В субботу, в день, когда Майку Науменко исполнилось бы (эта треклятая "бы"!) 60 лет, мы поговорили с продюсером, организатором огромного числа подпольных советских концертов Олегом Ковригой о том, что за человек был Майк, о его семье, о предательстве и поддержке близких людей, а также порассуждали о том, каким был советский рок-н-ролл и жив ли русский рок сегодня.
"Поздравили друг друг с тем, что Майку - 60"
Звуки: Какая первая история приходит тебе в голову, когда ты вспоминаешь Майка?
Олег Коврига: Первая история – это как в 1981 году ко мне пришли приятели и начали записывать с магнитофона на магнитофон концерт Майка в ДК "Москворечье", который потом вышел как "Blues de Moscou". Перед этим меня ещё звали на концерт "Аквариума" в ДК Кусковского химзавода, и я им сказал, что я это ваше советское г**но слушать не буду. Меня тогда исключительно западная музыка интересовала.
В общем, я краем уха слушал, как они стали писать, и сначала кривился. Но вынужденно слушать пришлось. А потом уже, к началу 82-года, подсел конкретно. А через много лет мы этот же "Blues de Moscou" и выпустили.
Звуки: После того, как ты начал заниматься нашим роком, вы с Майком стали друзьями?
Олег Коврига: Что дружил с Майком, сказать нельзя, но общался. Тем более, что один раз он выступал вместе с Цоем у нас дома. А потом, когда он помер, получилось, что я стал общаться со всем его окружением. Я дружу с его женой, с его ребёнком, теми его музыкантами, кто остался жив, со всеми его друганами. Сегодня, в 60-летие Майка, с Кирилычем поговорили (Валерий Кирилов, барабанщик "Зоопарка" – прим. ред.), с Храбуновым (Александр Храбунов, гитарист группы – прим. ред.), с Грачом, который был его директором. Поздравили друг друга с тем, что Майку – шестьдесят.
Звуки: Вот кстати о тех, кто остался жив. Ты как считаешь: рок мёртв или ещё нет?
Олег Коврига: Рок – это скомпрометированный ярлык, поэтому меня совершенно не волнует, мёртв он или нет. Есть авторы, которые продолжают писать, так что я считаю, что всё нормально. Может быть, в плане слов всё стало хуже, но в плане музыки улучшилось на порядки. Тогда люди у нас играть почти не умели, а сейчас много хороших музыкантов.
Звуки: Мне иногда начинает казаться, что русский рок сходит на нет. Убеди меня в обратном, пожалуйста, я очень волнуюсь!
Олег Коврига: Это всегда был очень маленький сектор из всей музыки. Просто тогда, в советское время, было много всякой фигни. Были, конечно, и хорошие исполнители, которые пытались делать хоть что-то в тех условиях. Слов в песнях, это, конечно, не касалось, а вот музыку да, делали. Тамара Миансарова, например, неплохой исполнитель. Магомаев, Кобзон… А у рока в масштабах страны был очень узкий круг слушателей. Мне всё наше рок-движение напоминало двух солдат, которые бегут как целая армия, с криками "за Родину!", а на самом деле их всего-то два. Сейчас музыкантов больше. Понятно, что основную часть всё равно занимает какая-то попсня, но лично я в этом ничего плохого не вижу. Зато и рокеров теперь тоже больше.
Звуки: Меня в этой связи волнует, забывают Майка или нет? Много новых музыкантов, старые рокеры отходят на второй план.
Олег Коврига: В узких кругах не забывают. Как его издатель, могу сказать, что круг слушателей Майка очень узок, но, знаешь, он такой. Плотный. Так что не забывают и не забудут. Как не забудут, например, Гоголя. Сейчас ведь почти не покупают его книги, я уверен, но он же всё равно остаётся великим писателем. Также и Майк остался великим автором и исполнителем. Круг его почитателей стабилизировался, как бывает со всякой нормальной классикой.
Олег Коврига: Ты, я знаю, делаешь материалы про авторское право. Про Майка и авторское право есть не столько поучительная, сколько грустная история.
Звуки: Интересно. Расскажи, пожалуйста!
Олег Коврига: Таких грустных историй было мало на моей памяти. Когда Майк помер, у него остался сын, остались родители, и права на творчество Майка оформил на себя его папа, Василий Григорьевич Науменко. Он был замечательный человек, у меня с ним были прекрасные отношения, я его очень люблю. Хотя окружение Майка бухтело, что вот, мол, дедушка Вася… В общем, он довольно жёстко вёл себя по отношению к Майку, однажды даже разбил его гитару. Но при этом он совершенно порядочный человек. И он все-таки советский научный работник, преподаватель. Понятно его желание вернуть ребёнка, который начинает уходить куда-то в непонятную сторону.
В общем, он оформил на себя все права, и правильно сделал, я считаю. Дедушка все деньги, которые получал с прав, делил на троих наследников – он, отец майковский, Галина Флорентьевна, майковская мать, и Женя, сын Майка. А затем у Василия Григорьевича случился инсульт. Он выжил, но мозг его почти умер. А ещё у Майка была сестра Таня, которая тоже умерла. У Тани осталась дочь Надя. И вот эта Надя Касаткина, майковская племянница, когда дедушка уже перестал соображать, пошла с дедушкой и бабушкой в нотариальную контору и переписала на себя все их наследство. Дедушка не мог уже понимать, что подписывает, а бабушка, как человек кристально честный и крайне порядочный, никогда не читала ничего, что подписывала. И потом это вскрылось случайно, когда Галине Флорентьевне сказали: "А знаете, что Надя у нас наследница всех авторских прав?" Она воскликнула: "Не может быть, как это? Надя, ты что, подписала на себя и авторские права тоже?" На что Надя ей ответила: "Бабушка, ты ничего не понимаешь, до свиданья".
Звуки: Ничего себе история! Вы попытались что-то предпринять, чтобы восстановить справедливость?
Олег Коврига: У нас был коварный план: Галина Флорентьевна подаёт в суд на то, что все отписано Наде, ведь она наследник первой руки. Суд половину наследия Василия Григорьевича переписывает на неё, в том числе авторские права. И после этого мы меняем оставшуюся половину авторских прав на все материальное, потому что это материальное никого не интересовало, естественно. Но эта с**а, когда про план прознала, бабушке устроила абсолютно зелёную жизнь: "Я тебе отключу телефон, я тебя выгоню из квартиры, это моя квартира". В общем, я считаю, что Надя её со свету сжила.
Звуки: То есть сейчас все записи Майка, которые продаются…
Олег Коврига: Это все авторские отчисления Надежде Юрьевне Касаткиной.
Звуки: И правда, очень грустная история.
Звуки: Ты упомянул, что отец Майка поначалу не особенно поддерживал увлечение сына рок-музыкой. А что мама? Как она отнеслась?
Олег Коврига: Его мама была золотым человеком, исключительно доброжелательным, никогда не ругалась. По крайней мере, я не могу себе этого представить. Она не то, что поддерживала его увлечение, она поддерживала его как сына. Как-то Майк спел ей песню "Уездный город N", а она же очень длинная. И Галина Флорентьевна ему говорит: "Миша, всё хорошо, но ты как-то вот размазал. А надо бы покороче, покомпактнее". Она в это не врубалась совершенно, но она его всегда поддерживала по-человечески.
Звуки: А ведь в те времена профессия рок-музыканта, мягко говоря, не очень приветствовалось.
Олег Коврига: Да даже слушать рок, особенно западный, не очень приветствовалось. Нас однажды на Октябрьской принял мент. Мы там встречались каждый день, давали друг другу всякие западные пластинки. И нас неоднократно принимали менты, а один раз какой-то капитан говорит, мол, советский человек должен слушать русскую музыку, а не всякую там еврейскую. На что ему тут же кто-то сказал: "А что бы на ваши слова вам сказал Владимир Ленин?" И он сразу захлебнулся. Потому что пролетарский-то интернационализм никто не отменял.
Звуки: Поговорим ещё про Майка?
Олег Коврига: Да, чтоб не только про всякую гадость.
Звуки: Хочется какую-нибудь хорошую историю про него, про то, с кем он любил играть больше всего.
Олег Коврига: То, что он часто играл с Цоем – это просто по жизни так получилось. Они дружили, и вдвоём как-то играть веселее, чем одному. С Борей (Гребенщиковым – прим. Звуков) он редко играл, только в самом начале. Боря за Майка бился, пытался его куда-то выписать, а Миша был человек ленивый, не любил особо выезжать.
Звуки: А как же гастроли?
Олег Коврига: На последнем этапе, когда Грач был директором группы, они гастролировали по стране довольно плотно. Но нельзя сказать, что Майку это было по душе. Как-то он ездил, но не активно. Он не бился за свою биографию, и к тому же абсолютно со всеми был демократичен на 300%, не выпендривался никогда ни перед кем. К людям относился хорошо. Было очень мало персонажей, которых он не любил. Я точно знаю про двух. Он не любил своего бэк-вокалиста Александра Донских. Сначала-то он к нему относился нормально, а потом, когда Донских начал перетягивать одеяло на себя, брать многоканалки и на них сам петь, вот тут Майк напрягся и сказал, что это уже совсем не дело, а не пошёл бы ты.
Звуки: А второй кто?
Олег Коврига: А второй был такой Игорь Свердлов по кличке Птеро Д'Актиль, который помогал ему записывать "Сладкая N" в "Театре Кукол". Это мне Наталья рассказывала: "Идём мы с Майком по улице, а он мне говорит, что навстречу идёт Птеро Д'Актиль и надо переходить на другую сторону. А потом шепчет: "поздно, он нас заметил…"
Звуки: Мы с тобой сейчас сидим на концерте Ольги Арефьевой, а когда-то она сказала про тебя, что ты остаёшься светлым человеком в нелёгкой среде, в которой обиды и конфликты возникают на пустом месте. Вот вторая часть фразы меня очень удивила. Мне всегда казалось, что рок объединяет, поэтому здесь царит особая, дружеская атмосфера.
Олег Коврига: На самом деле, так везде, в любом мире. Вот я – научный работник, химик. У нас тоже были свои закулисные игры и даже термин был для этого – политическая химия. Как сказал Малкольм Макларен, рок-музыканты – это, в основной своей массе, люди грубые, невежественные, неинтеллигентные и часто совершенно неодухотворённые. Абсолютную правду сказал.
Звуки: А как же Майк?
Олег Коврига: Майк, наоборот, был очень интеллигентный.
Звуки: Редкий представитель своего вида?
Олег Коврига: Конечно. А ещё он никогда не лез ни в какую политику. Советская власть у него была на каком-то заднем плане. Он её не замечал.
Звуки: Не протестный музыкант был?
Олег Коврига: Да, именно. У группы "Зоопарк" нет никаких идеологических песен. Например, "Серый туман и дождь, светает, шесть утра. Вот и наступило то самое завтра, о котором я что-то слышал вчера". Конечно, людям, лояльным к советской власти, это было слышать дико. Мол, что это за декадент проклятый, несоветский человек. А он и был абсолютно несоветский человек, но его это мало волновало.
Единственная хорошая советская рок-группа – "Зоопарк"
Олег Коврига: Есть ещё и такая история про Майка. В почти перестроечное время в Москве работала "Рок-лаборатория", но были и подпольщики во главе с Ильёй Смирновым. И я там тоже с ними был. Мы все очень плохо друг с другом общались, враждовали. На самом деле, это КГБ очень ловко проводило политику "разделяй и властвуй". Мы друг с другом воевали, с теми людьми, с которыми я сейчас дружу. Однажды "Рок-лаборатория" написала на нас донос, что вот, такие-то издают подпольные журналы, занимаются подпольными концертами. И "Рок-лаборатория" так развела народ, что многие эту бумагу подписали, в том числе мои хорошие знакомые.
Звуки: Обидно.
Олег Коврига: Это точно. А Майк дружил со всеми, и после этой истории спросил у Саши Липницкого: "Саша, скажи, пожалуйста, зачем ты это сделал, зачем ты подписал?" Майку, как человеку порядочному, это было неприятно. А в другой раз сидела компания, и кто-то по Саше Липницкому прошёлся как по врагу. На что Майк, выждав паузу, сказал: "Ребята, очень вас прошу в моём присутствии про моих друзей плохо не говорить".
Звуки: Такие истории совершенно по другому открывают его личность. С виду же он был угарный рок-н-ролльщик.
Олег Коврига: Его угарность была только в его любви к пьянству. Ни в каком другом проявлении угарности не было. А пил Майк каждый день, причём, помногу.
Звуки: Считаешь, это мешало ему писать?
Олег Коврига: На самом деле, у него есть песни, которые он писал незадолго до того, как помер. До сих пор неизданные "Час быка", "120 минут". Но если бы он не пил, наверняка, написал бы больше. Ещё у него есть тексты, которые вообще песнями не стали. У Кириллыча лежит тетрадка с такими текстами.
Звуки: Есть надежда услышать, скажем так, новые песни Майка?
Олег Коврига: Ну как… Была песня "Никто меня не любит, все только обижают". Вроде бы они её пели, но никто её не слышал. Кириллыч утверждает, что пели, и даже майка была такая, есть фотография, где он стоит в этой майке.
Случались смешные истории, когда на позднем этапе Майк стал забывать слова. Песня "Я забываю, я начинаю забывать" как раз про это. В тот момент, когда Майк забывал слова, он начинал делать вид, что что-то случилось с аппаратом. Стоит, губами шевелит, руками разводит и показывает на звукооператора, мол, он виноват. Звукооператора Илюху Маркелова это дико раздражало. Он долго ждал момент, и однажды, когда Майк опять начал историю со "сломавшимся" аппаратом, Илюха врубил ему голосовой канал на полную мощность. Всем стало понятно, что Майк просто стоит и что-то в микрофон шепелявит. В общем, больше история не повторялась, Майк вёл себя честно.
Звуки: Несомненно, Майк был самый первый настоящий рок-н-ролльщик, и на всех он оказал сильное влияние. Ты знаешь какие-то современные группы, которые совершенно очевидно идут по стопам Майка?
Олег Коврига: Да, настоящий рок-н-ролл – это был действительно только "Зоопарк". Я даже знал людей, которые нашу музыку не любили и говорили, что есть только одна хорошая советская рок-группа – это "Зоопарк".
Я недавно выпустил тверскую группу "Седьмое пришествие марсиан". Считаю, что они, конечно, набрались от Майка. Есть ещё киевская группа "Хобот и компания", тоже альбом записали с песнями Майка и одной из своих.
Звуки: Планируешь издавать что-то новое из того, что осталось от Майка?
Олег Коврига: Какие-то остатки издадим, несколько песен, концертов есть, хотя бы одна пластинка да будет. Это, конечно, уже ошмётки. Ещё есть старые самодельные клипы, "6 утра", например.
В 2014-м году издали на DVD "Майк LV" – концерт в Москве, в ДК Горбунова, посвящённый майковскому 55-летию. Чисто для того, чтобы это сохранить. Сейчас издадим "Майк-50", московский и ленинградский концерты, посвящённые 50-летию Майка. Все выступали, был душевный подъем. Хотим сохранить, потому и издаём. Но это, конечно, больше для себя, не окупится никак.
Звуки: Когда выйдет твоя книга, много в ней будет про Майка?
Олег Коврига: Немного будет, в главах про памятные места Ленинграда расскажу о паре адресов и историй, связанных с ними и с Майком.
Дата рождения:
30 декабря 1958
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)