Британский дуэт Plaid – одни из немногих музыкантов, благодаря которым Warp Records до сих пор продолжает ассоциироваться с IDM - жанром, который и принес лейблу славу в середине девяностых. Эду Ханли (Ed Hunley) и Энди Тернеру (Andy Turner) уже много лет удается ходить по опасной грани – с одной стороны, они остаются верны себе, их композиции несложно узнать по нескольким нотам. С другой, группа не стесняется развиваться и видоизмениться, и совершенно не стремиться капитализировать собственный статус патриархов. В сентябре Plaid выступят в Москве с программой нового альбома «Reachy Prints», который часто называют одним из лучшим в их дискографии. Незадолго до выступления группы в России мы поговорили с Plaid об их отношении к IDM, саундтреках к аниме и мультимедийном искусстве.
Звуки: Многие музыканты, ассоциировавшиеся с IDM-сценой в 90-х, сегодня стараются отмежеваться от этого ярлыка ("нет никакого IDM", "не знаю, что это такое" и т.д.). Как вы относитесь к термину "умная танцевальная музыка"? Можете ли вы сказать, что породили IDM или играете IDM? Существует ли он вообще?
Plaid: Отношение к термину, как правило, неприязненное, он как бы утверждает, что остальная танцевальная музыка "тупая". Просто была группа лейблов и исполнителей, которые выпускали похожую музыку. Для нее были характерны саунд-дизайн, сложный ритм, не четыре четверти, и порой наивные мелодии. Лучше было бы назвать ее экспериментальной танцевальной музыкой, у каждого типа музыки есть свой leftfield, своя "неправильная" сторона.
Звуки: Вы были частью семьи Warp Records более 20 лет. Как бы вы описали эволюцию лейбла? Что изменилось с тех пор, когда выходили сборники "Artificial Intelligence", а что осталось прежним?
Plaid: Warp всегда выпускал мешанину из обычной музыки и экспериментальной. Он с самого начала издавал нетанцевальные вещи, такие, как Broadcast и Seefeel. Он по-прежнему подписывает и выпускает музыкантов, которые уже добились какого-то успеха самостоятельно. Он немного вырос, запустил киношное подразделение и открыл онлайн-магазин. Смерть Роба Митчелла (Rob Mitchell), одного из основателей лейбла [умер от рака в 2001 году - прим. Звуков], стала большой утратой для всех нас, но Стиву Беккету (Steve Beckett) удается сохранять дух лейбла, во многом Warp тот же, что и был в начале 90-х.
Звуки: На альбоме “Not For Threes” (1997) у вас было несколько треков с вокалом, но после этого вы делали только инструменталы. Почему? Были ли у вас идеи сделать песенный альбом?
Plaid: Нашими вокалистами были, в основном, наши друзья или кто-то, с кем у нас сложились хорошие отношения, так что вокальные треки могут появиться снова, на каком-то этапе. Но последние несколько лет мы ни с кем из певцов не сотрудничали.
Звуки: В середине 90-х вы записывались с Бьорк (Bjork). Вы поддерживаете контакт с ней? Что думаете о том, куда повернуло ее творчество, начиная с альбома “Medulla”?
Plaid: Да, мы поддерживаем связь. Бьорк могла бы легко почивать на лаврах, но ей всегда был интересно испытывать себя как творца, и это не может не нравиться.
Звуки: В 2000-е у вас были совместные мультимедийные проекты с Бобом Джароком (Bob Jaroc). Правильно ли будет сказать, что в тот момент вам хотелось двигаться в сторону мультидисциплинарного искусства? И если так, то почему после этого вы вернулись к традиционному альбомному формату?
Plaid: Мы гастролировали с Бобом и нам понравилось с ним работать, поэтому мы решили выпустить что-нибудь совместное. Альбом был записан в формате "surround sound", что довольно нетипично для музыкальной пластинки. В идеале все наши релизы были бы мультимедийными в том или ином роде, но часто на это нет времени или денег. Сейчас все больше альбомов выходит в виде приложений, и мы стараемся думать в этом направлении.
Звуки: Вы делали саундтреки к нескольким аниме, что не совсем обычно для британских музыкантов. Как вообще это началось? Вы любили аниме до того, как начали писать музыку к ним?
Plaid: Майкл Эриас (Michael Arias), американский режиссер, живущий в Японии, был на одном из наших концертов в конце 90-х. Когда у него появилась возможность снять первый полнометражный фильм, "Железобетон", он прислал нам письмо и спросил, интересно ли нам озвучить картину. Мы посмотрели его ранние работы и сказали "да". Мы многие годы хотели написать саундтрек к фильму. Об аниме мы тогда знали не очень много, но знаковые вещи вроде "Акиры" и "Призрака в доспехах" видели. Майкл открыл для нас еще больше изумительных аниме, например, "Игры разума".
Звуки: Электронные музыканты обычно с большим энтузиазмом рассказывают о концертах в Японии. Какое впечатление эта страна оставила у вас? Это правда что-то особенное, с точки зрения электронщиков?
Plaid: Дело в японской культуре, их отношении к технике и к истории электроники. Обычно, когда мы играем там, саундсистемы дают очень хороший звук и продакшн всегда на высоко профессиональном уровне. Возможно, причина еще и в том, что в Японии ценят эстетику чистоты, японский дизайн сильно связан с ней.
Звуки: А что вы думаете о нынешней "ретромании" - возвращениях, воссоединениях, концертах, на которых целиком исполняются классические альбомы? У вас был сборник ранних вещей "Trainer" (2001), но в целом не скажешь, что вас накрыла эта ностальгическая волна.
Plaid: Мы уже 25 лет в строю, так что нас можно классифицировать как ретро! Нам не интересно смотреть назад, мы если и оглядываемся, то неосознанно. Будущее гораздо интереснее, потому что оно не определено и полно возможностей.
Звуки: Среди молодых продюсеров есть те, кто сумел вас заинтриговать? На альбоме "Scintilli" кое-где встречается "плавающий" бас - вы что-то почерпнули для себя из нынешней бас-музыки?
Plaid: Flint Kids и Arca - два очень толковых продюсера. Басовая сцена (а вообще есть такая?) породила массу отличной музыки, от Burial до Flying Lotus, и не вдохновляться ей просто невозможно. А лучший плавающий бас у Рула Функена (Roel Funcken), он чемпион мира по плавающему басу!
Звуки: Вы стали использовать гитары на концертах, а синтезаторы не используете до сих пор. И это очень типично для современных электронщиков. Откуда, как вы думаете, взялась эта любовь к контроллерами и микшерам, которые задвигают на второй план традиционные клавишные?
Plaid: Главная причина в том, что нам нужна точная, квантованная музыка. Поэтому играть на клавишах живьем было бы бессмысленно. Да мы и играем не очень хорошо...
Plaid
Москва, клуб "16 тонн"
4 сентября
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)