RIGOS  "Мы успеваем за трендами. Большинство местных рэперов - нет"

Автор одной из самых интересных хип-хоп записей года Rigos о своем альбоме с Гуфом, дансхолле и чувстве прекрасного.

Хип-хоп общественность долго ждала новостей от Гуфа, взявшего перерыв после окончания тура в поддержку альбома "Сам и...". И была сильно удивлена, узнав, что Алексей возвращается с альбомом, целиком записанным вместе дуэтом. И ладно бы это был Баста, как это уже случилось несколько лет назад. Но это оказался Rigos - петербуржец, хорошо известный фанатам жанра, но для непосвященного большинства - абсолютный новичок.
Ригос занимается хип-хопом уже больше 10 лет. Он был участником раггамафин-группы True Jamaican Crew; кроме работы с Гуфом в его активе сольный диск "Верхом на риддимах" и десятки треков и фитов. В этом году вышла новая сольная работа Ригоса - "На реальных событиях", ставшая важной новостью жанра. Мы решили воспользоваться этим поводом, чтобы поближе познакомиться с автором пластинки.

Звуки: Как рождался звук твоей пластинки "На реальных событиях"? На творчество в True Jamaican Crew и первый альбом он не очень похож.
Rigos: Звук навеян кардинальными изменениями в музыкальной индустрии. Сначала мы аранжировали треки в несколько ином ключе, но ежедневные правки и корректировки привели к тому, что получилось на пластинке - к максимально актуальному звучанию.
Звуки: У Bluntcath в инстаграме засветился новый материал...
Rigos: Да-да, мы как раз занимались новым треком. Материал рождается активно, мы прямо сейчас работаем над новьём.
Звуки: Это будет движение в сторону последнего диска?
Rigos: Да, нужно обязательно привносить новое, старой энергии слишком много на сцене. Чтобы треки прямо лились в уши, текст напрямую шёл в сознание, с помощью гармонии голоса и музыки. Вот такой способ и такой взгляд.
Звуки: Возвращаться к дэнсхоллу не планируешь?
Rigos: Да всё смешалось сейчас. Ритмы другие, флоу другой... dancehall-артисты сейчас тоже пишут под такие минуса - нет сильных разделений в жанре. Всё - сплошной урбан. Dancehall, r'n'b - все одно, я их не разделяю.
Звуки: Многие отмечают оригинальность твоих рифм - это попытка переложить западный опыт на русский язык, или же какой-то литературный бэкграунд? Rigos: Нет, литература тут не при чём - для современного хип-хопа в плане построения рифм классики уже ничего нового не скажут. По аналогии с Западом рифмуем, пытаемся. Рифма у нас тоже только набирает обороты. Есть ещё люди, которые читают рэп, рифмуя только окончания стандартных размеров строк, - это для меня вообще неприемлемо.

Песня с дебютного альбома артиста "Верхом на риддимах", записанная ещё в прежнем звучании

Звуки: Не надоело тебе, что все спрашивают про фит с Гуфом?
Rigos: Да пусть спрашивают.
Звуки: Как оценишь опыт работы с ним?
Rigos: Опыт бесценный! Всем бы такой!
Звуки: Изменил бы ты что-то в пластинке "420"? Доволен звуком?
Rigos: Доволен. Всё, о чем мы говорили в этой пластинке, что там обсуждалось, по-прежнему остаётся актуальным. Скажу больше, это была наполовину пророческая пластинка в плане происходящих событий.
Звуки: Как возникла фишка с автотьюном? Эта тема у многих комментаторов вызывает баттхёрт.
Rigos: Да мне нравится! Нравится, как мой голос так звучит.
Звуки: Это было вдохновлено Канье и "808's & Heartbreak"?
Rigos: Вовсе нет. Автотьюн в хип-хоп записях использовали ещё в 2003-м, Канье Уэст - это, считай, из недавнего уже. Вокодер вообще активно использовался в фанке в 70-х. Так что эффект древний, не Уэстом единым. Тем более, сейчас его много кто юзает, если послушать из новой урбан-музыки западной...

Звуки: Что тебя больше музыкально вдохновляет - 70-е или современная музыка?
Rigos: Всё важно - и корни, и новьё. Нельзя же идти куда-то, не зная истоков.
Звуки: Как человек который долго находится в теме - у дэнсхолла нет шансов стать массовой музыкой в России? Чаян Фамали делают прямо-таки поп-продукт, но по популярности до Коржа того же ой как далеки. Децл тоже и близко не достигает прежних высот.
Rigos: На мировом уровне это вполне удалось - посмотрите на того же Major Lazer, или же, для примера, сколько дансхолла в саундтреке к GTA. И музыка эта вполне себе специфическая - сильно массовой и доступной она, наверное, никогда и не станет. А про Россию - ну, чего говорить... Лично я делаю то, что мне нравится, то, что я сам слушаю. Чаян Фамали и Ле Трюк - да, мы с ними на коннекте, ближайшие в творческом плане люди, мы общаемся. У них всё здорово. Молодцы, что заняли свою нишу.
Звуки: Ну, сильно популярными их не назовёшь.
Rigos: Ну а кто популярен? Люди нынче стали жадными в плане музыки - никто не готов башлять за неё большие деньги. Сейчас какие-то более насущные траты у людей. Да и у меня тоже.

Звуки: А Ригос как-то зарабатывает на музыке?
Rigos: Как-то зарабатывает.
Звуки: Говорят, что ты сменил огромное количество работ.
Rigos: Да, было такое. А как по другому? Если ты что-то хочешь делать что-то независимое и ставить условия сам, то приходится выкручиваться. А если хочешь делать что-то в угоду... Может, в какой-то момент это будет приносить больше лавэ, но это же куда менее интересно. Я в один момент склонил свой выбор в сторону того, чтобы делать то, что интересно мне. И я вполне готов это стремление поддерживать ресурсами извне, лишь бы не сливать тему.
Звуки: Артист должен прививать, в общем, чувство прекрасного слушателю.
Rigos: Конечно! А иначе всё сольётся в один сплошной неинтересный поток, который хавает масса слушателей. Такого допустить нельзя, нужно развиваться.
Звуки: Ну кто-то ищет легких путей в этом плане.
Rigos: Лёгких путей уже нет. Сейчас всё, старый звук неактуален, и у всех наступило время "тяжеляка". Я считаю, что наша тусовка - Ригос, Bluntcath, Лёха (Гуф - прим. Звуков) и все приближенные артисты, - мы успеваем за трендами. А большинство местных рэперов - нет.

Звуки: В плане местных - нового ЛСП слушал?
Rigos: Да не, я и не буду слушать.
Звуки: Не вдохновляет? Там как раз-таки модный звук, трэп, ориентир на Future.
Rigos: Абсолютно вторичный продукт. Я за него рад, но я-то люблю первоисточники.
Звуки: Это к вопросу о состоянии жанра на родной земле...
Rigos: Я никого не диссую, конечно, но на русском языке слушать сейчас практически нечего.
Звуки: Как ты выбираешь для фитов артистов?
Rigos: Это штука обоюдная. Да и как таковые "фиты" как отдельные куплеты я не пишу. Трек делается коллективно, как чувствуем его вместе с другим артистом, с которым тянемся ко звуку друг друга. Ну и фиты делают ещё по теме уважения. Но я к ним не стремлюсь, не хочу за счет громкого фита выехать - это не панацея.
Звуки: С кем хочется сделать трек из тех артистов, кого ты не знаешь лично?
Rigos: Сложный вопрос. Надо ждать со стороны артиста обоюдное движение, себя навязывать я не готов. Но интересные персонажи, конечно, ещё есть.
Звуки: Bluntcath вынесен в заглавие альбома как полноценный соавтор - это для хип-хопа русского вообще редкий факт. Не кажется, что битмейкеры в хип-хоп среде несколько ущемляются в правах по сравнению с МС?
Rigos: Тут наверное надо сразу оговориться, о каком рынке мы говорим. У нас тоже есть битмейкеры с именами, но с западными музыкантами это не идёт ни в какое сравнение. Да, у нас мало внимания уделяется музыке, а это ведь очень важно. На западе, если ты подписан на такой-то продакшн, то точно будет бомба, с гарантией, даже если трек записал не особо известный артист. У нас есть несколько хороших людей, конкретно у нас - суперхитовый продюсер Bluntcath. То, что он вынесен в заглавие, предполагает высочайший уровень работы. Мы нашли друг друга с Блантиком и Лёхой, у нас целый сквот, команда. С другими музыкантами я тоже работал, есть хорошие люди, но музыку надо делать фэйс-ту-фейс, весь процесс от и до, пробуя всевозможные варианты. С другими по ряду причин это либо в принципе невозможно, либо подобные отношения просто не сложились.

Осенью в Москве пройдёт презентация альбома "На реальных событиях" и новых треков, следите за обновлениями на странице Rigos в VK

27.08.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)