PLACEBO  Кавер-группа что надо

От Кейт Буш до Boney M: 10 лучших каверов Placebo.

О том, что Брайан Молко (Brian Molko) уже не тот, старые фанаты Placebo - те, у кого наиболее болезненный период тинейдж-ангста пришелся на конец 90-х - твердят уже лет десять. Может, он действительно исписался еще на "Meds" (или до него), однако когда дело касается чужих песен, тлеющее сердце Брайана снова начинает искриться. Это актуально даже сейчас - на вышедшем в октябре EP "Life's What You Make It" Placebo представили три выдающихся кавера, о которых - а заодно и о семи других - мы сегодня и поговорим.

1) "Autoluminescent" ( "Life's What You Make It" EP 2016, оригинал - Rowland S.Howard)

"Я важнее Иисуса Христа", - поет Брайан Молко, явно смакуя строчки, написанные великим австралийским исполнителем, другом Ника Кейва (Nick Cave) и основателем The Birthday Party (группы-предтечи The Bad Seeds) Роландом С. Говардом. Оригинал - печальная медитативная пост-панк баллада, приблюзованная в том смысле, в каком это мог иметь в виду Марк Лэнеган или все тот же Кейв. Placebo сместили акцент в сторону шугейза, добавили модных массивных синтезаторов и партию второго вокала на всякий случай - потому что с гипнотическим баритоном Говарда давно прокуривший голос Молко конкурировать не в состоянии. Получилось, разумеется, не лучше оригинала, зато настолько убедительней всего альбома "Loud Like Love", что начинаешь потихоньку ждать превращения Placebo в кавер-группу.

2) "Johnny and Mary" (сингл "Taste in Men" 2000, оригинал - Роберт Палмер)

Выпущенный в начале 80-х поп-хит британского певца Роберта Палмера перепевали многие. Placebo в своей версии удалось сохранить его наивное очарование (даром что песня, если верить якобы авторской интерпретации, о притворяющемся политике и его жене, хотя для Брайана она, конечно, просто о зашедших в тупик отношениях), удалить излишки синти-попа и добавить своих фирменных гитар на проигрыше. Молко рассказывал, что обычно выбор песен для каверов - дань уважения той музыке, которую Placebo слушали в 80-е, будучи детьми. "Johnny and Mary" была одной из таких песен, ее часто крутили по радио. По словам Брайана, гитарное соло из этой песни - единственное, которое он в состоянии сыграть.

3) "Holocaust" (сингл "Slave to the Wage" 2000, оригинал - Big Star)

Одна из причин, по которой Placebo хочется поблагодарить за каверы - это их умение привлечь внимание к полузабытым музыкантам. Это касается, наверное, доброй половины перепетых ими чужих песен, включая все того же Роберта Палмера или, к примеру, группы Big Star - американцев, любимых в первую очередь за пауэр-поп-песенки с названиями типа "Я влюблен в девушку", на третьем альбоме которых совершенно неожиданно появился этот выбивающий из колеи номер. Его могли бы назвать сэдкором, если бы тогда такое понятие уже существовало: минимализм в аранжировке, беспросветное отчаяние в тексте и сравнение собственного отражения с холокостом. Версия Placebo отличается от оригинала, пожалуй, только наличием барабанов, но звучит она куда мрачнее оригинала - в первую очередь благодаря пронзительному пению Молко, явно пропустившему через себя каждую строчку.

4) "All Apologies" (концертный альбом "We Come in Pieces" 2011, оригинал - Nirvana)

Единственная в списке песня, для которой не нашлось студийного варианта. Еще в 2001 году на фестивале Sziget Молко вставил строчки из нее в концовку "Peeping Tom", но постоянной частью сетлиста группы она стала только в 2010 году, попав в итоге в концертный альбом "We Come in Pieces". Этот как раз тот период, когда Молко играл концерты так, словно хотел, чтобы это поскорее закончилось (и в клубе Arena Moscow тогда все действительно закончилось быстро), но на этой песне он становился куда живее. Именно так звучит гранж по-пласибовки: с чуть более мощными барабанами, чем в оригинале (прости, Дэйв Грол), спокойными скрипками, характерными гитарными примочками - и с налетом едкой (само)иронии, которая, может, подразумевалась и у Кобейна, но расслышать ее теперь, когда случилось то, что случилось, почти невозможно.

5) "Life's What You Make It" ("Life's What You Make It" EP 2016, оригинал - Talk Talk)

Люди, знакомые с творчеством Talk Talk и манерой пения основателя группы Марка Холлиса, до выхода версии Placebo были вправе проявлять скептицизм: в исполнении Молко преисполненный оптимизма прифанкованный номер ну никак не представлялся. Оказалось, зря. Надо всего лишь пустить более ровный ритмический рисунок, а фортепианную партию, на которой строится оригинал, заменить слегка перегруженным басом - и всё, вторая жизнь обретена. Забавный факт: барабанщик Talk Talk рассказывал, что на создание своей партии в этой песне его вдохновила "Running Up That Hill" Кейт Буш, о которой речь пойдет далее.

6) "Daddy Cool" (сингл "The Bitter End" 2003, оригинал Boney M)

Кажется, это чуть ли не первый раз, когда Молко позволил себе подурачиться. Placebo оставили вокальные семплы из оригинальной версии одного из главных хитов эпохи диско, заменив все остальное басом и гитарами. Теперь диалог с танцором Бобби Фарреллом (а на самом деле с продюсером Boney M Фрэнком Фарианом, который пел вместо своего подопечного) ведут не чернокожие вокалистки, а Молко. В интервью журналу Rock Sound в 2003 году он рассказывал, что группа уже давно хотела сделать свою версию "Daddy Cool" в качестве подарка дочке Стивена Хьюитта (ушел из Placebo в 2007 году). "Мы все росли под диско, оно заняло особое место в наших сердцах. А еще после "Bitter End" нам было важно показать нашим фанатам, что у нас есть чувство юмора", - добавил Брайан.

7) "Bigmouth Strikes Again" (сингл "Nancy Boy" 1997, оригинал - The Smiths)

Вот вроде бы версия с минимальными отличиями от лид-сингла The Smiths с альбома "The Queen is Dead", но там, где у Моррисси - привычная манерность, напыщенность и напускное безразличие, у Молко - дерзость и вызов. Словно у The Smiths лирический герой забудет о том, что сболтнул лишнего уже через день или два, а у Placebo это превратится в целую борьбу с самим собой, чреватой саморазрушением. Возможно, такое ощущение возникает из-за того, что это 1996 год, Молко - еще не оперившийся птенец с голоском школьника, в тексте вместо плеера Walkman фигурирует приставка "Сега", а заканчивается все барабанной долбежкой и гитарным фидбеком. Гитарист Placebo Стефан Олсдал, впрочем, и сам рассказывал, что для они хотели сделать более жесткую, современную версию.

8) "Song #6" ("Life's What You Make It" EP 2016, оригинал - Freak Power)

Какое-то время рядом эта песня не значилась как кавер, и многие поклонники переполошились - неужели такая классная песня у Placebo в 2016 году появилась! Но нет, все-таки это кавер - на группу Freak Power, которую основал Норман Кук, впоследствии прославившийся как Fatboy Slim. Группа играла соул и эйсид-джаз - то есть то, что с Placebo ну никак не вяжется. Впрочем, похоже, очень трип-хоповая "Song #6" так же нетипична для Freak Power, как "Holocaust" - для Big Star. И Молко в итоге исполняет ее так, что если бы Freak Power еще существовали, им бы стоило официально "подарить" ее Placebo. И музыкальную границу между первой - электронной - половиной трека и второй - альт-роковой - у последних выражена куда ярче.

9) "Where is My Mind?" (бонус-диск "Sleeping with Ghosts" 2003, оригинал - Pixies)

Молко не раз рассыпался в похвалах в адрес Фрэнка Блэка и Pixies, отмечая, что их музыка помогла ему пережить колледж. "Where is My Mind?", которую в оригинале слышали, разумеется, все - как минимум благодаря"Бойцовскому клубу" - идеально соответствует одержимому навязчивыми идеями интроверту из ранних песен Placebo. Тем приятнее группе было исполнять эту песню вместе с Блэком (можно найти, например, на выдающимся DVD "Soulmates Never Die") - Молко не раз говорил, что именно подобные коллаборации с кумирами придавали ему уверенности в том, что он делает. Версии Pixies и Placebo отличаются не слишком сильно, разве что вопит Молко чуть более от души да звучание гитар как-то потихоньку и не заметно, но все-таки перескочило с альтернативного рока 80-х на альтернативный рок 90-х - такой же шумный, но более громкий и не так расхлябанно звучащий.

10) "Running Up That Hill" (альбом "Covers 2003", оригинал - Kate Bush)

И напоследок - как и в сетлисте нынешнего тура Placebo, приуроченного к 20-летию группы - самый известный их кавер, из тех, что в итоге начинают жить собственной жизнью, как "The Man Who sold the World" или "Hurt". В данном случае от оригинала осталась только мелодия: на смену барабанному шквалу пришел медленный электронный бит, на смену характерного для Кейт Буш визгливого вокала - бормотание лишившегося последних сил человека. Если бы это и правда была упомянутая в тексте сделка с богом, то Буш бы ее заключила, а Молко - вряд ли. В старых интервью Брайан говорил, что слушал в 80-е много поп-музыки, и его поражало то, что с ней вытворяла Кейт Буш. Так что это тоже отсылка к юным годам. Которая, правда, со временем превратилась в визитную карточку Placebo, без которой обходится редкий концерт.

30.11.2016, Борис СТАРОДУБЦЕВ (ЗВУКИ РУ)

PLACEBO - свежие публикации:

Сайт: www.placeboworld.co.uk

PLACEBO

Своим созданием команда Placebo обязана своему фронтмену Брайану Молко и его близкому другу – гитаристу Стефану Олсдалу.

Подробности из жизни:

Группа Placebo появилась на сцене в 1994 году. Своим созданием команда обязана
своему фронтмену Брайану Молко (Brian Molko) и его близкому другу – гитаристу Стефану Олсдалу (Stefan Olsdal).
Изначально группа называлась Ashtray Heart, но музыканты довольно быстро сменили название на общеизвестное Placebo.
Когда Брайан и Стефан только начали записывать свои песни, они пригласили давнего друга Брайана Стивена Хьюитта (Steve Hewitt),
который занял место барабанщика в начинающей группе. Многие из совместно написанных ими песен вошли впоследствии в дебютный альбом команды, но, к сожалению, Стивен не мог уделять много времени Placebo, так как у него был контракт с другой группой. Поэтому вскоре Брайану и Стефану пришлось подыскивать замену барабанщику и они пригласили шведа Роберта Шульцберга (Robert Schultzberg),
который когда-то играл вместе со Стефаном.
Стиль музыки Placebo во многом схож со стилем таких групп, как Radiohead и Muse. Но одновременно с этим он обладает…

Далее... →