ЛЕНИНГРАД  Фарш наш

Группа Ленинград проводит маркетинговое исследование слушателя и выпускает сразу две новые пластинки.

Прошлый номерной диск Ленинграда "Рыба" вышел аж два года назад - за это время группу покинула звезда реформированного коллектива Юлия Коган, за женский голос стала отвечать Алиса Вокс-Бурмистрова, до того только подменявшая находившуюся в декрете Юлю, Шнуров завёл лучший в Рунете аккаунт в инстаграме, а Ленинград также окончательно совершил переход к формату YouTube-блога. Новые клипы с новыми песнями появлялись ежемесячно, а то и чаще, постоянно создавая информационные поводы для упоминания группы в сети, но релиза пластинки в привычном виде всё не было и не было.

И вот, не приурочивая это ни к концертам, ни к чему-либо ещё, группа выпустила сразу две новых пластинки. Если разобраться, правда, получилось не две самостоятельные работы - "Пляж наш" и "Фарш" выглядят как маркетинговый приём A/B-тестирования, проводимый Шнуровым над слушателем. В нём, с помощью изменения определенного элемента композиции, выясняется какой вариант лучше воспринимается пользователем - так и тут, песни на двух пластинках перетасовали и разбавили лишь двумя различающимися пунктами треклиста. При том, что из песен, за последний год презентованных на видеороликах, в итоге на лонгплей не попали ещё с десяток.

Приём, который доселе и правда никто не использовал (бесконечные переиздания альбомом с бонусами - это, всё-таки, несколько другое), ещё и подкрепленный как очевидными, так и не сразу уловимыми многослойными и метафизическими издёвками Шнурова в названиях пластинок - кто знает, может это изучение реакции на аналогии с лозунгом "Крымнаш" и прочими последствиями недавних политических событий. Умозаключения лидера группы во всё том же инстаграме, как и песни группы, можно истолковывать и так, и сяк, отчего они становятся чуть ли не интереснее, чем, собственно, новые песни группы Ленинград. Вот, почитайте, что Сергей пишет про одну из лучших новых вещей программы "Дорожная" - не уверен, что хотя бы 10% слушателей уловили в простом, но цепком тексте композиции и трети подобных смыслов и аналогий.

За дух времени, которому Шнуров и ко следовали всегда, отвечает лучшая на альбоме песня "Никола", в которой западному Содому и санкциям противопоставляются булавы и духовность: "Чтоб им, ******, было пусто от святых наших икон", а припев сделан с отсылкой к церковному песнопению "Святой Никола, спаси нас от рок-н-ролла" и завершается колокольным звоном - троллинг 80 уровня, не меньше. Кроме этого, к очевидным успехам пластинки стоит отнести "Машину" - похожая на разухабистый лейтмотив советского кинофильма, в который по недосмотру поставили псевдонародную песню, показывающую чудеса жонглирования словом из трёх букв. Да и песня про дамского угодника, название которой не позволяет здесь писать цензура, клавишными и аранжировкой напоминает знаменитую "Прощай" Льва Лещенко - годы идут, а лучшие вещи Ленинграда по-прежнему так или иначе ссылаются на культурный багаж страны и эрудированность автора, пусть и не так очевидно, как раньше. Кроме того, здесь неожиданно мало Алисы - исполняемые ей гимны женскому потреблению про "Сумку", "Платье" и "Плачу" остались жить в качестве синглов, при том что даже у импозантного владельца большого барабана Пуза на альбоме аж две сольных вещи.

Завершаются обе пластинки, как это Шнур всегда любил, неожиданно (вспомните "Триумф" на "Хне" или "Малую ленинградскую симфонию" на "Хлебе"), - мозговыносящим прямолинейным EDM "Лайк". В остальном же пластинка заполнена совершенно привычным ленинградским дискурсом. Это можно одновременно и ставить автору в укор, и посчитать плюсом альбома - с одной стороны, Шнуров по-прежнему один такой, и его приёмы и молниеносное трансформирование повесток дня в остроумные композиции никто повторить не пытается, да им будет и не по зубам. С другой - этот подход не удивляет, не воспринимается как откровение, да и без самоповторов тоже не обходится. Ленинград поставил на поток анализ повестки дня - и, в угоду поддержания темпов производства, иногда пренебрегает качеством.

11.12.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ЛЕНИНГРАД - свежие публикации:

Сайт: www.leningradspb.ru

ЛЕНИНГРАД

Группу Ленинград правильнее всего было бы определить как "пьяный диксиленд".

Дата образования:

9 января 1997

Подробности из жизни:

Группу Ленинград правильнее всего было бы определить как "пьяный диксиленд". Духовая секция - тромбон, саксофон, труба, туба - в сочетании с ксилофоном, гитарами, барабанами и вокалом лидера Сергея Шнурова образуют неповторимый шарм, резко выделяющий банду на фоне остальных. В песнях "Ленинграда" - термоядерная смесь ска и кубинской сальсы, джаза и шансона, мата и сырой панковской подачи; при этом все это исполняется с блестящей иронией и некоторой постмодернистской отстраненностью.
"Наши песни - это крик души. Мы не очень задумываемся, попадаем ли мы "в ноту", состыковываются ли рифмы, ну и о лексике тоже. Зато такого количества экспромта и импровизаций не найти нигде",- говорят ленинградцы. Группа впервые собралась 13-го января 1997 года. Первоначальным намерением музыкантов было "играть друг у друга на днях рождения". Тем не менее, они начали постепенно осваивать сцену Москвы и Петербурга и вскоре завоевали на ней одно из ведущих мест.Творчество группы близко множеству явлений:…

Далее... →