ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ  "Отказ" в стиле Мейерхольда

Ожидаемо сильный концерт для ожидаемо понимающей публики в неожиданном месте

Выступление Вежливого отказа в Центре Мейерхольда пришлось как нельзя вовремя. Группа играет концерты не то, чтобы редко, но точно не частит. А к этому дню подоспело лимитированное переиздание альбома “И-и раз!.. “ (Геометрия, 1992/2014), которое завершило второй том архива команды. Перед шоу знакомый музыкант одного с “Отказом“ поколения, спросил – "Так что, теперь на концерты ходят?" Оказалось – да. Зал был практически заполнен. Площадка для рок-сейшенов была новой, сцена без кулис - непривычной. Перед концертом шла какая-то важная лекция, и народ поэтому отправляли поначалу прямо в буфет. Это правильно – часть граждан загрузилась и кричала с галерки глупости, создавая приятную атмосферу рок-бардака.
Концерт состоял из двух частей. В первую вошел материал переизданного альбома "И-и раз!.." - за фортепиано сидел игравший в группе в то время Максим Трефан. А во второй исполнялись сравнительно недавние и неизданные вещи. Тут уже место клавишника занимал Павел Карманов, причем известный композитор шустро перемещался от электроинструмента к роялю.

"Отказ" делает вышколенную смесь рока, джаза, фолка и эстрады. Все участники состава - мастера, каждый может сыграть все, что угодно. А у лидер-вокалиста-гитариста Романа Суслова в голове явно звучат все его хитровывернутые мелодии со всеми нюансами аранжировок. По крайней мере, дважды ходы коллег вызывали изумление на лице Романа. Но мастерство – коллективное и личное - помогало все обыграть так, что зрители только получали удовольствие. Группу и на концерте, и вообще по жизни спасает то, что в ней каждый музыкант - самостоятельный и сильный. “Вежливый Отказ“ для них не способ выживания, а окно в свободу. Но свободу организованную и продуманную – схема в чем-то повторяющая суть музыки вообще.

Группа легко мешает вещи, построенные на звукотворчестве и фонемах с радостными ретро-номерами. Два анкора, овации, многие вещи Отказа узнавались всем залом. Это не хиты в поп-радио-понимании, это хорошие друзья-знакомые – некоторые тексты звучат, как мантры: “Жаль…“, “…за папиросами…“, “Ронкероль“. Перед сценой танцевали веселые дети и мужчины навеселе: они-то не боялись трудных звукосочетаний и точно ловили эмоцию. Потом уже пришла информация, что борьба за звук в непривычном зале шла на протяжении всего вечера. На верхних рядах и на балконе битва была скорее проиграна, но там, где сидели мы, победа качества, а значит, и добра, - была безусловной.
На этом фоне запомнились эпизоды и мелочи – например, бурное и мужественное вокальное трио Роман Суслов - Сергей Рыженко - Дмитирий Шумилов, или то, как рок-скрипач Рыженко звуком своей скрипки поддерживал всплески джазовых тарелок Михаила Митина. Трубач Андрей Соловьев, оправдывая свою фамилию, исполнил соло художественным свистом.
При этом особо было заметно, как Суслов по-хозяйски дирижирует своим маленьким оркестриком.

“Вежливый отказ“ играет бескомпромиссно, сложно и красиво. Публика осталась в благодушном настроении и уверенности, что ее любимая группа по-прежнему входит в небольшую обойму лучших отечественных рокеров, которых можно с гордостью показать на любом уровне и в любом соседстве.
А альбом просто стоит почаще переслушивать.

31.10.2014, Александр В. ВОЛКОВ (ЗВУКИ РУ)

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - свежие публикации: