ИЗ ЖИЗНИ  Музыка ушами Крокодила: Песня нефтяника

"Песня нефтяника" в совместном проекте Звуков и "Истории глазами Крокодила".

На Звуках публикуются истории песен из цикла "Музыка ушами Крокодила", который мы делаем вместе с проектом "История глазами Крокодила. ХХ век". Это серия книг, где все главные события 20 века показаны с помощью карикатур и фельетонов из легендарного советского сатирического журнала. Ко второму выпуску «Истории глазами Крокодила. ХХ век» (1938-1956) шеф-редактор Алексей Яблоков (журналист, главный герой блога Главред) составил специальный саундтрек: все эти песни и мелодии - военные и детские, веселые и грустные, ритмичные и заунывные - они и есть ХХ век. Специально для Звуков Яблоков пишет музыкальную "Историю глазами Крокодила".

Прослушаем великолепную песню, которую уже давно следовало бы сделать официальным гимном "Роснефти". Или чтобы ее ежедневно напевал сын Николая Патрушева Андрей, ставший заместителем гендиректора "Газпромнефти". Да и вообще, любой нормальный человек, мало-мальски болеющий за успехи родной страны, не откажет себе в удовольствии пропеть куплет с необычной для советской массовой песни арабской мелодикой:

Я тебя у этой вышки днем и ночью жду,
Я буравлю эту землю, я тебя найду.

Эти талантливые строки принадлежат перу советского поэта Михаила Светлова (1903-1964). Человек он был пьющий и прямой. Автор знаменитого стихотворения "Гренада" (1926), на которое написали музыку 26 композиторов. В середине 20-х годов Светлов участвовал в издании нелегальной троцкистской газеты "Коммунист". Позволял себе такого рода заявления: "Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет". В 30-е годы его революционный пыл поугас, а литературное положение, наоборот, поправилось. По этому поводу Светлов высказывался так: «Халтура! Это существо неодушевленное, но живучее. Ни одно живое существо так не расстраивало меня. Поэта-профессионала кормит его литературный гонорар. Если “не пишется” или (что гораздо чаще) нет возможности писать – надо халтурить». Что он и делал на протяжении почти тридцати лет. Писал про чекистов, про героев-панфиловцев и про мировую революцию. Сам говорил, что от него останутся только три стихотворения – "Гренада", "Каховка" и "Итальянец". Так и случилось.

Осмелимся выдвинуть гипотезу, что стихотворение Светлова "Песенка нефтяника" (1948) не знает никто, кроме композитора Тофика Алекпер оглы Кулиева, который написал на него бодрую, витиеватую музыку. Кулиев (1917-2000) – известный советский и азербайджанский композитор. Музыковеды отмечают, в первую очередь, его заслуги как фольклориста: в 30-е годы он занимался сбором и записью на ноты народных азербайджанских напевов. Он создал первый азербайджанский национальный оркестр и гастролировал с ним во время войны. А после войны стал писать музыку для спектаклей азербайджанских театров.

Игривая песня про рандеву у вышки относится к послевоенному периоду, когда Кулиев написал целую серию патриотических песен. 1948 год – это не только первые поставки сырой советской нефти за рубеж, но и кампания по борьбе с космополитизмом. Очевидно, текст был заказан Светлову под уже готовую музыку. Вряд ли поэт сильно сопротивлялся. Закончим отрывком из его автобиографии: "– Миша! Напиши стихотворение. Мне нужны боты, – сказала мне жена в одну из “трудных” минут. Она шутила. Но в глубине ее больших серых глаз я заметил хвостик нелегальной надежды: “А вдруг действительно напишет?!” Недавно я ей купил боты..."

А теперь – споем все вместе:

Богата нефтью страна родная,
Земля родная - Азербайджан!
Цвети под солнцем, страна родная,
Земля родная - Азербайджан!

Иллюстрация: "Крокодил", №10, 1956 г. Рис. Ю. Ганфа

06.04.2015, Алексей ЯБЛОКОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: