МУЗЫКА  Проверка пульса: февраль.

Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют.

Vermont "II" (Kompakt)

Проект Данило Плесова (Danilo Plessow) из Motor City Drum Ensemble и Маркуса Воргула (Marcus Worgull) – нетипичные клиенты для Kompakt даже с учетом всё растущей любви этого лейбла к эмбиенту. Второй альбом немецкого дуэта держится на трех составляющих: разреженные гитарные петли отдают минимализмом Стива Райха а-ля "Electric Counterpoint", тёплые, слегка плывущие синтезаторные пассажи – саундтреками к советской кинофантастике вроде "Тайны третьей планеты", а приджазованные вальяжные переборы родес-пиано походят на умиротворяющие амбиентные красоты Global Communication. В сухом остатке – то, что принято называть "альбом-путешествие", слушается на одном дыхании от и до.

Loess "Pocosin" (n5MD)

2017-й официально объявляется годом полноценного камбэка IDM. Новую пластинку в этом году обещает даже великий затворник Bola, а пока после 11-летней спячки очнулся американский дуэт Loess. Их свежий релиз (и это особенно приятно) не попытка переиграть первокурсников на их поле, а демонстрация того, что Клэй Эммерсон (Clay Emerson) и Йен Пуллман (Ian Pullman) умеют лучше всего. Неторопливо похрустывает бит, лязгает металлическая перкуссия, гудит глубокий бас, а клавиши и струнные выводят лаконичные, но берущие за душу минорные мотивы. Будто бы кто-то проигрывает на замедленной скорости что-то из классики конца девяностых вроде Autechre времен "Tri Repetae" или раннего Arovave. Ретромания? Ностальгия? Несомненно. Но не такой ли музыки вы ждали всё это время?

Ochre "Beyond the Outer Loop" (Aura Materia)

Уроженец Ньюкасла Кристофер Лири (Christopher Scott Leary), который тоже вполне тянет на статус живого классика "умной электроники", напротив, совсем не чурается современного и модного звука. Нет, он не заигрывает с бас-музыкой и не пускается в модулярные дебри. Скорее, Лири не стесняется цифры и не брезгует резковатыми современными тембрами. Исполняет на них он всю ту же замысловатую по форме, но не чуждую сентиментальных мелодий электронику. Вдобавок, Лири – очевидный сторонних идеологии "всё в дело сгодится" и за чистоту стиля не борется. Поэтому ровные хаус-ритмы соседствуют с замысловатым глитч-хопом а-ля Tipper, а сэмплированные голоса – с гранулярными текстурами. В противовес ретроградству Loess, получается отменная "музыка цифрового века", привет поздним Plaid и Lusine.

Yuksek "Nous Horizon" (Universal)

Как и положено всякому уважающему себя французу, Пьер-Александр Буссон (Pierre-Alexandre Busson) начинал с довольно жесткой электроники, но к третьему альбому отошел от жужжащего электро в сторону слегка модернизированного диско. С одной стороны, на "Nous Horizon" немало параллелей с манерным пост-диско в духе лейбла DFA, а порой проскакивает явная ностальгия по махровому нюрейву. С другой, французская школа берет своё. Жирная бас-гитара, породистый диско-грув и кивки в сторону AOR-баллад из восьмидесятых – это явная попытка охотиться на территории Justice, Daft Punk и M83. Трудно сказать, получится ли у Yuksek серьезно с ними конкурировать, но в этой ипостаси он смотрится куда более органично, чем в роли второго Gesaffelstein.

Tosca "Going Going Going" (!K7)

Рихард Дорфмайстер (Richard Dorfmeister) и Руперт Хубер (Rupert Huber) как-то незаметно переформатировались из приджазованного даунтемпо в породистый балеарик, замешанный на диско и дабе. Пластинки в этом жанре им удаются примерно через раз, но "Going Going Going" – явная удача. Звук у австрийцев выходит очень живым и тёплым, будто бы арт-роковую группу конца семидесятых решил спродюсировать анонимный любитель лефтфилд-диско. Тут даже заезженное слово "психоделия" большим преувеличением не будет, музыка у австрийцев выходит одновременно groovy и trippy. Качает бас, квакают гитары, обволакивают струнные. Кажется, в балеарике именно так выглядит формула успеха.

Hollan Holmes "Prayer To The Energy" (Not On Label)

Техасский электронщик Холлан Холмс – один из тех бойцов невидимого фронта, чьими усилиями электроника берлинской школы сейчас снова в почёте. Музыкой он занимается чуть ли не с середины 80-х, но ранее был известен скорее на ниве digital art, в качестве художника и дизайнера. В 2010-м Холмс начал выпускать самиздатные альбомы, и довольно быстро приобрел известность в кругах любителей "консервативной электрононики". Большой опыт сочинения "в стол" не прошёл даром, и первая же пластинка Холмса звучала так, будто до этого американец лет 20 инкогнито играл в Tangerine Dream или работал "гост-райтером" у Vidna Obmana. Двойник "Prayer To The Energy" – его шестой, и возможно лучший соло-альбом. Да, к этой завораживающей космо-электронике вполне применим ярлычок "нью-эйдж", но сейчас это уже не ругательство, как 10 лет назад, а знак принадлежности к касте аутсайдеров-визионеров. Если завтра о Холмсе начнет писать Pitchfork, не удивляйтесь.

Tryphème "Online Dating" (Central Processing Unit)

Шеффилдский лейбл CPU слегка злоупотребляет каноническим электро, но как только от этого канона отходит, сразу получается интересно. Француженка Тифани Белен (Tiphaine Belin) – имя абсолютно новое, но дебют вышел весьма впечатляющим. Пластинка начинается с наивно-очаровательной электроники в духе лейбла Toytronic и раскручивается в энергичный пульсирующий электро-брейкс в духе коллаборации Apparat c Ellen Allien, изредка отклоняясь в сторону лаконичных аналоговых номеров а-ля Solvent. Вдобавок ко всей милоте и небанальному звуку, на "Online Dating" еще и масса хитов, "Away From Prying Eyes" и "French Kiss On Sapphire Scenic", кажется, способны выводить на танцпол мертвых.

Tin Man "Dripping Acid" (Global A Records)

Эйсид в различных вариантах от заторможенного джек-бита до скоростного брейнденса в последнее время постоянно на виду, но до недавних пор кудесники бас-машины Roland TB-303 обходили стороной, пожалуй, самую интересную разновидность этого жанра – кислотный минимализм по заветам Ричи Хоутина (Richie Hawtin) середины 90-х, когда тот именовал себя Plastikman и Fuse. Первым его знамя подхватил швед Андреас Тилландер (Andreas Tillander) aka TM404, но его вдохновлял скорее грязный звук альбом "Consumed", тогда как Железный Дровосек ориентируется на классику образца "Sheet One" и "Recycled Plastik". И хотя американец явно перебрал с хронометражом (два с половиной часа однотипной музыки выдержать непросто), но звук у него просто бесподобный.

Simon Fisher Turner "Giraffe" (Editions Mego) Саймон Фишер Тёрнер выпустил первый альбом в далеком 1973-м, когда еще был поп-певцом и актёром. С тех пор его всё больше манила странность: он поучаствовал в деятельности таинственной формации Deux Filles, поработал в качестве композитора с Дереком Джарменом и издавал авангардную электронику на Mute и Creation, время от времени отвлекаясь на поп-проект The King Of Luxembourg, которой обожал Джон Пил. Эта извилистая траектория в конце концов привела 62-летнего Тёрнера на Editions Mego, и это ничуть не удивляет. "Giraffe" можно описать как саундтрек к несуществующему кино – шумы, крик, обрывки голосов, бренчание на фортепиано, нестройное пение и нарратив без начала и конца. А за всем этим – слой эмбиента, мутирующего из тревожно-шумовых ландшафтов в пасторальные и обратно. Аудиотеатр как он есть.

03.03.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: