МУЗЫКА  Обратный отсчет #227: альбомы недели

Ольга Белл, Metronomy, сайд-проект Death Grips и Floating Points - в регулярной рубрике Звуков о новых альбомах.

Ольга Белл, Metronomy, сайд-проект Death Grips и Floating Points - Звуки по-прежнему ищут лучшие альбомы из числа недавно вышедших.

5. Metronomy "Summer 08"
Джо Маунт и группа Metronomy в последнее время часто посещают Россию и знакомы многим местным слушателям, так что очередной визит британцев с презентацией пятого альбома "Summer 08" не вызвал бы вопросов. Вместо этого английский поп-квартет решил взять перерыв на год, чтобы отдохнуть и, возможно, записать новый материал. К сожалению, "Summer 08" показывает, что отдых – разумное решение для Metronomy: в последние два года они выпускают не самые удачные пластинки в карьере. Прошлогодний ”Love Letters” был тинейджерской драмой о неразделенной любви, простейший концепт альбома трещал по швам из-за полудетской лирики и заскучавших под хрупкий фальцет Джо музыкантов группы. Но Маунт заставил нас поверить в этот альбом. С "Summer 08" ситуация сложнее. Джо окончательно перетянул одеяло на себя, и хотя ему местами удается писать прилипчивую поп-музыку, из группы как будто вытянули всю жизненную энергию. Альбом излишне прост и скучен, его не спасают ни воспоминания Маунта о "далеком" 2008-ом, ни появление шведки Робин (Robyn) на посредственной "Hang Me Out To Dry", ни былой опыт команды.

Ключевые композиции: "16 Beat", "Mick Slow"

4. Olga Bell "Tempo"
Ольгу Белл, американскую исполнительницу русского происхождения, многие заметили благодаря её альбому "Край" (2014), на котором нынешняя жительница Бруклина с невиданной удалью совместила русский фольклор с нотками авангардной музыки и инди-рока. Но биография Ольги куда шире, чем кажется: она играла в составе Dirty Projectors и Chairlift, сотрудничала с Томом Веком (Tom Vek) под вывеской Nothankyou и даже играла у Освальда Голихова в Карнеги-Холле. На третьей сольной пластинке Белл уходит в глитч и техно - в любом другом случае такие перемены вызвали бы недоумение, но эмоции от "Tempo" Ольга прекрасно передаёт через обложку альбома, на которой артистка заговорщически улыбается и тем самым мастерски сбивает пафос. Белл черпает вдохновение у шведов The Knife и к нарочито неуклюжим "инструменталкам" подмешивает некоторый толк идиосинкразии, а на ее вокальную манеру очевидно повлияли Карин Дрейер из все тех же The Knife и Бьорк (Bjork). "Tempo" едва ли пройдет по ведомству "электронных экспериментов от загадочной женщины", которые регулярно получают свою долю внимания прессы за "новаторство и свежесть". В противовес устоявшемуся канону Белл представляет игривую, отчетливо личную пластинку с неожиданными звуковыми сочетаниями. Не за это ли мы когда-то полюбили Лори Андерсон?

Ключевые композиции: "Doppio", "Power User", "Stomach It"

3. The I.L.Y’s "Scum With Boundaries"
В прошлом году участники Death Grips создали сайд-проект The I.L.Y's, под этой же вывеской они выпустили музыкальный альбом, полный недоработанных гаражных рок-зарисовок. Тогда это казалось тупиковым вариантом развития, тем более что качество песен оставляло желать лучшего. В 2016-м ситуация изменилась – с момента релиза нового альбома Death Grips прошло три месяца, а барабанщик Зак Хилл и ответственный за электронику Энди Морин выпускают "Scum With Boundaries" - альбом, который в чем-то даже интереснее последнего полномасштабного релиза команды. В отсутствие MC Ride дуэт экспериментирует с психоделией и нойз-роком, разнообразив ассортимент приемов продакшена, и наконец-то звучит свежо. "Scum With Boundaries" - альбом, которым гордился бы известный евангелист лоу-фая и выдающийся музыкант Ариэль Пинк. Подобно ему, Зак и Энди не пытаются быть излишне серьезными или вести себя по неписанным канонам используемых жанров. Наоборот, The I.L.Y’s дают себе волю, позволяя оценивать себя без дальнейших ссылок на Death Grips: сайд-проект стал самостоятельной вещью, которую стоит оценить и тем, кто никогда не был в восторге от MC Ride и его коллег.

Ключевые композиции: "I’m Gonna Have Sex", "She’s A Genius", "Doing Things That Artists Do"

2. Floating Points "Kuiper EP"
Лондонский продюсер Сэм Шепард, более известный под псевдонимом Floating Points, в прошлом году отметился дебютным студийным альбомом "Elaenia", на котором удачно смешал джаз, техно и прогрессивную электронику. Его продолжением служит нынешний мини-альбом "Kuiper", состоящий из двух тяжеловесных треков, на 18 и 14 минут соответственно. Первый, заглавный трек Сэм записал вместе с группой, которая сопровождает музыканта на концертах, и естественно, живые инструменты в столь продуманной и сфокусированной композиции удивляют больше череды сэмплов. В "For Marmish Pt. 2" (сиквел одного из треков с "Elaenia") Шепард уже привычным для себя образом зацикливает клавишные и синтезирует стены звуков. "Kuiper EP" приятно удивляет и, очень возможно, служит ключом к тому, какой путь выберет Floating Points в дальнейшем.

Ключевые композиции: "Kuiper", "For Marmish Pt.2"

1. Ian William Craig "Centres"
Йен Уильям Крэйг, канадский музыкант и оперный певец, возник из ниоткуда на задворках Bandcamp с парочкой занимательных пластинок, после чего о нем узнали боссы Fat Cat Records и подписали его на дочерний лейбл для экспериментаторов-самородков. И это было важное решение. Новый альбом Крейга "Centres" - уникальная вещь. Представьте, что Джеймса Блэйка, Тима Хэкера, Джулианну Бэрвик, Бэна Фроста, Уильяма Басински, группу Fleet Foxes, Have A Nice Life и ранних Sigur Ros скрестили воедино - а получилась и вовсе Enigma для хипстеров. До сих пор не верится, что Крэйг, основываясь на опыте дюжины-другой исполнителей, способен создать прекрасно скомпонованную, выверенную и интересную пластинку. Он волен переходить от дроуна к арт-попу и даже к элементам госпела, он не боится имитировать работу оркестра в открывающем альбом 10-минутном треке. По всем признакам "Centres" не должен был сработать - но он работает. Это час невероятной музыки, которая с каждым новым треком пленяет всё больше и больше.

Ключевые композиции: "A Single Hope", "Power Colour Spirit Animal", "Purpose (Is No Country)"

25.07.2016, Владислав ПАНФЕРОВ (ЗВУКИ РУ)