Общаться, разговаривать, интервьюировать и даже выпивать c обладателями награды Grammy мне приходилось много – моими собеседниками в разное время становились Chick Corea, Herbie Hancock, Joss Stone, Dee Dee Bridgewater, Kronos Quartet, New York Voices... А вот с российскими лауреатами и номинантам пока не приходилось. Представьте себе мое удовольствие, когда я узнал, что российский джазовый саксофонист Олег Киреев номинирован на знаменитый "граммофон" за свой альбом "The Meeting"! Олега я знал давно, в 2000 году, даже пытался привезти его на Ереванский джаз-фестиваль и с тех пор продолжал с интересом наблюдать за его творчеством. Олег всегда привлекал своим умением легко (чисто внешне, конечно, что творится у него в душе в этот момент, не дано знать) и успешно переключаться с contemporary jazz на этно. Его 16 альбомов, начиная с 1989 года, такие разные – от камерных дуэтов с гитаристом Александром Виницким до этно-джаз ансамбля Орлан, от мейнстрима с американскими музыкантами до экспериментального с российскими, слушаются с одинаковым интересом и удовольствием. Его вкус, фантазия и, конечно, удивительный звук саксофона – иногда хриплый, иногда взрывной, но всегда мощный и красивый, - интересны в каждой записи и в каждом выступлении Киреева.
Работа Олега Киреева "The Meeting" с американскими музыкантами (да еще какими!), записанная на американском же лейбле Inarhyme, - это уже вторая номинация Олега на престижную награду. В предверии большого концерта группы Олега Киреева в Международном доме музыки мы связались с героем дня и попытались выяснить, как создаются альбомы-номинаты и что чувствует сам автор.
Звуки: Олег, поздравляем с номинацией! Какие чувства вы испытываете?
Олег Киреев: Спасибо за поздравление! Чувства, как обычно у нормального человека, зависят от многих факторов, в том числе и от хороших новостей. Только прилетел из Владивостока с "Орланом" с фестиваля - зал татаро-башкирской музыкой порвали. А прямо перед моим отъездом у меня в машине выбили стекло и украли комп. У меня там вся переписка, музыка... Это человеки такие глупые, типа меня, все думают, что вокруг - как в старые времена, "с открытыми дверями". Расслабился, короче. Жестокий урок.
Звуки: Сочувствуем. Надеемся, что воров найдут. Давайте поговорим об альбоме. У вас ведь получился не просто альбом, но и суперсостав!
Олег: Это правда. Музыканты, которые приняли участие в записи альбома "The Meeting", - настоящие звезды мирового джаза, выдающиеся американские музыканты. Это, в первую очередь, легенда, трубач Том Харрел, Бен Уильямс (Ben Williams), он играет на басу в Pat Metheny Group), барабанщик И Джей Стрикленд (E. J. Strickland, квартет Рави Колтрейна, сына Джона Колтрейна) и мой друг и партнер, блестящий пианист и композитор - Кит Джаворс (Keith Javors).
Легендарный трубач Том Харрел ( Tom Harrell) сильно украсил наш альбом. Я помню еще в 1998 году на крупнейшем европейском фестивале Jazz Jambory в Варшаве, он вышел вместе с супер-саксофонистом Филом Вудсом. Я был в зале с несколькими тысячами слушателями и зрителями и был потрясен звуком его инструмента: обволакивающий, нежный, с полетными и яркими мазками фраз…. Я и представить в то время не мог, то через много лет мы будем сидеть рядом, плечом к плечу, в студии и он будет играть мои композиции! Чудеса бывают!
Ну и конечно же, я хочу вам рассказать о моем друге, партнере и сопродюсере, пианисте Ките Джаворсе.
В первую очередь, это очень тонкий человек и музыкант, который с первого знакомства, своими композициями и творческими идеями оказался настолько близок моему пониманию мира джаза и композиторского мышления, что сразу возникло желание совместного сотворчества.
Звуки: А как вообще находят таких музыкантов для совместной работы?
Олег: С Китом мы познакомились через интернет, в то время, когда я был арт-директором одного модного московского клуба в центре Москвы. В то докризисное время к нам в клуб приезжали очень часто большие музыканты: Джошуа Редман, Джордж Кейблз, Бастер Уильямс, Ленни Уайт, Скот Хамилтон и многие другие музыканты из США и из Европы, даже вспомню всех! И, конечно же, приехал Кит Джаворс, с кем мы начинали наши творческие эксперименты. Наша взаимная музыкальная симпатия вылилась в совместные гастроли в России, Польше и США, где мы выступили на нескольких престижных площадках, - таких, как Blues Alley в Washington D.C., в нью-йоркских клубах Iridium и Smals и так далее. А в 2010 году у нас выходит альбом под названием " Rhyme and Reason" в США. Его много играли на джазовых радиостанциях в США и он получил там много положительных рецензий. И когда в 2016 году состоялась запись альбома "The Meeting", c Томом Харрелом и "нью-йоркскими котами", летом 2016 года мы попали в Топ 50 американских радиостанций.
Звуки: Чья была идея записать альбом вообще и с таким репертуаром, в частности? Как происходил отбор композиций?
Олег: В обоих случаях (я имею в виду и первый и второй наш альбом с Китом) был заложен принцип партнерства, который я сразу предложил - половина его авторской музыки, половина моя... ну, и некоторые стандарты.
Звуки: У вас есть любимые стандарты? Как "рыбак узнает рыбака"?
Олег: Стандарты - это же старые добрые американские песенки. Хотя с развитием джаза палитра стандартов расширилась и появились "вечнозеленые мелодии" от Чарли Паркера, Майлса Дэвиса и других. Для джазмена это обязанность - знать много стандартов, то есть все эти "рыбаки" - в одной лодке...
Звуки: Как характер Кита сказывается на его музыке?
Олег: Кит романтик, как и я. И это хорошо слышно и в его, и в моих композициях и в наших индивидуальных соло.
Что есть джаз? - Это состояние… И каждый музыкант - это рассказчик,- ну, конечно, если он не просто ремесленник, вынужденный просто зарабатывать себе на жизнь этим делом. Я говорю про Музыку и Искусство.
Звуки: Насколько мы знаем, это ваша вторая номинация на Grammy. Вы нашли нужную точку, куда надо бить?
Олег: Я всю жизнь играю музыку в различных вариантах -будь то это чистый американский джаз, этно-джаз или world music, авангард или поп-джаз, - абсолютно не заботясь о "точках". В любой музыке есть Музыка - вот я ее и играю!
Звуки: Как вы оцениваете вклад в создание альбома?
Олег: Каждый настоящий музыкант, будь то концерт или запись, в силу своего мастерства, интеллекта и художественного замысла всегда вкладывается по полной. Тут единая музыкальная команда, которая создает произведение.
Мы с Китом всегда партнеры - как и должно быть в Большой Музыке.
Звуки: Не думали записать с ним что-нибудь из башкирского джаза? Как думаете – он сможет?
Олег: Кит Джаворс - супер-профессионал, и если бы он играл в нашем этно-джазовом ансамбле "Орлан", то, конечно , через несколько репетиций влился бы к нам отлично - тем более, это тоже джаз.
Звуки: Кстати, вы легко переключаетесь с одного на другое?
Олег: Как писал американский критик, "Киреев ломает все мыслимые барьеры жанров."
В основе любой музыки важна мелодия, а в каком стиле и как играть - это просто и естественно.
Звуки: Вы много гастролируете со своей этно-джазовой программой. Как такую музыку воспринимают в странах, далеких от подобной культуры?
Олег: Я никогда не встречал ни одного народа, не отвечающего на ритмическую музыку. "Орлан" насыщен полиритмами и драйвом! Когда Мы выступали на Манхеттене 2 года назад в престижном Symphony Space, в зале были почти все американцы и их восприятие башкирского джаза были феноменальным! Взаимная радость и открытие разных континентов происходило прямо во время джазового действа.
Звуки: Мне часто приходится говорить с западными музыкантами, американскими, в частности, и обычно они плохо понимают, что имеется ввиду под термином этно-джаз. Как Вы думаете, почему?
Олег: Потому что для американских музыкантов этно-джаз - это их родной джаз со времен рэгтайма.
Многие считают, что джаз могут играть только черные музыканты - а как же Чет Беккер, Джо Завинул, Стэн Гетс и многие другие выдающиеся музыканты с другим цветом кожи?!
Звуки: А вообще имеет право на жизнь термин "башкирский джаз", "армянский джаз", "русский джаз"? Очень многие против таких определений, утверждая, что джаз может быть только американским. По принципу It Don’t Mean a Thing If….
Олег: Начнем с армянского джаза и вообще армянского искусства в широком смысле. На поверхности лежат ответы и примеры: в классике - Арам Хачатурян, в эстраде - Орбелян, не знаю таких больших примеров, к сожалению, в джазе, но уверен - они есть! Тем более, я дружу с музыкантами, не только джазовыми, армянами - почти все они безумно талантливы. Эта же аналогия приемлема ко всем национальностям. Вопрос только в том, настоящее это искусство, или "буря в стакане". Вспомните Яна Гарбарека, например. Хотя джаз - это, конечно же, в Нью-Йорке.
Звуки: Отличается ли характер работы и темы, которые вы в ходе гастролей обсуждаете с музыкантами из разных стран и составов?
Олег: Обсуждаем музыку. Шутки шутками, а когда у тебя в составе все музыканты, думающие о творчестве, то и все мысли разговоры о ней, прекрасной. Единственное, что сильно в этих гастролях заметно - как менялась музыка в зависимости от музыкантов ритм-секции в разных странах. Ну и, конечно же, the best были нью йоркские музыканты…
Звуки: Как ваш диск попал в номинацию? Кто его представил?
Олег: Альбом "The meeting" прошедшим летом был в топе 50 американских радиостанций целых 8 недель. И достиг почетного 25 места, оставив позади многих мэтров - простите за нескромность, но это факт. Логично, что выпустившая альбом американская фирма Inarhyme records подала заявку на эту престижную премию.
Звуки: Сейчас вы вновь в турне со своим постоянным коллективом. Как складывался состав "Орлана" и что вас удерживает вместе все эти годы?
Олег: "Орлан" и раньше, в совке, был уникальным коллективом, который творил по велению сердца - музыку Урала, Башкирии, и мою авторскую музыку в народном духе скрещивал с джазом во всех современных стилях. Наш "золотой состав" сформировался еще в конце 80-х, и только в 2011 году музыканты основного состава, поработав по миру, вернулись к истокам, снова вместе. И как когда то Арсенал Алексея Козлова творил от филармонии Калининграда, так и мы работаем от Башкирской филармонии - у нас статус государственного коллектива. Ну, и дружба, проверенная годами, тоже важна.
Звуки: Что для вас важно в человеке, с которым вы стоите на одной сцене?
Олег: В первую очередь - энергетика, музыкальность... и, как показывает практика, прекрасные человеческие качества. Я всегда говорю: как живешь - так и играешь, хотя в мире есть и исключения из этого правила.
Звуки: Для сегодняшнего состояния российского общества такие транснациональные проекты и дуэты, как у вас, – редкость. Во многом это диктуется внутренней и внешней политикой, во многом – кризисом музыкальной индустрии в стране. Почему вам так важно продолжать музыкальный диалог?
Олег: Хорошо сказал президент джазовых журналистов США: "Во время, когда в мире сложные социально-политические отношения между странами, альбом "The Meeting" радует слушателей во всем мире." По моему, хорошо сказал.
Со своей стороны скажу: никогда культурные связи и человеческие отношения не прервутся никакой оголтелой политикой - ни с той, ни с этой стороны. Сила искусства в правде, а она - истина.
Звуки: Что вы будете делать, если, дай бог, получите Грэмми?
Олег: Как обычно - продолжать играть музыку и учиться каждый день жизни!
Со времени первого контакта и увлечения музыкой Олега Киреева и его "Орлана" прошло 16 лет. Пора повторить попытку и пригласить его в Ереван уже в статусе обладателя Grammy. А пока слушайте ансамбль в Москве.
Олег Киреев и ансамбль Орлан
шоу "Башкирский караван"
Театральный зал Московского дома Музыки
30 ноября, 20.00
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)