Во многих координатных сетках Павел Артемьев всё ещё остаётся победителем первой "Фабрики Звезд" в составе группы Корни, хотя в группе не участвует уже пятый год и в инди-среде давно не воспринимается в своём прежнем амплуа. Последние годы Павел - актёр театра "Практика", активно снимающийся в теле-сериалах и полном метре, но, в первую очередь, лидер собственной группы Artemiev, играющий мелодичный и цепкий поп-рок, которого, как ни странно, у нас на сцене в последнее время откровенный дефицит. Совсем недавно был издан новый релиз группы - миньон "AKME". Звуки встретились с Павлом, обсудили свежий ЕР, его отношение к закону о мате и творческой свободе, и, куда без этого, вспомнили про группу Корни.
Звуки: Расскажи о новом релизе. Почему, например, это была не полноценная пластинка?
Павел: На самом деле, в первую очередь это решение вызвано сроками. Не потому, что хотелось релиз сделать побыстрее. Просто сложно в одно время застать и меня, и моих музыкантов...
Звуки: Они не только с тобой играют?
Павел: Да, в разных проектах. В силу нехватки времени я решил, что сейчас проще высказываться в таком вот коротком формате. Редко, но метко.
Звуки: Последние годы налицо тенденция больше выпускать ЕР, а не альбомы.
Павел: Я не считаю это некоей творческой кастрацией - нормальный процесс. Первый альбом мы писали долго, в него хотелось вместить многое, и, наверное, он получился не таким цельным и единым по форме, как мог бы быть. Я его все равно, конечно, люблю, но песни там многие из совсем разных "опер" по настроению. А здесь ко всем песням единый подход, они сделаны в общем настроении. Посмотрим, может и хватит в будущем запала, чтобы за раз записать полноценный диск. Но пока мы осенью примемся за запись ещё одного миньона. Эта творческая форма мне сейчас импонирует более всего.
Звуки: По определению "Акме" - это время физического и творческого рассвета. А как ты переживал пресловутый "кризис тридцати лет"?
Павел: А я его, собственно, и не переживал. Серьёзно, я довольно-таки сильно занят, поэтому у меня просто банально не хватает времени как-то рефлексировать на эту тему. Случаются, конечно, какие-то мысли, как и у всех, но чтобы категорично... Может ещё и "накроет", кто его знает. Но пока ничего такого не было. Возвращаюсь к названию, "АКМЕ" приходится на период с 30 до 50 лет - вот, возможно, где-то на зените меня и подобьёт (смеётся).
Акустическая версия песни "До свидания" - одной из лучших песен на "Акме":
Звуки: Тебе не надоели вопросы о группе Корни?
Павел: Кстати, нет. Вопросы о группе Корни куда больше мне надоедали, когда я был её участником. А сейчас я же понимаю, что от этого никуда не деться. Ну правда.
Звуки: Хотел в первую очередь спросить про по факту твою первую сольную пластинку, сделанную в рамках проекта "Дневники", растянутого аж на четыре компакт-диска второго альбома Корней. Насколько это было именно твоей работой? Или запись курировалась Матвиенко?
Павел: Нет-нет, нам тогда дали абсолютную свободу, и каждый продюсировал свою работу исходя из своих сил. Или при помощи даже не Матвиенко, а сторонних музыкантов. Запретов и табу не было - записывали то, что считали нужным. Игорь таким образом решил дать нам волю, покормить наше эго, что ли... В чем-то это действительно было смелым шагом.
Звуки: Итог-то, получается, был не очень утешительным - успешных синглов же с сольных работ вообще, считай, не было.
Павел: Все эти четыре пластинки объединял радиохит "25 этаж", и каждый из нас записал сольную версию этого трека, так что этакий "паровоз" у "Дневников" всё же был. А на сольные песни, кажется мне, и ставок то особых не было со стороны продюсерского центра. Потому как брать сольную песню и отдавать её в эфиры значило развивать кого-то из квартета как сольного артиста. Кстати говоря, альбом тогда очень хорошо пошёл в Украине - мы объездили с туром всю страну, и именно сольные вещи, которых не было в эфирах, принимали очень хорошо, публика пела слова наизусть, ну и так далее.
"Я теряю корни" - первый хит группы, сочиненный Павлом
Звуки: Последние годы твоего пребывания в группе не сравнить по популярности с моментом создания группы - не расскажешь, почему всё-таки так и не случилось полноценного второго альбома, и что вообще происходило в группе?
Павел: Мы гастролировали, в первую очередь, да и песни выпускались. Правда, спродюсированные целиком Игорем. Ну, это такая судьба поп-группы - держаться на плаву малой кровью. Многие поп-артисты, кстати, в этот временной промежуток перестали выпускать полноценные альбомы. Кризис 2008-го года, опять же, бахнул - тут уже причиной стало вовсе не то, что "Дневники" не стали коммерческим прорывом. Денег попросту не было, даже чтобы гастроли организовать или на корпоратив группу пригласить. Так что затишье вполне объяснимо. Успехи всё равно были - например, мне предложили написать песню для сериала "Кадетство", и она своё дело сделала. Такие небольшие успехи давали свои толчки, позволявшие гастролировать, а заработок-то основной не с дисков, конечно, шёл. Сейчас какое-то движение в ту сторону наблюдается, но всё равно до больших заработков далеко.
Звуки: Насколько я понимаю, в iTunes всё-таки не очень большие объемы продаж сейчас.
Павел: Конечно. На цифровом контенте, я слышал, у нас какие-то осязаемые деньги пока только Нюша зарабатывает. Не знаю подробностей, правда, но что-то такое слышал.
Звуки: А ты общаешься с участниками группы сейчас?
Павел: Все в своих делах. Мы ничуть не в ссоре, просто время не позволяет, разве что поздравляем друг друга с праздниками. Мы честно неоднократно пытались собраться, но пока не получалось. У остальных участников группы ещё и семейные дела, а я вот один так и бегаю, самопродюсированием бесконечным занимаюсь (смеётся). В Корнях изначально были ребята сильно разные, из непохожих компаний, с разными интересами. Проект всегда имел оттенок искусственности, хотя я ко всем своим бывшим соратникам отношусь очень тепло. И, надеюсь, это взаимно.
"Наперегонки с ветром" - та самая песня из сериала "Кадетство", продлившая популярность Корней
Звуки: Когда у тебя заканчивался контракт с группой, ты начал выступать в качестве актёра театра и кино. Как ты сам оцениваешь собственные творческие опыты в этом амплуа? Это тебе как-то помогло, изменило тебя?
Павел: И помогло, и изменило. Не знаю, могу ли я однозначно сказать, что в лучшую сторону, но точно сделало мою жизнь интереснее, а если человеку интереснее жить, то он и со стороны выглядит любопытнее. Но подобные предложения начали поступать не потому, что я собирался уходить из группы - просто вовремя произошло знакомство с худруком "Практики" Бояковым, он пригласил меня сыграть в своём фильме, а после - в постановке. И вот я там до сих пор. А как это оценить... Пока мне интересно. От всего можно устать, и я не знаю, что будет дальше, но пока так.
Звуки: Ты играл в спектакле "Жизнь удалась", который по известным депутатским инициативам был завершен из-за обилия ненормативной лексики. Как ты относишься к подобному законотворчеству? Понятное дело, что тут личная подоплека.
Павел: Я не могу без личных эмоций здесь, конечно. Но, если это творческое решение, не режущее слух тем, кто приходил на спектакли, благо, все были заранее предупреждены об обилии мата... Считаю, что бессмысленно лезть в разум, так нагло и прямолинейно вторгаться в личное пространство людей. Опять же, это большое лицемерие. Хотелось бы, чтобы эти люди сами научились общаться исключительно вежливо, без хамства, и на чистейшем русском языке, а потом уже принимали подобные законы. Не уверен, что в случае депутатов обойдётся без скелетов в шкафу. В общем, не нравится мне этот закон (смеётся).
"Многоэтажки" - первый сольный сингл Павла в качестве лидера группы Artemiev
Звуки: Не жалеешь ли ты вообще об истории с "Фабрикой"?
Павел: Я понимаю, что с имевшимся у меня тогда жизненным опытом, сделать что-то иначе я бы просто не смог. В обстоятельствах, которых я тогда находился, всё произошедшее правильнее воспринимать если не как подарок судьбы, то просто удачное стечение обстоятельств. Без этого всё бы не сложилось так, как в итоге сложилось. А я считаю, что всё сложилось неплохо.
Звуки: Не считаешь ли ты, что многие молодые поп-артисты ломают сами себя, исполняя не то, что хотели бы играть сами? Вспоминаю историю, как я пришёл на концерт Майка Паттона (Mike Patton) с группой Fantomas, и встретил там радостную Юлю Савичеву, находившуюся тогда в зените славы. Испытал, скажем так, когнитивный диссонанс.
Павел: Юля изначально позиционировала себя как рок-девушка, так что всё логично. Другое дело, что случается, когда ты попадаешь под продюсерское крыло - ты вынужден мириться с тем, каким люди тебя видят со стороны, а не так, как ты себя чувствуешь изнутри.
Звуки: Как человек, которому удалось вырваться из этого замкнутого круга, что можешь сказать про своих коллег? Им страшно за будущее, страшно рисковать? Почему они не делают того, чего хотят?
Павел: Если смотреть на вещи реально, то путь выхода из-под продюсерской опеки гораздо сложнее, чем кажется. Сложнее, чем оставаться на волне, чем пользоваться помощью зубров, знающих правила шоу-бизнеса, чем получать быстрые и впечатляющие результаты. Когда продюсерская махина работает, то тебе в принципе проще - все связи налажены. Самостоятельный путь, увы, не всегда оказывается успешным, - многие сдаются раньше времени. Я всецело понимаю тех, кто выбирает "игру по правилам". Просто мне это невыносимо уже чуть ли не на физическом уровне. Какие-то вещи я делать точно больше не стану - ввиду собственного упрямства, наверное. Я всегда знал, что хотел заниматься несколько иной музыкой, постоянно приносил Игорю песни, но они не проходили по формату группы. В итоге я понял, что надо просто дождаться окончания контракта и дальше уже идти своей дорогой. Знал, с какими трудностями столкнусь, и что на первых порах буду довольствоваться только глубоким чувством самоудовлетворения. Которым, кстати, можно довольно долго себя подкармливать (смеётся). Заниматься тем, что нравится - это же достаточно сильное чувство, правда. Сколько безумцев есть на свете, живущие без гроша в кармане, но счастливые благодаря своему делу. И иметь это удовольствие, я считаю, очень важно.
Звуки: А ты на корпоративах, кстати, играешь старые вещи? Подобным даже группа Ляпис Трубецкой не брезговала. У тебя есть права на собственные сочинения времен Корней?
Павел: Нет, не играю. Права за мной, исполнять собственные вещи я могу. Но, раз уж я пытаюсь позиционировать себя с нуля, вспоминать старые песни - это, хм, очень странно.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)