Оценивать уходящий год с точки зрения его значимости в истории - дело неблагодарное и далекое от объективности. Ярких всплесков музыка и технологии не переживали последние лет пять. Производственные мощности компьютеров возрастают по экспоненте, облачные технологии, хранилища данных, интернет в любом месте и на любом устройстве – это все никак не тянет на открытие или доминанту уходящего года. Пожалуй, самым значимым событием на этом безрыбье открытий стала новость о том, что искусственный интеллект, созданный инженерам гугловского проекта Brain, впервые сочинил мелодию, используя алгоритмы платформы машинного обучения TensorFlow. Конечно, опыты с нейросетями в науке - совсем не "новость сегодняшнего дня", а опыты с генерацией музыки берут начало из середины прошлого века, но развитие современных платформ машинного обучения (и созидания), высшей точкой которого стала примитивная мелодия из 5 нот, это хороший задел на будущее – в перспективе которого мы видим постепенное сращивание производительности ИИ с все еще не расшифрованным "геномом творчества человека".
Современные попытки ученых создать Искусственный интеллект основаны на задаче построить крупную самообучающуюся нейронную сеть, которая бы смогла имитировать интеллектуальные процессы в мозгу человека. В некоторых сферах, например, статистике технология уже берет вверх на homo sapiens - программа AlphaGo научилась лучше предугадывать поведения игрока в игре «го» и в итоге обыграла международного чемпиона в этой игре - корейца Ли Седоля. Однако в вопросах творчества машины все еще отстают от человека, не будучи способны смоделировать столь деликатную сферу деятельности. Что хорошо поддается их мозгам – так это "игра в имитацию", которая требует предварительной тренировки с участием человека. Оператор нейросети (представляющей собой компьютерную программу) загружает в нее большое количество формализованной (т.е. переведенной в цифры) информации, а автомат ищет корреляции между описанными процессами.
Алексей Архипенко, композитор, создатель генераторов музыки QGen2, NotesTyper, рассказывает: "Нейросеть пытается уловить зависимости, она ищет корреляции между входными и выходными данными, не зная правил. Правила она создает сама на основе разнообразного опыта – за счет загрузки тех или иных нейронов – у нее эти связи утолщаются, как в мозге. Если у Баха – в 80% случаев после "до" идет "ре", то она возьмет это за правило".
Современные опыты применения ИИ в музыке пока весьма скромны и чаще всего связаны с участием человека. Так, например, песня "Daddy’s Car", написанная нейросетью в стиле The Beatles, потом доводилась до ума (читай – аранжировалась) французским композитором Бенуа Карре, написавшим также и всю лирику. А вот прикладные и местами странные эксперименты реализованы очень хорошо. Сайт Brain.Fm стримит терапевтическую музыку, написанную ИИ на основе информации о влиянии музыкальных процессов на различные процессы в организме человека. Сервис Jukedeck генерит по заданным параметрами композиции для Youtube-блогов с очищенными авторскими правами, тем самым отъедая часть краюхи у ремесленников из пыльных студий.
Некоторые музыкальные разработки, основанные на принципе правил и штрафов (это когда ИИ генерит случайные сочетания результатов, а ученый оценивает их на правильность-неправильность), можно сказать, хоронят новую академическую музыку для массового слушателя. Создать на этом поприще, что-то близкое по гениальности к "Хорошо темперированному клавиру" И.-С. Баха пока не удавалось и никому из современников, а мелодии средней руки уже вполне может сочинять хорошо обученная нейросеть, знакомая с правилами строгого письма и полифонии. С другой стороны, такая конкуренция – еще один стимул для творческих людей искать свежий звук и новый язык для выражения, ибо на старом уже говорит даже машина.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)