ТЕХНИКА  DRM - Digital Rights Management

Digital Rights Management - "управления правами на цифровой контент": пафосное название для методов защиты от копирования.

DRM - "зонтичный" термин, описывающий огромное количество разномастных технологий, разработанных для всех существующих видов цифровых сред, от компакт-дисков и до интернет-дистрибуции. Несмотря на всё разнообразие, назначение у этих технологий примерно одно и то же: ограничить или сделать невозможным несанкционированное копирование контента.

1996 год лишь с очень большой долей условности можно назвать отправной точкой для развития DRM. Разные формы защиты от копирования встречались и раньше, особенно в области программного обеспечения, раньше всех начавшей страдать от "пиратства". Но как раз в 1996 году международный консорциум DVD Forum начал внедрять алгоритм под названием CSS (Content Scrambling System), с помощью которого шифровалось содержимое DVD-дисков. Производители DVD-проигрывателей должны были лицензировать этот алгоритм и инсталлировать его в свои устройства. По сути, CSS препятствовал не только копированию, но и воспроизведению дисков на "несанкционированных" плеерах. В том числе программных.

Позже, в 1999 году появилась программа DeCSS, фактически снимавшая ограничения и позволявшая воспроизводить DVD под ОС Linux (на тот момент ни одного плеера DVD с поддержкой CSS под этой системой не существовало). Вышел крупный скандал, поскольку легальность этой программы была очень сомнительной. Её разработчик - Йон Лех Йохансен (Jon Lech Johansen aka DVD Jon) загремел под суд, но в итоге обвинения с него были сняты - причём два раза. Впоследствии Йохансен неоднократно и с большим азартом укладывал на лопатки и другие DRM-системы, включая знаменитую FairPlay от Apple.

DRM системы для музыкального материала получили более-менее массовое распространение только в 2000-е годы. Больше всего шума понаделали технологии, разработанные Sony BMG, Apple, на определённом этапе - Microsoft. DRM-разработка Sony BMG ославилась в 2005 году, когда выяснилось, что на компьютеры пользователей без их ведома и согласия устанавливается совершенно постороннее ПО, включающее, ни больше ни меньше, натуральный руткит. Помимо того, что эта система делала пользовательские компьютеры уязвимыми для всякого вредоносного ПО, выяснилось, что она ещё и элементарным образом обходится: достаточно было, вставляя CD в трей, держать клавишу Shift. Отключение функции автозапуска на компьютере также делало эту систему бесполезной. В итоге Sony BMG отозвали миллионы (!) компакт-дисков, оснащённых этой "защитой", и дважды выпускали программные средства, которые должны были помочь удалить руткит. И эти средства не работали.

Ситуация с системой Microsoft под названием PlayForSure была несколько более безобидной и - и более курьёзной. PlayForSure - это сертификат соответствия, который компания Microsoft выдавала разработчикам различных аппаратных плееров. Этот сертификат, среди прочего, подразумевал поддержку формата Windows Media и наличие обязательной DRM-системы. Какова же была потеха, когда обнаружилось, что собственный аппаратный плеер Microsoft Zune не поддерживает PlayForSure.

И наконец, Apple. Первые четыре года после запуска iTunes Store все композиции, размещённые в нём, были в обязательном порядке снабжены DRM-системой (FairPlay). По сути, это была система шифрования контента, которая заодно устанавливала ограничения на количество одновременного воспроизведения одного и того же файла и его копирование. Проигрывать файл можно было не более чем на трёх, а позднее, пяти "авторизованных" компьютерах, на CD можно было копировать только целые плейлисты, и не более семи раз, ну, а самое главное, воспроизвести эти файлы можно было только на плеерах Apple и некоторых плеерах Motorola. Это обстоятельство стало поводом для антимонопольного иска против Apple, которую один из её пользователей обвинил в нелегитимном поведении с конкурентами. Иск, поданный в 2005 году, стал основой для процесса, длившегося до 2014 года (и закончившегося победой Apple).

Уже упомянутый Йон Йохансен неоднократно "ломал" FairPlay разными изощрёнными способами и даже пытался на этом заработать. Кончилось всё, однако, тем, что Apple постепенно сняла все DRM-ограничения с музыкальных файлов в iTunes. Этот процесс завершился в 2009 году. Ещё в 2007 году Стив Джобс (Steve Jobs), покойный основатель Apple, призвал индустрию к отказу от DRM в принципе. И в последние годы тенденция к этому действительно просматривается. По крайней мере, в музыкальной сфере, где системы защиты от копирования систематически демонстрировали свою бесполезность - на уровень пиратства в cети они не повлияли никак.

Один из главных противников DRM, писатель и журналист Кори Доктороу (Cory Doctorow) сформулировал так называемые "три закона Доктороу", призвав издателей и, в первую очередь, авторов отказаться от навязчивой защиты копирайта в цифровом пространстве:
- Когда кто-то закрывает на замок то, что принадлежит вам, и не отдает вам ключ, это не может делаться "для вашего блага";
- Известность совсем не гарантирует автору кучу денег. Но если вы никому не известны, платить вам не будут точно;
- Информация не хочет быть свободной - свободными хотят быть люди. Позволять цензорам следить за вами ради соблюдения законов об авторском праве - не лучшая идея.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: