NICK CAVE & The BAD SEEDS  Житие мое

Новый альбом Ника Кейва как персональный аудиоблог.

"Есть чувство, которое я не могу стряхнуть, чувство, которое не уходит прочь. Нужно лишь поднатужиться и отодвинуть небо."

Последние десять лет Ник Кейв (Nick Cave) искал новые формы самовыражения с лихорадочностью хамелеона, меняющего цвет кожи со скоростью новогодней гирлянды: с хэйзлвудовскими усами и гитарой наперевес исполнял лихой приапический рок в составе Grinderman, скрипел пером литератора и драматурга (к сожалению, самый амбициозный проект австралийца - сценарий к сиквелу "Гладиатора" - лег в стол), переиначивал легенду о воскрешении Лазаря и писал пасторальный фолк для фильмов коллеги Хиллкоута. С подачи лейбла Mute был даже техно-Кейв (вот, полюбопытствуйте). Слои кожи слетали с Ника-бесогона один за другим до тех пор, пока он не нашел, кажется, наиболее приемлемый для себя формат. Новый альбом Кейва стал его аудиоблогом.

Родись Кейв на пару поколений позже, он наверняка сделался бы заметной личностью в блогосфере - не звездой с миллионом подписчиков, но тем, кого регулярно "ретвитят" и "расшаривают", это уж точно. Тем интереснее, что к своему собственному живому журналу автор пришел альтернативным путем. Символом "Push The Sky Away" стала записная книжка, в которой Кейв фиксировал мысли, навеянные буднями и методичным интернет-серфингом (копии книжки прилагаются к особо роскошной версии альбома). Караоке-клипы на каждую из песен с альбома стилизованы под печатные листы с текстами - с тем же успехом австралиец мог выкладывать их в инстаграме. Для Кейва привычен прием "историй с продолжением" ("Do You Love Me?" в двух частях, "Crow Jane", перекликающаяся с романом "И узре ослица Ангела Божия"), но никогда еще он не использовал рекурсивные ссылки так буквально: с рассказа о том, как была поставлена точка в песне номер 4 ("Jubilee Street"), начинается песня номер 7 ("Finishing Jubilee Street"). В "Блюзе бозона Хиггса" Кейв фантазирует о Майли Сайрус - не самый очевидный кандидат на замену библейским персонажам и провинциальным душегубам, о которых прежде повествовали песни Bad Seeds, но в контекст воображаемого кейвовского блога вписывается прекрасно.

С первого же сингла "Push The Sky Away" был обречен на сравнения с "The Boatman's Call", на котором Кейв также после довольно буйного периода притушил громкость в пользу нежнейшей лирики. Но "Зов лодочника" был классическим песенным альбомом. На сей раз стройность стихотворных размеров принесена в жертву свободной мелодекламации. Голос рассказчика доминирует над аранжировками - плавными, отрешенными, повторяющимися; впервые за долгое время они настолько явно служат фоном. Песни длятся ровно столько, сколько нужно для очередной истории, очередного выпуска подкаста для неопределенного адресата. "Надеюсь, теперь ты слышишь, слышишь ведь?" ("We Real Cool").

"Увидимся через десять лет, когда мы станем старше и уродливей", - этой фразой чуть больше года назад Кейв подвел черту под существованием Grinderman. "Ты становишься старше, становишься холоднее", - на "Push The Sky Away" он мирится с неизбежным. Оттанцевав с дьяволом добрую декаду в попытках найти нового себя, лидер Bad Seeds обнаруживает, что исповедная блогерская честность - лучший способ послать неизбежное к черту.

"Push The Sky Away" вышел на лейбле Mute 18 февраля.

18.02.2013, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

NICK CAVE & The BAD SEEDS - свежие публикации: