Lou REED  Ворон каркнул: "Никогда!"

Звуки вспоминают Лу Рида.

Лу Рид (Lou Reed) изменил мировоззрение целого поколения. Основатель The Velvet Underground, гитарист, поэт, композитор, продюсер - и неутомимый выдумщик. 27 октября он ушел в мир совсем иных, но ничуть не менее интересных фантазий, оставив нам колоссальное наследие, ценность которого будет по-настоящему понята, пожалуй, еще через пару поколений. Хотя и сегодня Лу Рид смотрится истинным титаном даже на фоне своих современников.

Альбом "The Velvet Underground & Nico", одна из самых знаменитых записей Рида, в момент выхода оказался где-то на задворках чартов (171 место - это даже не дно, это еще ниже), а сегодня эту пластинку считают одной из лучших, записанных в 60-е. Рид и его напарник Джон Кейл (John Cale) вряд ли думали, что создают нетленку - хотя Энди Уорхол (Andy Warhol), вдохновитель и покровитель The Velvet Underground, безусловно "бил в вечность", относясь к тому, что делает группа как к произведению искусства a priori. Рид и Кейл, в свою очередь, просто хотели сочинять музыку и пробовать, что можно выкрутить из их подружки Нико (Nico). Девушку намеренно не включали в официальный состав группы - слушатель должен был понимать, кто здесь главный, а кто просто поет - да и то не во всех песнях. Великую "Sunday Morning" поет, конечно же, Рид.

"The Velvet Underground & Nico" стал пластинкой, про которую Брайан Ино метко сказал: "Может, ее купили лишь несколько человек - зато все они потом организовали собственные группы". Эффект от альбома оказался сравним с миной замедленного действия - по-настоящему величие альбома The Velvet Underground оценили лишь годы спустя, а тогда Рид с Кейлом помыкались-помыкались, да и разбрелись по сольным проектам.

Впрочем, коллеги по цеху уже тогда понимали, чего стоит Лу Рид как творческая единица. На его первом сольнике играют Стив Хау (Steve Howe) и Рик уэйкман (Rick Wakeman), даже в отрыве от Yes - уже сессионщики № 1. Но настоящим прорывом становится пластинка "Transformer", спродюсированная Дэвидом Боуи (David Bowie) и Миком Ронсоном (Mick Ronson). На ней Рид иронизировал над собственным прошлым, проехавшись по всей уорхоловской тусовке. Апогеем ерничества стала "Walk On The Wild Side", где Рид тонко затроллил практически все окружение Энди.

Эксперимент, эксперимент и только эксперимент - вот, что движет Ридом сквозь всю его карьеру. Его перебрасывает из акустических песен в игры с новым звучанием, с электроникой и даже джазом. На альбоме "The Bells", который и сегодня звучит как прогрессивный авангард, Рид разошелся не на шутку: он подтянул к записи самого Дона Черри (Don Cherry) - за честь работать с Ридом почитали такие же экспериментаторы и безумцы, как и он сам.

Он помнит про свое прошлое: когда в 1987 году умирает Уорхол, Рид снова объединится с Кейлом, чтобы записать "Songs For Drella", очень тактичный и проникнутый уважением к умершему соратнику альбом. Кейл и Рид не встречались и не разговаривали много лет, пока не встретились на поминальной службе по Уорхолу. Альбом вышел через два года, и после его записи Кейл поклялся, что в жизни больше не станет работать с Ридом. Клятву он, кстати, не сдержал - The Velvet Undderground переживут еще целых два реюниона, и даже будут выступать вместе с U2 в рамках их "Zoo Tv Tour".

Рид по-прежнему зависим от хорошей музыки и хорошей литературы: своему любимому писателю Эдгару По он посвящает программу "POEtry" - а затем записывает "The Raven", сложный концептуальный альбом, созвучный излишне откровенным "New York" и "Berlin" (пусть и основой его стали стихи По, а не Рида). Черный ворон распростер крылья и орет свое "Никогда!", но Рид рассказывает об этом совершенно без надрыва, а очень спокойно, практически медитативно.

Рид продолжает играть в коллаборации: вместе со старым другом Джоном Зорном (John Zorn) и Лори Андерсон (Laurie Anderson) они регулярно выступают в клубе The Stone, где заправляет Зорн. Итогом этого сотрудничества становится великолепный концертник "The Stone: Issue Three", да и жизнь Рида кардинально меняется: Лори выходит за него замуж. Впереди их ждут пять лет относительно счастливой жизни - они понимали друг друга с полуслова, с полувздоха, вот только здоровье Рида было уже подорвано...

Последней выходкой гения стала "Lulu" - Лу Рид объединился с Metallica и музыканты записали воистину эпическое полотно, основанное на сложной поэтике и мелодии Рида и приправленное сумасшедшим драйвом Хэтфилда и компании. Пластинку, как водится, раскритиковали - в 2011 композиции, превышающие 15 минут приходились совсем не ко двору. Но Лу было наплевать - он делал то, что хотел, а головорезы из Metallica млели, как дети, перед величием кумира.

В 2013-м здоровье Рида окончательно пошатнулось: ему пересаживают печень, но он полон оптимизма и выкладывает на своем сайте обращение к поклонникам, где сообщает, что стал "здоровее, чем прежде". Он возвращается в студию, чтобы записать песню для совместного проекта с Питером Гэбриелом, но это уже - последние аккорды уходящего гения. Лу Рид тихо скончался у себя дома в воскресенье, 27 октября. Как сообщил его личный врач, Рид сохранял ясность сознания и оптимизм до последних минут - и за час до смерти даже занимался гимнастикой тай чи.

28.10.2013, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Lou REED - свежие публикации:

Lou REED

Дата рождения:

2 марта 1942