Sam SMITH  Ниже радара: на фитах

Сэм Смит в авангарде восходящих звезд, начавших карьеру в качестве приглашенных вокалистов.

Кто: Сэм Смит
Откуда: Кембридж/Лондон, Великобритания
Лейбл: PMR Records, Capitol Records

О том, что победителем рейтинга BBC Sound of 2014 признали Сэма Смита, стало известно 10 января. Правда, еще до этого знаменательного момента написать о восходящей звезде успели все, кому не лень. Не буду отставать от коллег, хотя меня-то интересует не столько сам Смит, чьи достоинства очевидны, и перечислять их в сотый раз – бессмысленно, сколько его место в индустрии. Несмотря на порой сомнительный выбор артистов (некоторые из них попадают в список перспективных “новичков”, уже будучи относительно известными), BBC Sound of – своего рода выжимка господствующих музыкальных тенденций. Победа Сэма Смита указывает на две из них: во-первых, на подъем бывших приглашенных вокалистов, во-вторых, на изменение статуса поп-музыки, в целом. Теперь – по порядку и подробно.

Значительная часть молодых исполнителей, которые сегодня пытаются пробиться к славе сквозь толщу конкурентов, начинали на подпевках у известных электронщиков. Из-под крыла одних только Rudimental вылетели Джон Ньюмен (John Newman), Элла Эйр (Ella Eyre) и MNEK. Прекрасный Daley сдавал свой голос в аренду Gorillaz. Даже Кэти Би (Katy B), уже доказавшая всем, что она – самостоятельная певица, вышла из дабстеп-хаус-шинели The Count & Sinden и Magnetic Man. Сэм Смит, в свою очередь, отметился на синглах Disclosure “Latch” и “La La La” Шахида Хана (Shahid Khan), более известного как Naughty Boy. Причем трек “La La La” попал на вершины британских чартов. На этой волне Смит и решил отпочковаться от своих наставников – вполне обоснованное желание, подкрепленное приличными профессиональными возможностями.

Естественно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и не существует певца, который готов всю жизнь видеть перед своим именем унизительную приставку ft. Не погрешу против истины, если скажу, что так было всегда. Однако всплеск активности бывших приглашенных вокалистов произошел именно сейчас. И тому также есть две причины. Первую из них озвучил The Guardian: в эпоху перенасыщения музыкального рынка продюсеры не заинтересованы в том, чтобы раскручивать кого-то с нуля – это слишком затратно. Гораздо выгоднее вложиться в исполнителя с историей, связями и уже существующим фанатским пулом – пусть и небольшим. Вторая причина заключается в том, что у аудитории возрос интерес к голосу – на это, в частности, указывает появление соответствующих телешоу. Культ внешности постепенно отходит в прошлое. Зрители превращаются обратно в слушателей, и интересный, запоминающийся образ становится уже не залогом успеха, а скорее дополнением к хорошему вокалу.

Отсюда вытекает и еще одна тенденция: поп-музыку начинают воспринимать как серьезный жанр, для работы в котором недостаточно просто иметь длинные ноги или смазливую мордашку. Вместо фолк-хипстеров и интеллектуалов с целой обоймой синтезаторов, ключевые позиции в британских рейтингах занимают новички от попа – с ударением на первый слог. В прошлом году награду «Выбор критиков» на Brit Awards взял Том Оделл (Tom Odell); в этом она досталась тому же Сэму Смиту. Да, оба они не отличаются какой-то исключительной оригинальностью: в первом легко угадывается влияние Элтона Джона (Elton John) и Simply Red. Второй – Маугли, вскормленный волками американского соула. Зато в них есть спокойная уверенность в правильности своего выбора. Оделлу и Смиту ни капельки не стыдно быть поп-музыкантами, потому что они знают: в их силах вывести этот порядком замусоренный жанр на качественно новый уровень.

Ну и, конечно, не могу не выступить в духе Капитана Очевидность и не указать на сходство Сэма Смита с Бой Джорджем (Boy George). И дело тут не во внешности – хотя, если бы фильм «Переживая за Боя» снимали не в 2010 году, а сейчас, главная роль почти наверняка досталась бы именно Смиту, а не мармеладному Дугласу Буту. Стилистически далекий от течения новых романтиков, Сэм Смит, тем не менее, в своем первом же сольном хите “Money On My Mind” воспел один из краеугольных камней их философии: «Я не думаю о деньгах, я делаю все только ради любви». Новые романтики тоже противопоставили себя тотальной коммерциализации поп-музыки – и отчасти поэтому очень быстро захлебнулись. Смит вряд ли сделает фразу «no money on my mind» своим пожизненным творческим кредо. Но материальные бонусы он будет получать за безусловно достойный продукт. И хорошо бы это стало не приятным исключением, а железобетонным правилом.

Почитать: http://samsmithworld.com
Купить: EP “Nirvana”
Услышать живьем: В марте стартует турне Сэма Смита по Европе, США и Канаде, в рамках которого он выступит в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Монреале.
Похожие исполнители: James Young, Emeli Sandé, Justin Timberlake
Мнение: «Он выглядит как типичный бестолковый белый соул-певец – зато у него сладкий, нежный и мягкий баритон, который порой срывается на текучий фальцет». The Telegraph.

21.01.2014, Мария СМИРНОВА (ЗВУКИ РУ)

Sam SMITH - свежие публикации:

Sam SMITH

Дата рождения:

19 мая 1992