МУЗЫКА  Рифмы и биты: микстейпы января

Микстейпы Migos, Future и Триагрутрики - в новой рубрике Звуков.

Звуки открывают рубрику, в которой мы будем рассказывать о новых микстейпах. появляющихся в сети. Микстейпы - настолько же важная вещь в хип-хопе, как граффити, брейкданс или кроссовки - с появлением интернета вышли на передний план. Это нечасто отмечается, но за последние десять лет, примерно со времени запуска Лил Уэйном серии "Dedication", микстейпы превратились в движущую силу хип-хопа. Настолько значимую, что границы между форматом, изначально подразумевавшим кассетные сборники, распространяемые полуподпольными методами, тем, что принято называть "альбомом", в 00-ые годы почти стерлись. Яркий тому пример - прошлогодний релиз Дрейка и Фьючера "What a Time To Be Alive", который преподносился как необязательный, сыро и спонтанно записанный сайд-проект (и названный микстейпом), в итоге продался полумиллионным тиражом.

Future "Purple Reign"
Первый же микстейп этого года, который нельзя пропустить – свежий релиз Фьючера, общепризнанного короля формата на протяжении последних 14 месяцев. В 2014 году пионер "новой Атланты" разошелся с матерью своего ребенка, поп-певицей Сиарой (Ciara), и нашел утешение в студийной работе, за которую взялся со стахановской прытью. Фьючер вернулся к "уличной музыке", угрюмому бескомпромиссному жесткому трэп-звуку без намека на поп-составляющую, и вывел жанр на новый уровень. 2015 стал по-настоящему его годом: артист выпустил два сильных бесплатных релиза "Beast Mode" и "56 Nights", затем неожиданно, практически без каких-либо анонсов выстрелил со своей третьей номерной пластинкой "DS2", и залакировал свои достижения совместным альбомом-микстейпом с Дрейком. Свои намерения подчинить себе хип-хоп рэпер лаконично выразил в композиции, провозглашающей его "возвращение на улицы", "I Serve The Base" с диска "DS2": "Они хотели создать поп-звезду, вместо этого создали монстра".
В новом, 2016 году, Фьючер Хендрикс останавливаться, судя по всему не собирается: в первые же недели января был выложен свежий микстейп с говорящим названием "Purple Reign". Релиз этот - своего рода победный, но немного необязательный круг для артиста; по сути, ничего нового этой пластинкой Фьючер не сообщает. За звук тут отвечают три столпа трэпа – Метро Бумин (Metro Boomin’), Сауссайд (Southside) и Зейтовен (Zaytoven), ответственные за успех рэпера в той же мере, что и он сам. Тематика (наркотики-деньги-женщины-рефлексия) неизменна, но запоминающегося материала тут меньше, чем на прошлогодних записях рэпера. Из треков стоит выделить агрессивную "Never Forget", в которой Фьючер звучит как оживший ночной кошмар, "Inside The Matress", гармонически напоминающая о прошлогоднем хите "March Madness", и закрывающая микстейп заглавная "Purple Reign", в которой рэпер в порыве отчаяния называет своей девушкой кодеиновый сироп от кашля. Релиз не изменит положение вещей для Фьючера, у которого все и так неплохо, но поможет его фанатам скоротать время до следующего релиза. Но для того чтобы разобраться в гении рэпера, лучше все же обратиться к его прошлогодним победам – альбому "DS2" и тейпу "56 Nights".

Fat Trel "Muva Ru$$ia"
На обложке микстейпа под названием "Россия-матушка" изображен здоровенный черный мужик на серьезных щщах, одетый в бушлат, с копной дредов, спрятанных под солдатской ушанкой и винтовкой за пазухой, вышагивающий в строю. Пройти мимо такого, разумеется, нельзя, одолевает любопытство, на ум при взгляде на оформление релиза, немедленно приходит нечто политизированное и воинственное, жирнющий гангста-рэп, с обязательным упоминанием имени В.В. Путина (образ которого для этого вполне годится). Увы, но обложка и название тейпа – единственное, что отсылает здесь к Родине, в остальном – это довольно банальный трэп, не имеющий с оформлением ничего общего, лишенный каких-то особо ярких моментов.
Фэт Трел – подписант лейбла Рика Росса Maybach Music Group, и, несмотря на то, что происходит из штата Вирджиния, специализируется на чикагском подвиде трэпа, так называемом, drill, наиболее ярким представителем которого считается Чиф Киф (Chief Keef). В "дрилле" меньше стрекота "снеров", меньше "грязи" и имеются пересечения с другим чикагским ноу-хау, "футворком". Крепкие биты "Muva Ru$$ia" хорошо сочетаются со спокойным, даже сладким голосом Трела, однако эмси здесь выступает слабым звеном, выдающим скучные и серые, как солдатский бушлат с обложки, куплеты без каких-либо ярких моментов. Фэт Трел постоянно пребывает в среднем регистре и стелет настолько гладко и ровно, что способен вогнать в сон уже в первой четверти своего тейпа. Если что-то и выделять с этого релиза, то расслабленный и солнечный трек "I Want It All", который запросто может сгодиться в качестве летнего хита средней руки.

Триагрутрика "Knigga Рифм 3: Родники Урала"
Знаменательному альбому Триагрутрики "Вечерний Челябинск" стукнуло в прошлом году пять лет. С тех пор квартет утратил статус самого горячего рэп-коллектива страны и был отброшен на периферию стремительно меняющегося жанра. Альбом 2014 года "Базирование" звучал вымученным и устаревшим, сольные проекты участников коллектива совершенно не вдохновляли, иногда даже казалось, что не слишком продуктивным челябинцам занятие музыкой давно уже надоело, и они просто-напросто сдались под натиском новых, злых и оригинальных артистов. Увы, но свежий тейп Триагрутрики не делает ровным счетом ничего для того, чтобы убедить в обратном. "Knigga Рифм 3: Родники Урала" представляет собой коллекцию фитов ТГК, выходивших в рамках различных проектов в последние годы, и качество материала тут хромает. Из вороха ленивых и неловких куплетов и устаревших битов стоит выделить, пожалуй, совместку с группой Vendetta под названием "Харьков-Челябинск" да куплет Вибе в треке "Джем", записанном совместно с коллективом Нефтеград. Звучавшие в последнее время частые и резкие обвинения в адрес Триагрутрики в нежелании развиваться в соответствии со стандартами "новой школы" казались надуманными, потому что группа всегда умела брать другим – обаянием, меткостью жизненных наблюдений, близостью к слушателям. Однако "Knigga Рифм 3: Родники Урала" демонстрирует лишь бледную копию той Триагрутрики, которая производила высококлассный материал в период с 2009 по 2012 годы. В совместном треке с Джамалом "На всю", рэпер по прозвищу Вадяра Блюз читает: "Респектосинку шлю тем, кто не привносит ничего нового в отрасль, но старое вывозит", - так вот Триагрутрика в ее нынешней форме, к сожалению, не вывозит и старое.

Lil B "Thugged Out Pissed Off"
Одиозный интернет-персонаж, запредельно продуктивный повелитель мем-рэпа, автор книг, оратор-мотиватор и настоящий Фрэнк Заппа от хип-хопа, Лил Би выпустил свой последний на данный момент, примерно сорок седьмой, микстейп аккурат 31 декабря. "Thugged Out Pissed Off" насчитывает 63 (прописью - шестьдесят три) трека и длится почти четыре часа (это не предел, в 2011 году у рэпера выходила компиляция под названием "Free Music: The Complete Myspace Collection" длиной в 676 треков и несколько дней). О характере произведения красноречиво сообщат названия некоторых композиций, среди которых "I Love Bitche$", "Steven Hawking", "I Am Pretty Boy Music", "I’m Government", "Flexin’ Maury Povich", "Smoking With Obama", "2 Rich 2 Pimp" и другие. Среди новых для себя тем, которые затрагивает Лил Би на этом тейпе – домашнее насилие и детские пособия. Имеются также "каверы" на "Jumpman" Дрейка с Фьючером и "CoCo" OT Genesis.
Из эпических полотен Лил Би "Thugged Out Pissed Off" – определенно один из самых содержательных: звучит бодро, откровенного мусора здесь практически нет. Ну и, конечно, поразительным образом творческие методы Лил Би умудрились за прошедшие годы себя не изжить, и его новый микстейп в 2016 году слушается так же, как и его новый микстейп в 2012 - оригинально, свежо и необычно.

Migos "YRN 2 (Young Rich Niggas 2)"
Трио из Атланты в игре всего пару лет, однако влияние их уже огромно - у группы имеется даже российский аналог в виде коллектива MellowBite. Широкой аудитории Migos известны прежде всего мемом "Migos лучше, чем The Beatles", непрекращающимися проблемами с законом, а также ужасно смешной историей о том, как пафосно пожертвовали родной школе чек на сумму в $1000. Тем не менее, Migos есть за что любить, и помимо из абсурдности и комичности, и прежде всего это невероятно эффектный флоу всех троих участников. Их трэп нельзя назвать ни умным, ни особенно оригинальным, но Migos - просто одни из энергичнейших эмси сейчас, и понятно, почему люди сходят с ума по их, пусть и довольно однообразной, но заряженной, прыгучей южной музыке. Группа выпустила несколько популярных и крепких микстейпов, но вышедший коммерческий альбом "Young Rich Nation" особого успеха не снискал. Сейчас Migos возвращаются к практике бесплатных релизов, с сиквелом, пожалуй, самого своего популярного микстейпа, и заново завоевывают любовь публики. В конечном счете, наряду с Янг Тагом, Migos - исполнители, существование и карьеру которых не определяет место в чарте.

27.01.2016, Алексей АЛЕЕВ (ЗВУКИ РУ)