры, чтобы за весь концерт сыграть три-четыре ноты, роль инструмента, в общем, сводится к тому, чтобы красиво смотреться на сцене. Гиков от электронного "железа" это, разумеется, приводит в ярость.
Мария: Думаю, в будущем модульные синтезаторы в какой-то мере войдут в обиход каждого музыканта/группы, будут существовать наравне с другими инструменами. Это не вопрос моды, вопрос времени. На Buchla, например, нельзя начать играть, не поняв физику процесса, мне кажется, я до сих пор не знаю всех возможностей инструмента.
Звуки: И они же действительно эффектно выглядят на сцене. У вас есть идея, как сделать из выступления шоу? Представим, что у вас для этого есть все средства и исполнители.
Мария: Идеи есть, последние полгода только об этом и фантазирую (смеется). Скажем так, сейчас у меня есть план, что я буду делать на первых концертах. Буду пробовать разные подходы и смотреть, что мне ближе, что получается лучше. Есть два подхода. Чистая импровизация - так делают Сюзен Чани или Мортон Саботник, выходят и играют час. Я хочу придумать, как играть песни. На концерте в Powerhouse я, скорее всего, начну с небольшой импровизации, а дальше сыграю почти весь свой альбом.
Звуки: Говоря о Чани - а мы неизбежно будем к ней возвращаться - у нее же всегда была эта жилка шоувумен.
Мария: Еще какая! Она же сначала работала в компании Buchla, паяла и собирала инструменты, и как только получила в свое распоряжение модули, отсэмплировала все звуки и стала работать с этой базой, запихнув сам инструмент под диван. Многие недолюбливают ее за это, но мне кажется, это – отличный, нетривиальный ход. У Дона Буклы есть последователи, которые говорят: "Синтезатором Буклы нужно пользоваться так и только так. Точка". А мне хочется адаптировать его идею для сегодняшнего дня.
Звуки: "Улица всему находит свое применение".
Мария: Я понимаю, почему иногда это говорят. Бывает и такое, что модули совсем примитивно используют, играют на них, как на Casio. Вот это действительно обидно! (смеется) У Buchla очень сильная инженерная мысль, ее нужно понять. Но в любом случае последнее слово за музыкантом.
Звуки: А вы какую часть пути уже прошли, по собственным ощущениям?
Мария: Совсем небольшую. У меня пока что один маленький, но гордый 208-й модуль (смеется).
Звуки: Как вы оказались в числе участников "Геометрии настоящего" на ГЭС-2?
Мария: Я увидела афишу с множеством потрясающих имен, в том числе Лори Шпигель (Laurie Spiegel) и Элиан Радиг (Éliane Radigue), пионеров электронной музыки. Я почему-то была уверена, что Шпигель приедет, и с этой мыслью написала куратору программы Марку Феллу (Mark Fell), очень хотела с ней познакомиться. Предложила выступить, а Марк послушал мои композиции и предложил написать музыку специально для фестиваля.
Звуки: И у вас получилось что-то вроде заставки к фестивалю - музыка, которая встречает людей в фойе.
Мария: Да. Фелл гениально выстроил программу. Мне очень понравилось, как был встроен мой трек в пространство ГЭС-2.
Звуки: То есть если к вам снова придут и предложат озвучить выставочное пространство, вы согласитесь? Я к тому, что есть же этот негативный ярлык - "галерейный эмбиент".
Мария: Никаких предубеждений.
Мария Теряева: Buchla Live
Москва, Powerhouse
6 апреля 20:00
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)