ТЕХНИКА  Царь горы

История о том, как и в каких условиях появился сервис iTunes Store - и что с ним будет дальше.

iTunes Store существует так давно, что стал неотъемлемой частью интернета,- аналогично соцсетям, блогам, электронной почте, твиттеру и торрентам. В этом году самому знаменитому и до сих пор самому прибыльному музыкальному интернет-магазину планеты исполняется 11 лет.

Запущенный в 2003 году, iTunes Store быстро стал лидером онлайн-дистрибьюции... что, впрочем, было несложной задачей, учитывая тогдашнюю обстановку с музыкой в Сети.

А что, собственно, было?

Лихолетье

Начало 2000-х. Бал правит формат MP3 и пираты. Любители музыки в восторге: теперь на халяву можно раздобыть фактически любую музыку, - вопрос только в том, насколько шустро работает интернет. Качество связи - единственный сдерживающий фактор, влияющий на скорость распространения пиратской музыки. Мерзотный "шелест" (следствие сжатия аудиосигнала), становящийся невыносимым на битрейте ниже 192, большинство потребителей музыки не смущает.

Авторы и лейблы начинают испытывать панику: в результате множественных судебных исков первый p2p Napster раздолбан и обанкрочен. Пользователи негодуют - музыкальная отрасль, по сути, ссорится со своей целевой аудиторией, да ещё и совершенно напрасно: на место одного Napster приходят орды других файлообменных сетей, в том числе децентрализованных. В итоге власть над миром захватили торренты.

Все попытки создать легальные ресурсы по продаже музыкальных файлов оказываются провальными: пользователи вполне логичным образом рассуждают, что если где-то все это лежит бесплатно, то и платить незачем; ведь в массовом восприятии музыкальная отрасль - это жирные бизнес-империи, у которых денег и так куры не клюют. "Если от многого взять немножко, то это не кража, а просто делёжка".
За это время у лейблов выработалось стойкое антагонистическое отношение к интернету: всю сеть объявили врагом, виновным в падении продаж. Поэтому "авторизованные" легальные сервисы отличались невзрачностью каталогов, жёсткими DRM-ограничениями и высокими ценами. Кому они, спрашивается, такие нужны?

Не справляясь с пиратством в масштабах пандемии и ставшим чем-то нормальным в массовом восприятии, лейблы начали возбуждать судебные иски против самих пользователей. Увещевать тоже пробовали, но получалось как-то неубедительно. Более перспективным способом защитить свои доходы руководители мейджор-лейблов сочли лоббирование нужных законов в высоких кабинетах.

В итоге получился такой вот мировоззренческий антагонизм. С одной стороны, широкая публика, у которой есть интернет, в котором всё можно найти задаром. И чтобы упросить Его Величество Юзера уплатить за эти чёртовы MP3-файлы хоть цент, нужно вывернуться наизнанку.
С другой стороны - лейблы, для которых вчерашние клиенты стали грабителями на большой дороге, а Сеть - это враг, враг, враг!

Что тут можно было поделать? - Казалось, ничего. Нужно было либо менять что-то в самом мироустройстве, либо в восприятии оного высокими враждующими сторонами.


Поле искажения действительности

И тогда на авансцене объявился улыбчивый бородатый персонаж в очках. Про него говорили, что он наводит вокруг себя "поле искажения действительности" (Reality Distortion Field). Дескать, его харизма и убедительность были настолько велики, что даже самые тёртые бизнес-калачи, вооружённые шестиствольными скепсисомётами, против него не дюжили: какими бы беспросветно циничными дельцами они ни были, а и их Стив Джобс мог убедить в том, что летом снег бывает чёрным.

Неизвестно, на сколько делений Джобсу пришлось выкрутить ручки на своём RDF-генератор, но он-таки уломал руководителей крупнейших компаний, чтобы они лицензировали Apple огромное количество треков из своих каталогов.
iTunes Music Store изначально был намертво привязан к устройствам Apple, в первую очередь к компьютерам Mac и представленным двумя годами ранее плеерам iPod.
Кстати, "классический" iPod был тоже, видать, снабжён собственным автономным излучателем поля искажения действительности. Во многих отношениях iPod был не самым вместительным и не самым круто звучащим плеером на рынке. До 2004 года его продажи шли не очень бойко, однако вскоре этот увесистый кусок пластмассы с достопамятным "колесом" в качестве базового элемента управления обрёл культовый статус. Настолько, что даже когда Apple, наконец, отказалась от его выпуска - а произошло это, заметим, только в 2014 году, - цены на iPod Classic на вторичном рынке моментально взлетели вчетверо.

Возвращаясь к iTunes, необходимо констатировать, что ограничения - неизбежные - коснулись и формата аудио. iTunes (Music) Store использовал и использует формат AAC, кодек сжатия аудиосигнала с потерями (lossy). До 2009 года битрейт составлял те самые 128 кбит/c. MP3 на этом битрейте даёт мерзкий шепелявый призвук на верхних частотах. AAC, однако, обеспечивает куда лучшее качество на том же битрейте, плюс его частотный диапазон существенно шире - от 8 до 96 кГц (у MP3 - от 16 до 48 кГц). Но главным было не только и не столько даже качество, сколько DRM-ограничений - система FairPlay препятствовала "несанкционированной утечке" легально приобретённых аудиотреков. Причём сам файл можно скопировать, а вот воспроизвести - не выйдет, поскольку файлы снабжены ключами шифрования и дешифровка их возможна только на устройствах, закреплённых за данным конкретным пользователем. В общем, пиратство не пройдёт.

Ещё одно ограничение - скорее творческого, нежели технического характера - сводилось к тому, что не все треки разрешалось скачивать отдельно: некоторые артисты настаивали, чтобы альбомы продавались целиком, вдобавок, циклы классической музыки тоже по частям решено было не продавать.

Эксперимент удался

iTunes Music Store начал демонстрировать изрядные успехи практически сразу. За первые 18 часов проданы были 275 тысяч отдельных треков. За первые пять дней - более миллиона. Скептики от музыкальной отрасли явно поперхнулись, глядя на это. Особенно учитывая неважный опыт предшественников.

15 декабря 2003 года Apple объявила, что проданы 25 млн отдельных треков, а 28 апреля 2004 года - в первую годовщину запуска сервиса - была обнародована цифра 70 миллионов (!) треков.
Apple iTunes Music Store захватил мир со скоростью света!

Самый известный музыкальный магазин в мире

На сегодняшний день iTunes Store - крупнейший онлайн-магазин в мире. В 2010 году был продан десятимиллиардный трек, в 2013-м - 25-миллиардный.

Сервис давно сменил название, поскольку через платформу iTunes распространяются уже далеко не только аудиотреки. К более чем 37 млн музыкальных композиций добавились 45 тысяч кинофильмов, 190 тысяч телешоу, а также 700 тысяч приложений для компьютеров и устройств Apple, таких как iPhone и iPad (и iPod touch, разумеется, тоже).

По состоянию на 2012 год iTunes Store доминировал на рынке онлайновой музыки с 64%. Через сервис осуществляются продажи 29% вообще всех музыкальных записей мира.

...За год до своей смерти Стив Джобс пробил один из самых неподатливых "бастионов": The Beatles, отказывавшиеся иметь что-либо общее с цифровыми продажами, всё-таки сдались и теперь весь их бэк-каталог присутствует в iTunes. Правда, поднятый по этому поводу хайп с результатами продаж коррелировал как-то очень неважно.

Наследие

При всех успехах iTunes Store по легализации продаж музыки в Сети, приходится констатировать, что у этой победы было некоторое печальное следствие. Возможно, неизбежное, но от того ещё более печальное. Речь идёт об обесценивании музыки в глазах её потребителей.

Безусловно, не Apple в этом виновата. ВК этому шло давно - поспособствовали этому и перепроизводство и перепродюсирование популярной музыки в конце прошлого века и начале этого, и возможность получать записи бесплатно, и, скажем так, активные действия всевозможных глашатаев "нового мира", в котором вся музыка будет бесплатной, и все, стало быть, моментально сделаются счастливыми. Увы, постепенно стало ясно, что идеалисты (и подпевавшие им жулики вроде Кима Дот Кома) попали пальцем в небо. И что прогнозы, исходившие от IFPI, RIAA и всех прочих ассоциаций звукозаписывающей отрасли, на тему пиратства, которое в итоге загубит музыкальный рынок на корню, оказались далеко не просто лишь попыткой "жадных и лживых дельцов защитить свои сверхприбыли".

Под воздействием интернета экономика музыкального рынка изменилась радикально, но самим музыкантам от этого лучше не стало. Прибыли, которые раньше доставались лейблам, сегодня "распыляются": старые игроки прежних доходов не видят, в выигрыше - только крупные агрегаторы прав (собственно, онлайновые магазины вроде iTunes Store, Google Play и подписных сервисов, которые закупают оптом лицензии и распродают музыкальные записи потреково).
При этом продажи музыки в целом последние полтора десятилетия падают, и рост цифровых продаж это падение компенсировать не может.

Сейчас назревает новый раунд "больших перемен". Стриминговые сервисы сегодня начинают теснить прежде неоспоримого лидера рынка - iTunes Store. Буквально месяц назад стало известно, что объёмы лицензионных выплат от стриминга как минимум в Европе обогнали объёмы выплат от iTunes. Слушатель en masse окончательно отказывается от владения музыкальными записями, даже в такой иллюзорной форме, как AAC-файл, предпочитая слушать "прямую трансляцию из интернета", если позволяет пропускная способность канала.

iTunes Store не готов сдаваться без боя, но играть придётся уже на новом поле - в 2015 году в iTunes интегрируется подписной сервис Beats Music, выкупленный в начале этого года. Стриминговый сервис. Иными словами, волей-неволей iTunes Store приходится соответствовать веяниям времени, и кто знает, сколько времени пройдёт, прежде чем главным источником доходов Apple от iTunes Store станет не продажа аудиофайлов, а всё тот же стриминг.

10.12.2014, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: