МУЗЫКА  Дорога к большим экранам

Удивившись вручению "Золотого глобуса" исландцу Юхану Юхансону, Звуки строят прогноз, от кого из современных композиторов стоит ждать прорыва на большой экран.

Результаты очередного "Золотого глобуса" в категории "лучшая музыка к фильму" оказались неожиданными. Обойдя мастодонта киномузыки Ханса Циммера ("Интерстеллар") и новых любимцев Киноакадемии Трента Резнора и Аттикуса Росса ("Исчезнувшая"), премию за саундтрек к фильму "Теория всего" (или "Вселенная Стивена Хокинга") получил исландец Юхан Юхансон (Johann Johannson).

В мире кино 45-летний Юхансон фигура не новая, за 15 лет он написал музыку к почти двадцати фильмам, успев поработать не только с земляками, но и с британскими и американскими режиссерами. Но известен исландец был всё же не этим, а сольными альбомами на грани эмбиента и неоклассики (его основными издателями были маститые Fat Cat и 4AD), а также участием в эксцентрической формации Apparat Organ Quartet, играющей живьем разухабистую музыку на стыке краут-рока и саундтреков к видеоиграм восьмидесятых.

"Глобус" переводит Юхансона из инди-звезд в разряд признанных композиторов, пишущих для большого экрана, чего он, по правде говоря, давно заслужил. Глядя на взлет исландца, мы решили вспомнить наиболее яркие примеры таких фазовых переходов из недавнего прошлого, а также порассуждать о том, откуда стоит ждать пополнения пантеона в будущем.

Предыстория

Автор самого необычного скачка "из грязи в князи", несомненно, британец Клинтон Дэррил Мэнселл (Clinton Darryl Mansell). На рубеже 80-х – 90-х Клинт был фронтменом электропанк команды Pop Will Eat Itself, предшественников и идейных вдохновителей панк-ипостаси The Prodigy. Мешковатые штаны, ревущие гитары и оголтелый пофигизм – не тот бэкграунд, с которым обычно растут классические композиторы, но Мэнселлу панковское прошлое не помешало. Главное иметь талант, а также оказаться в нужное время в нужном месте. После распада группы в 1996-м, приятель Клинта, начинающий режиссер по имени Даррен Аронофски, пригласил Мэнселла озвучить свой дебютный фильм "Пи". Мэнселл не только подобрал для звуковой дорожки актуальной электроники вроде Orbital и Autechre, но и записал несколько собственных пьес. Фильм, не в последнюю очередь благодаря музыке, имел успех, и Аронофски пригласил друга озвучить свой полноценный голливудский дебют "Реквием по мечте". Всё, что случилось дальше, как говорят в таких случаях, уже история. Сегодня Мэнселл – один из самых востребованных кинокомпозиторов, автор музыки к фильмам "Фонтан", "Рестлер", "Луна 2112", "Ной" и множеству других картин.

Возможно, именно пример Мэнселла (музыканты не только дружили, но и записывались вместе) вдохновил Трента Резнора на то, чтобы попробовать силы в кинематографе. Его первый опыт в этой области датирован 2001-м, когда Резнор получил предложение озвучить триллер "Фото за час" Марка Романека. Однако треки Резнора режиссеру не понравились, и музыка в итоге в фильм не попала. Второй заход (тема к анимационному фильму "Тецуо. Человек-молот") уже вышел более удачным, но прижился в Голливуде Резнор только после фильма Дэвида Финчера "Социальная сеть". Саундтрек, записанный в соавторстве с композитором и саунд-продюсером Аттикусом Россом, получил сначала "Золотой глобус", а затем и "Оскар". Резнор и Росс озвучили еще два фильма Финчера, "Девушку с татуировкой дракона" (здесь уже "Грэмми" за саундтрек) и "Исчезнувшую". Но думается, что, как и в случае с Мэнселлом, работой только лишь с любимым режиссером дело у дуэта не ограничится.

Прямым предшественником Юхансона в череде композиторов, перешагнувших из инди-сцены в большое кино, очевидно выглядит Макс Рихтер (Max Richter). В девяностые Макс работал с электронщиками (в частности, с дуэтом The Future Sound of London), в нулевые начал сольную карьеру и записал несколько глубоких и пронзительных пластинок на грани электроники и неоклассики. Прикладной музыкой, то бишь саундтреками для телевидения, театра, компьютерных игр и не слишком высокобюджетного кино, Рихтер занимался давно, а слава большого кинокомпозитора пришла к нему в 2007-м, после израильского анимационного фильма Ари Фольмана "Вальс с Баширом". Признание снова пришло в виде "Золотого глобуса". С тех пор Рихтер настолько прижился в кино, что практически перестал выпускать пластинки и вообще сочинять музыку "ради искусства".

Перспективы

Очевидно, что после Рихтера и Юхансона очередь за Нильсом Фрамом (Nils Frahm). Немец – самый перспективный композитор-неоклассик. Сказать по правде, поглощения Фрама "голливудским монстром" очень бы не хотелось. Как минимум, от этого Нильс стал бы давать меньше концертов, а ценен он в первую очередь как великолепный исполнитель собственных сочинений. Есть к его кинокарьере и парочка противопоказаний. Во-первых, музыка Фрама при скромности выразительных средств всё же очень насыщенная, фиксирующая на себе внимание, а для саундтрека это не лучшее качество. Во-вторых, в последнее время он все дальше уходит от классики и всё больше увлекается электроникой. Не то, чтобы это мешало сделать карьеру в кино (посмотрите на Резнора), но на этой дороге у него элементарно больше конкурентов.

Куда более вероятным кандидатом видится земляк Юхансона, исландец Олафур Арнальдс (Ólafur Arnalds). У него и музыка куда лучше подходит для роли звукового сопровождения, да и рвения со стороны самого Арнальдса явно больше. Олафур уже пробовал себя и в работе на телевидении (и даже получил премию BAFTA за музыку к сериалу "Бродчёрч"), и в большом кино (Арнальдс – автор музыки к чёрной комедии "Родственнички"), но для того, чтобы признать исландца состоявшимся кинокомпозитором, ему все же не хватает серьезной, знаковой работы уровня "Социальной сети".

Еще одним вероятным выдвиженцем неоклассической сцены кажется Кит Кенниф (Keith Kenniff), он же Goldmund, он же Helios. Кенниф – в первую очередь универсал, что в кино очень ценится. Он с одинаковым успехом может записывать воздушные фортепианные пьесы по заветам Сати и Шопена, шумный и тяжеловесный шугейз или чиллатную электронику. Хорошее образование (Кенниф – выпускник музыкального колледжа Беркли) кинематографическим композиторам тоже никогда не вредило. Да и опыт работы в кино у Кеннифа уже есть, правда не слишком обширный и достаточно давний. В 2010-м Кит записал звуковую дорожку для документального фильма "The Last Survivor", где рассказываются истории людей, переживших геноцид.

Подобный, а точнее еще более широкий универсализм отличает мексиканца Фернандо Корону (Fernando Corona), более известного как Murcof. Из него с одинаковым успехом может вырасти наследник и для Макса Рихтера, и для Трента Резнора с Аттикусом Россом, поскольку мексиканец одинаково хорошо чувствует себя и в скрипичной неоклассике, и в мрачном электронном саунд-дизайне. Музыку для кинофильмов Корона тоже сочинял, но ни на американский, ни даже на европейский экран толком не пробился – полнометражный мексиканский фильм плюс несколько документальных лент.

В категорию перспективных кинокомпозиторов можно записать и немецкого электронщика Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss). На руку ему играет способность записывать ярчайшие инструментальные хиты, которые запросто могут стать визитной карточкой кинофильма. В этом смысле Шнаусс – потенциальный наследник Яна Хаммера (Jan Hammer), известного в первую очередь музыкой к сериалу "Полиция Майами". Подтверждением его талантов "прикладника" служит и то, что музыка Ульриха не раз использовалась в рекламе (в том числе, в "самой дорогой рекламе в мире" – ролике для General Motors, который крутился на американском ТВ в перерыве супербоула-2008). Однако опыт Ульриха в кино пока минимален – несколько композиций для фильма "Kaboom" Грега Араки, записанных вместе с гитаристом Engineers Марком Питерсом (Mark Peters).

Напоследок констатируем странный факт. Ни одной серьезной работы в кино (лицензированные треки не в счет) до сих пор нет у Мэтью Херберта (Matthew Herbert), который для этой роли буквально создан. Тут и универсализм (от джаза и классики до техно через нойз), и любовь к саунд-дизайну как виду искусства, и опыт прикладной работы (вы еще не забыли, кто делал заставки для московского "Евровидения"?), наконец желание быть "в каждой бочке затычкой" и пробовать себя во всех формах музыкальной деятельности. Кроме этого, стоит напомнить что Херберт уже два года как значится креативным директором возрожденной лаборатории BBC Radiophonic Workshop. Так что уж как минимум телевизионные работы – вопрос времени, а там глядишь и до большого экрана дело дойдет.

14.01.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: