ТЕХНИКА  iTunes Music Store

iTunes Music Store надолго становится главным онлайн-магазином музыки в мире.

В 2003 году компания Apple запустила собственный магазин цифрового контента iTunes Store, ориентированный на продажи музыки, видео и игр для устройств Apple. Старту работы предшествовали долгие переговоры Стива Джобса с индустрией звукозаписи, которая поначалу была скептически настроена: продавать песни, а не альбомы целиком в сети казалось затеей гибельной. Привычная бизнес-модель толстосумов предусматривала, что один потенциальный хит на новой пластинке обеспечит хорошие продажи всему альбому, однако глава Apple убедил мейджоров, что лучше иметь доходы с продаж синглов, чем терпеть убытки от пиратов, раздающих эту музыку в сети бесплатно. Новый подход оправдал себя очень быстро: вместо заявленных миллиона продаж в течение полугода, iTunes Store вышел на этот рубеж в течение 6 дней.

Идею для нового сервиса Джобса подсмотрел у ресурса Ritmoteca.com, созданного в 1998 году Иваном Парроном и Рикардо Декубасом. Эти двое одними из первых додумались торговать в сети mp3-музыкой по 99 центов за песню. Каталог "Ритмотеки" насчитывал около полумиллиона песен - в основном латиноамериканских артистов и имел привилегию по эксклюзивному цифровому распространению таких музыкантов, как U2, Мадонна, Бритни Спирс, Энрике Иглесиас и Джей-Зи. Успех компании был недолгим – из-за большого количества не оправдавших себя интернет-стартапов в апреле 2000-го упали котировки ценных бумаг высокотехнологичных компаний, и Ritmoteca не смогла привлечь инвесторов для дальнейшего развития. Закрылся ресурс в 2005 году.

В основу iTunes Store был положен тот же принцип реализации, что и у детища Паррона и Декубаса – песни стоили 99 центов (альбом 9,99 доллара), на сайте можно было послушать 30-секундное превью композиций и увидеть обложку альбома. Для продажи музыки в своем магазине Apple использовала собственный формат AAC, сжимающий музыку с меньшими потерями чем mp3. Стив Джобс, как ярый защитник авторского права, озаботился даже созданием собственной DRM – технологии, препятствующей неконтролируемому копированию данных – один аккаунт можно было использовать не более, чем на 5 компьютерах, но при этом загружать песни на неограниченное количество айподов. Созданные в приложении iTunes плейлисты получалось записать на CD диск не более 7 раз. От этой технологии в iTunes Store компания отказалась только в 2009 году.

Первое время магазин торговал только музыкой, получаемой от мейджор-лейблов. Изначальная ставка Джобса на гигантов индустрии привела к тому, что в iTunes не могли попасть независимые артисты - сервис попросту не работал с физическими лицами напрямую. Спустя 2 года новую нишу заполнил первый из появившихся агрегаторов - сервис TuneCore, предоставляющий услуги размещения независимых релизов на iTunes. Позднее подоспели Believe Digital, The Orchard, CD Baby и другие.

Новый сервис Apple пришелся по душе далеко не всем. Так группы AC/DC, Radiohead и Pink Floyd запретили распространять свои песни в цифровом магазине, справедливо заметив, что такие группы, как они, нужно слушать альбомами. "Ослушавшийся" лейбл EMI был оштрафован "флойдами" на 40 тысяч долларов – издатель нарушил принцип целостности их музыки, прописанный в контракте, разрешив Apple продавать треки по отдельности (в EMI посчитали, что этот пункт относится только к физическим носителям). Группа Radiohead предпочла магазину яблочников сервис 7digital.com (пообещавший продавать альбомы группы только целиком), а "айтюнсу" группа пригрозила судом - за "всплывший" в магазине релиз "My Iron Lung". Но красноречивее всех были AC/DC – Брайан Джонсон заявил, что "iTunes убьют музыку, если не будут поаккуратнее", а Энгус Янг заметил, что "слушатели вряд ли смогут составить представление о нашей музыке, если будут слушать по 2-3 песни с альбома". Так или иначе, свой альбом "Black Ice" (2008) группа эксклюзивно продавала через сеть массовых супермаркетов Walmart, которую назвала "лучшей альтернативой iTunes".

Помимо очевидной мысли о том, что Apple со своим цифровым магазином лишь оседлали новую потребительскую моду, формировавшуюся десятилетиями (начиная с практики 80-х записывать на кассеты свои микстейпы), они еще и изменили классические формулировки рекорд-бизнеса и музыки. Слово сингл утратило свое первоначальное значение (лицо альбома, главная песня). Синглами стали любые композиции, чаще остальных приобретаемые в iTunes.

Создав iTunes, помимо прочего компания Apple обеспечила устойчивый интерес к своей продукции на следующее десятилетие. Думал ли об этом Стив Джобс, договариваясь с представителями музыкальной индустрии? Своих оппонентов глава Apple убеждал тем, что пятипроцентная аудитория любителей айподов не способна в одиночку уничтожить альбомный формат сбыта. Однако выпуск iPhone в 2007 году и планшета iPad спустя 3 года расширил список устройств, работающих с iTunes, и еще сильнее подорвал привычку пользователей покупать музыку альбомами.

iTunes быстро освоился на рынке: начал заманивать фанатов эксклюзивами (чаще всего альбомными бонус-треками, которые больше нигде нельзя было купить) и искать союзников в лице самих музыкантов. Показательна история отношений Apple с U2, которые согласились прорекламировать новый айпод в обмен на продвижение пластинки "How to Dismantle an Atomic Bomb" на главной странице сервиса и выпуск лимитированной версии iPod 5-го поколения, с продаж которого бы группа получала проценты. "Мы хотели, чтобы у нас был собственный iPod, не похожий на обычные, белые", — рассказывал Боно. — "Мы хотели черный, но Стив сказал, что он пробовал брать другие цвета, и это было неудачно. Хотя при следующей встрече он показал нам черный iPod, и все мы пришли в восторг". Спустя 11 лет группа решилась на более отчаянный шаг – принудительно "раздав" новую пластинку "Songs of Innocence" 500 миллионам пользователей яблочных устройств. Многие оказались не в восторге от такой щедрости, и Apple пришлось выпускать специальную утилиту для удаления пластинки из iTunes.

Меломанские амбиции Apple по-настоящему были удовлетворены, когда в 2010 году в iTunes появился каталог The Beatles. Помимо очевидных плюсов в виде новоприобретенной армии битломанов (в топ продаж в первую неделю попали сразу 5 альбомов ливерпульской четверки) заполучение каталога The Beatles стало для Джобса маленькой личной победой. Дело в том, что его компания до этого много лет судилась с корпорацией Apple Corps, созданной в 1968 году самими "битлами", и управляющей творческим наследием группы. В 1981 году Возняк и Джобс уплатили бренду 80 тысяч долларов, проиграв в суде дело о покушении на торговую марку. Тогда руководители калифорнийской компании пообещали "держаться подальше от музыкального бизнеса". Обет был нарушен на исходе десятилетия, когда вышел новый Макинтош, умевший воспроизводить midi-файлы. Нарушение договоренности обошлось Apple в 26,5 млн долларов. Третий иск последовал в 2003 году, когда Apple запустила iTunes Store и представила очередной iPod. Этот суд Джобс выиграл и спустя год заключил с Apple Corps соглашение, по которому он получал в интеллектуальную собственность все торговые марки и логотипы, так или иначе связанные с названием Apple. Событие, похоже, и стало катализатором перемен.

Помимо постоянно пополняющегося списка функций в приложении iTunes (Genius, iTunes Match, Ping) эппловцы начали внедрять новые фишки в магазинном разделе. Укреплению торговой гегемонии iTunes способствовало появление релизов Mastered for iTunes – т.е. альбомов, специально сведенных для прослушивания на эппловских устройствах. Идея выглядела бы странной, если не тот факт, что долгое время яблочная продукция признавалась профессиональными изданиями второй по качеству звучания после плееров корейской марки Cowon.

Как видно, некоторые адепты альбомного формата отступили в своей борьбе за слушателей, благоразумно решив, что "если не можешь остановить революцию, лучше ее возглавить". Но некоторые музыканты остаются верны себе –так до сих пор в магазине iTunes нельзя найти записи самого продаваемого в США кантри-певца Гарта Брукса и гигантов прог-метала Tool. Последние, к слову, так верят в альбомы, что не выпускают даже сборники своих лучших хитов.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: