Goran BREGOVIC  Вы ещё не сошли с ума? Тогда мы летим к вам!

Горан Брегович и его свадебно-похоронный оркестр привнесли в московскую жизнь нотку здорового безумия.

Горан Брегович (Goran Bergovic), пожалуй, главный в мире пропагандист балканской и цыганской музыки, наш частый гость. Обычно он приезжает по осени и по весне, и на этот раз чуточку изменил себе, приехав в начале зимы. Если бы это краткое ожидание как-то положительно сказалось на билетах… Увы, они были распроданы хорошо если наполовину. Понедельник ли тому виной или наша публика уже избалована? Это теперь значения не имеет: те, кто пропустил, были неправы. Если для Бреговича фолк – это панк, как он сам однажды признался, для нас его фолк – это способ выпустить пар. Кто придумал в Крокус Сити Холле сделать сидячий партер на этом концерте? Как можно музыку Бреги, как его ласково называют, слушать сидя? Поначалу это многим удавалось, но к концу выступления мало кто не вскочил со своего места. Самых прытких, желающих прорваться на сцену, отлавливала охрана.

Недавно Брегович выпустил очередной альбом, который называется «Champagne for Gypsies». Это было его посвящение цыганам, культуру которых он давно любит и ценит. Для записи пластинки были приглашены Евгений Гудзь из Gogol Bordello, The Gypsy Kings, Флорин Салам (Florin Salam), Селина О`Лири (Selina O`Leary) и другие исполнители, известные тем, кто находится с Бреговичем на одной волне. Собственно, для поддержки этого диска маэстро к нам и приехал. Однако его традиционная концертная программа от этого несильно изменилась: на смену песням с альбома «Tales and Songs from Weddings and Funerals» пришли новые, а хиты никуда не делись. The Wedding and Funeral Orchestra приехал в следующем составе: два тромбониста, саксофонист, два трубача, две бэк-вокалистки из Болгарии, барабанщик и вокалист Мухарем Редзепи (Muharem Redzepi), пришедший на замену Алену Адемовичу (Alen Ademovic), на котором лежали основные партии, и сам Брегович – вокалист, гитарист и дирижёр.

Музыканты взяли быка за рога, сыграв самое известное и заводное, что есть в репертуаре: «Gas Gas», «Jeremija», «Maki Maki», добавив к этому заводные композиции с последнего диска – «Balkanieros», «Presidente», «Quantum Utopia» и итальянскую партизанскую песню «Bella Ciao», которую Брегович обработал в своей манере. Одной из самых интересных работ с новой пластинки можно назвать «Be That Man», которую по сравнению с другими песнями можно назвать down tempo. Небольшая лирическая интерлюдия, «Aven Ivenda», спетая практически а-капелла Людмилой Радковой (Ludmila Radkova), на фоне этого балканского безумия звучала ещё более пронзительно. Горан не мог не спеть «Aucensia» в честь покойной Сезарии Эворы (Cesaria Evora) (для неё песня и была написана), сказав о ней несколько тёплых слов. И уж конечно не мог проигнорировать «In The Deathcar», возможно, самую известную в мире свою композицию из звуковой дорожки к фильму «Аризонская мечта».

Если спросить тех, кто не пропускает выступления свадебно-похоронного оркестра, что они ответят? Было бы интересно в будущем провести небольшой опрос, а пока мы можем пофантазировать на эту тему. Музыка Бреговича оказывает терапевтическое действие: он, переживший войну так же, как и всякий, кто жил в бывшей Югославии, отказывается говорить о политике, но готов сочинять духоподъёмные песни на каждый день до конца своих дней. Стоит ли слишком печалиться, даже если сердце разбито и жизнь поделена на «до» и «после»? Нет, уж лучше выпить бокал шампанского и пуститься в пляс, забыв обо всём. Пусть все вокруг считают это сумасшествием, у Бреги на то есть ответ: «if you don’t` go crazy, you`re not normal» - «если ты не сойдёшь с ума, ты ненормальный». Это не только про них, это и про нас.

13.12.2012, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

Goran BREGOVIC - свежие публикации: