МУЗЫКА  Предварительные слушания #33

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу.

Rhye “Woman”
Loma Vista/Republic Records
Дата выхода: 5 марта

С начала 2013 года поначалу мистический, а затем оказавшийся вполне традиционным, дуэт электронщика Майка Милоша (Mike Milosh) и продюсера Робина Ганнибала (Robin Hannibal) уверенно набирал обороты: сначала выпустил страстный, но довольно пресный клип на песню "Open", потом передумал и рестартовал с синглом "Fall", на который норвежский же режиссер Дэниэл Крэг-Якобсен (Daniel Kragh-Jacobsen) снял отличное видео, а потом – еще одно, ставшее у меломанов практически вирусным – на "Open". Клипы настолько хорошо работали вместе с картинкой, что поначалу стало даже страшно: будут ли песни с альбома восприниматься так же без нее. Обошлось.
"Last Dance" – кокетливые духовые, вкрапления простых, но выверенных инструментальных проигрышей с отличным танцевальным потенциалом (и еле уловимыми латиноамериканскими нотками), "Verse" - недоглитч, слегка напоминающий в припеве "7 Seconds" (и, пожалуй, единственная на альбоме песня, на которой Милош понижает ноту), "3 Days" – композиция, которая точно не понравится Сергею Шнурову из-за присутствия арфы, и переходящая в старорежимное легкое диско (эдакий замедленный Breakbot), "One Of Those Summer Days" – слабые попытки дать рока с совсем уже пересахаренным саксофоном, "Minor Major Love" – обнаженный, минималистичный, почти что госпел – r'n'b, "Hunger" – торжество поздних семидесятых во всем их великолепии, практически хастл, ну а закрывающий номер – ода женщине: эдакая мантра – не очень интересная, но вполне себе завораживающая.
Ни один, ни второй участник Rhye в своих проектах не были особо известны, но вместе у них неожиданно получился отличный союз: томность и жеманность уживается в них (и на пластинке) с чуть ли не оркестровой пышностью и подростковой нелепостью; апломб “новой звезды” с трепетом новичков, а патока и сиропчик вокала (к слову, на всей пластинке он несколько разочаровывающе одинаковый) уравновешивается деликатностью мелодий.

Виктория Базоева

Jamie Lidell “Jamie Lidell”
Warp Records
Дата выхода: 19 февраля

Джейми Лиделл начинал с зубодробительной электроники, но в какой-то момент стал переквалифицироваться в соул-певца. Путь этот завёл британца довольно далеко – пару альбомов назад он напоминал не самую удачную копию Принса (Prince), потом Лиделл без особого успеха заигрывал с блюзом, в общем, поиски несколько затянулись. На этот раз Джейми решил сделать ход конём и заиграл электрофанк. Выгода получилась двойная – с одной стороны Джейми теперь в тренде (такую музыку сейчас играют все подряд от Toro Y Moi и Dam-Funk до Джимми Эдгара (Jimmy Edgar)), с другой – вроде бы и верен своему курсу на соул. Текущие ориентиры для сравнения – Midnight Starr, Dazz Band, чуть в меньшей степени - Стиви Уандер (Stevie Wonder) и Jamiroquai. Энергичный ломаный бит, пульсирующий синтезаторный бас, фанковые клавишные рифы и вокодерные бэки. После двух ярких и чрезвычайно бодрых вещей «I'm Selfish» и «Big Love» Лиделл темп чуть сбрасывает – заторможенная «What A Shame» куда больше напоминает то, что он делал раньше, но дальше снова фанк и диско. Из контекста несколько выпадает разве что «Why Ya Why» - медленная и вальяжная, с духовыми в духе Луи Армстронга (Louis Armstrong). Едва ли эти песни будут греметь на радио, но записать актуальный поп-альбом Джейми, кажется, наконец удалось.

Ник Завриев

Various Artists “Son of Rogues Gallery: Pirate Ballads, Sea Songs & Chanteys”
ANTI-
Дата выхода: 19 февраля

"Son of Rogues Gallery" - это двухдисковый сборник, составленный из почти сорока традиционных моряцких песен, перепетых десятками исполнителей, от Кита Ричардса (Keith Richards) и Тома Уэйтса (Tom Waits) до Мэриэнн Фэйтфулл (Marianne Faithfull) и Марка Алмонда (Marc Almond) (перечислять в короткой рецензии всех было бы безумием). А также одна из самых интересных пластинок, выпущенных в этом году.
Сделаем важную оговорку: интересная - не значит идеальная. Основную претензию к коллекции - почти 2,5 часа, убийственная по сегодняшним меркам длина, отбивающая всякую охоту слушать два диска целиком - еще можно парировать. В конце концов, эти песни были написаны тогда, когда время текло иначе, а заздравные гимны на 40 куплетов не считались чем-то из ряда вон выходящим. Но со вкусом тут и правда все далеко не безупречно. Есть несколько досадных промахов: Бет Ортон (Beth Orton) в самом начале сборника выдает совсем уж плаксивую "River Comes Down", Тодд Рандгрен (Todd Rundgren) исполняет какой-то еврогопак, а ангелический вокал Энтони Хегарти (Antony Hegarty) впервые звучит не к месту. Есть просто проходные номера. Есть и откровенное жульничество - "Pirate Jenny" взята из "Трехгрошевой оперы" Вайля и Брехта (жульничество, впрочем, простительное - "Дженни", спетая ньюйоркской индианкой Шильпой Рей под аккомпанемент Ника Кейва и Уоррена Эллиса - одна из самых экспрессивных вещей на двух дисках). Но это мелочи, а важнее другое. Курировавшим сборник Джонни Деппу (Johnny Depp) и Холу Уиллмеру (Hal Willmer) удалось выстроить более-менее достоверную картинку: реки и океаны (как воды, так и виски), просаленные рубахи и сальные шуточки, бойкие портовые девицы и та единственная, что машет платком на пристани, романтика и тоска; прощай, любимый город, морские медленные воды не то, что рельсы в два ряда. Исходный материал гнется в совершенно разные стороны - карибский ска, орлеанский блюз, ду-воп, акапельное пение, этно-даб а-ля Jah Wobble, хип-хоп и даже афро-фолк - и остается жизнеспособным, потому что уходит корнями в самую сущность музыки. "Не говорите мне о морских традициях. Ром, содомия и порка - вот и все морские традиции", - возможно, старый ворчун Черчилль и был прав. Но до чего богатая все-таки тема.

Дмитрий Куркин

Phoenix «Bankrupt!»
Glassnote
Дата выхода: 23 апреля

После объявлений участников Phoenix о том, что рамки поп-музыки им уже тесны, и они хотят записать нечто более масштабное, новая пластинка ожидалась с тревогой. К счастью, с точки зрения сонграйтинга изменилось мало что, привязчивый «bittersweet pop» по-прежнему на месте. А вот аранжировки французы решили нагрузить по максимуму – многослойные клавиши, клавесин, орган, хор, длиннющие брейкдауны с барочными арпеджио, тут дело явно не обошлось без влияния M83. В результате, на альбоме мирно сосуществуют поп-боевики вроде открывающей пластинку «Entertainment» (танцевальный ритм, яркая клавишная тема в пентатонике, тренькающие гитары) и почти прог-рок. В заглавном треке – четырехминутное инструментальное вступление, в «SOS In Bel Air» - какие-то уж очень неочевидные гармонии. Не то, чтобы к песням Phoenix все эти изыски не подходили, но у тех же M83 или Air творить в «смежных жанрах» получается куда естественнее. Все же к альбому Phoenix рука тянется, когда душа просит чего-то легкого и солнечного, а от тяжеловесности «Bankrupt!» запросто можно устать, не дослушав даже до середины.

Ник Завриев

Grouper "The Man Who Died In His Boat"
Kranky
Дата выхода: 9 февраля

Девушка, задумчиво жующая палец на обложке, - Лиз Харрис (Liz Harris), она же Grouper, уроженка Портленда и резидент чикагского лейбла Kranky. Обе прописки оправдываются вполне: Портленд, согласно расхожему ярлыку, магнитом притягивает людей со странностями, а Kranky уже двадцать лет специализируется на экспериментальном роке и всевозможной зашумленной электронике (два характерных клиента лейбла - Deerhunter и Тим Хекер). Негромкий камерный фолк - а Харрис играет именно что песни, пусть и утопленные в реверберации и размывающих эффектах - по версии Grouper что-то вроде акта самоотречения. Это эмбиент, с поправкой на то, что в окружающей среде растворяется не только музыка, но и ее автор. "The Man Who Died In His Boat" (заглавная песня вроде бы навеяна детскими воспоминаниями Харрис о том, как "сети притащили мертвеца"), возможно, не сильнейшая работа американки, но точно стоит потраченного времени. От того, что настроенческих пластинок в мире стало больше ровно на одну, мир, надо думать, только выиграл.

Дмитрий Куркин

06.03.2013, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)