TANGERINE DREAM  Памяти Эдгара Фрезе

Звуки вспоминают разные периоды в творчестве Tangerine Dream и записи, которые характеризуют эти периоды наиболее точно.

Неожиданная смерть основателя и бессменного лидера группы Эдгара Фрёзе оборвала долгую карьеру группы Tangerine Dream, буквально пару лет не дожившей до своего 50-летнего юбилея. Сам Фрёзе не раз озвучивал план распустить группу как раз в год её пятидесятилетия, однако в последние месяцы Tangerine Dream были активны как никогда – группа обновила состав, много концертировала и даже записала великолепный диск. Ее карьера во многом схожа с карьерой художника Пабло Пикассо – очень долгая, очень плодотворная (в дискографии TD более ста альбомов) во многом противоречивая, и, тем не менее, подлежащая систематизации. Подводя черту под большой историей, мы вспоминаем разные периоды в творчестве Tangerine Dream и записи, которые характеризуют эти периоды наиболее точно.

Авангард (1967-1973)
Главные действующие лица: Эдгар Фрёзе (Edgar Froese), Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler), Клаус Шульце (Klaus Schulze), Кристофер Франке (Christopher Franke)

Tangerine Dream начинали как авангардисты-импровизаторы. Их средой обитания на тот момент была тусовка немецких экспериментаторов, сформировавшаяся вокруг клуба "Zodiak" в западном Берлине, одним из основателей которого был тогдашний участник TD Конрад Шнитцлер. Целью этих артистов было создание нового искусства с нуля, без опоры на какие-либо традиции и, наконец, без довлеющего багажа пост-нацистской германии. Естественным выбором инструментов для такой задачи стали синтезаторы, смешанные с акустическими шумами, искаженными гитарами и лязгающей перкуссией. Ранние записи Tangerine Dream напоминали атональные коллажи без чётко различимой структуры и выраженных мелодий. Однако мало-помалу TD становились всё более музыкальными, им стало тесно в рамках краут-роковой концепции, отвергавшей традиционные музыкальные формы и исполнительское мастерство. От нигилистического авангардного рока они двигались в сторону чистой электроники, "звуков космоса", то и дело вбиравшей в себя элементы современной академической музыки.

Альбом: "Zeit" (Orr, 1972)

Берлинская школа. Секвенсоры и аналоговый звук (1973-1980)
Главные действующие лица: Эдгар Фрёзе, Крис Франке, Петер Бауман (Peter Baumann)

В 1973-м Tangerine Dream подписали контракт Virgin Records (на тот момент – начинающим прог-роковым лейблом), а также сделали следующий шаг в собственной музыкальной эволюции. Теперь их ключевым инструментом стал секвенсор. Композиции, порой занимавшие сторону пластинки целиком, строились вокруг гипнотически повторяющейся последовательности нот, на фоне которой неторопливо и отстранённо, подобно движению небесных тел, разворачивалась драматургия трека. То, что двадцать лет спустя стало называться трансом, уходит корнями напрямую к Tangerine Dream семидесятых. А тогда этот жанр, созданный вместе с TD их бывшим участником Клаусом Шульцем, а также Мануэлем Гёттшингом (Manuel Gottsching), получил название Берлинской электронной школы. Именно пластинки этого периода заслуженно считают главным достижением группы, а синтезаторный звук образца альбомов "Rubycon" и "Phaedra" до сих пор считается эталоном аналоговой электроники и примером для подражания. Если вы выбираете, с какой точки начать знакомство с Tangerine Dream, то стартовать стоит именно здесь.

Альбом: "Rubycon" (Virgin, 1975)

Цифровая эра (1981-1990)
Главные действующие лица: Эдгар Фрёзе, Кристофер Франке, Йоханнес Шмёллинг (Johannes Schmoelling)

Как всякие сторонники технического прогресса, Tangerine Dream охотно приняли цифровую революцию и взяли на вооружение современные разработки от Roland, Yamaha и E-mu. Живые ударные сменились ритм-машиной (которая всё чаще выходила на передний план), в музыке появились вокальные сэмплы и совершенно новые цифровые тембры, характерные скорее для нью-эйджа. Но главное – группу всё сильнее тянуло в сторону простых и ярких поп-мелодий. Эдгар Фрезе открылся здесь совершенно с новой стороны. Будучи, казалось бы, закоренелым экспериментатором и сторонником сложных форм, Фрёзе также был заядлым битломаном (ведь даже название группы было аллюзией на "Lucy In The Sky With Diamonds"), с уважением относился к ABBA, в общем, совсем не гнушался поп-музыкой. И хотя звучание группы в этот момент лишилось "породистой" аналоговой теплоты, именно в этот период у Tangerine Dream появились первые хиты: "Cinnamon Road", "Kiew Mission", ну и конечно главный хит TD всех времен, "Love On A Real Train", написанный для звуковой дорожки к фильму "Рискованный бизнес".

Альбом: "Hyperborea" (Virgin, 1983)

Нью-эйдж (1991-2004)
Главные действующие лица: Эдгар Фрёзе, Джером Фрёзе (Jerome Froese), Линда Спа (Linda Spa)

Период с начала девяностых до середины нулевых часто и небезосновательно называют чёрной полосой в карьере TD. Наступала новая эра электроники, и если Клаус Шульце пусть и с сайд-проектами, но всё же вписался в современный контекст, то Tangerine Dream рейв и чиллаут демонстративно проигнорировали и ушли в презираемую в тот момент "прогрессивным человечеством" нью-эйджевую нишу. Под эту затею Фрёзе в очередной раз распустил состав и взял в группу своего сына Джерома и саксофонистку Линду Спа. Девушка с саксофоном стала символом заката Tangerine Dream – мол, на смену аналоговым синтезаторам пришли "тётки с дудками". В записях тех времен было всё, за что нью-эйдж принято ненавидеть: назойливые пошловатые соло, звуки природы, исполняющий попсовые партии церковный хор и цифровые синтезаторы, неловко имитирующие звуки живых инструментов. Вдобавок, Эдгар Фрёзе проявлял все признаки творческого кризиса и регулярно занимался переработкой старого материала – как чужого, так и, о ужас, своего собственного. И хотя в коммерческом смысле это был не худший период в жизни группы, репутация была испорчена, казалось, уже безвозвратно. Из культового состава Tangerine Dream превратились в символ дурного вкуса.

Альбом: "Tyranny Of Beauty" (Miramar, 1995)

Возрождение (2005-2013)
Главные действующие лица: Эдгар Фрёзе, Торстен Кешинг (Thorsten Quaeschning), Линда Спа (Linda Spa), Айрис Камаа (Iris Camaa)

Однако Эдгар Фрёзе не был бы собой, если бы не обладал способностью сделать поворот и сменить концепцию. Медленное возрождение группы началось в середине нулевых, когда группа решила не связываться со сторонними издателями и выпускать диски под собственным лейблом Eastgate. Продуктивность коллектива резко выросла, и хотя многие грехи нью-эйджевого периода Tangerine Dream нового созыва унаследовали (состав пополнила еще одна сомнительная блондинка, а в 2010-м группу угораздило выпустить альбом кавер-версий, где была даже одиозная песня "Hotel California"), в дискографии вновь стали появляться весьма приличные пластинки. "Дудок" и полных самолюбования гитарных соло становилось всё меньше, а почти забытых холодных синтезаторных секвенций – всё больше. Некоторые из поздних работ, например пьеса "Armageddon In The Rose Garden" вполне выдерживали сравнение даже с классическими записями середины семидесятых. Одновременно с этим, электроника берлинской школы из небытия превращалась в модный тренд: электронный андерграунд выплеснул новое поколение артистов, помешанных на аналоговых синтезаторах и стремившихся воссоздать звук "Рубикона" и "Федры". Tangerine Dream снова были в почёте. Прекрасным тому доказательством стало приглашение TD записать саундтрек к игре "Grand Theft Auto V", который стал одной из лучших поздних записей Фрёзе и компании.

Альбом: "Views From The Red Train" (Eastgate, 2008)

Финальный аккорд (2014-2015)
Главные действующие лица: Эдгар Фрёзе, Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss), Хошико Ямане (Hoshiko Yamane)

Каким Фрёзе задумывал финал Tangerine Dream, нам уже не выяснить, но очевидно, что аккорд, оказавшийся в карьере группы последним, получился впечатляющим. Осенью прошлого года группа словно окончательно сбросила с себя груз темного прошлого: состав пополнил давний адепт классической берлинской электроники и большой поклонник Tangerine Dream Ульрих Шнаусс (в отличие от большинства участников TD разных лет уже сделавший успешную соло карьеру), а также японка Хошико Ямане, играющая не только на скрипке, но и на терменвоксе. Новый состав был практически полностью синтезаторным, а музыка – чистой электроникой без нью-эйджевых и хард-роковых рудиментов. Единственный записанный в этом составе диск "Mala Kunia" (почему-то фигурирующий в дискографии как ЕР, несмотря на длину в 52 минуты) стал лучшим релизом Tangerine Dream едва ли не с семидесятых. Казалось, при текущей производительности, до "закрытия проекта" в 2017-м у TD еще было время записать пяток пластинок, но судьба распорядилась иначе. Как бы то ни было, лучшего прощального релиза для такой красивой карьеры даже придумать было невозможно.

Альбом: "Mala Kunia" (Eastgate, 2014)

28.01.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

TANGERINE DREAM - свежие публикации: