Вырваться летом на выходных из города на травку, в Архангельское – милое дело: кислород, природа, памятники архитектуры... Тем более, когда вас ждет изысканная культ-программа: стильные ретро-шлягеры в исполнении Pink Martini, африканский фьюжн поющего басиста Ричарда Бона (Richard Bona) и магические электронные ритмы Мэтью Херберта (Matthew Herbert). Вот лишь беглый перечень самого вкусного. А фестиваль - это 2 дня музыки, более 20-ти коллективов, каждый из которых вносит свою краску в разноцветную палитру праздника.
"Усадьба" не для джазовых ортодоксов. Без зубовного скрежета они не смогут выдержать и трети, заявленных артистов, вроде московского "Мегаполиса" или джаз-кабаре "Забава" лидера группы "Воплi Вiдоплясова" Олега Скрипки. Для тех, кто не в курсе: “Забава” - довольно легкомысленный проект, работающий по определению украинских журналистов в стиле Фрэнка Синатры и Бубы Касторского и с одинаковой бесшабашностью лабающий и джаз 1930-х годов и кавера на «Наутилус Помпилиус» и «Кино». Как вы догадываетесь специальной подготовки от слушателя, кроме разве что хорошего настроения, тут не потребуется.
Не стоит думать, что "Усадьба" – сплошной балаган. Просто организаторы заботятся, чтобы люди получили максимум удовольствия, придут ли они сюда от души поплясать или в поисках новых тонких эстетических открытий. Последним стоит обратить внимание на концерт проживающего ныне во Франции известного израильского пианиста Ярона Хермана (Yaron Herman). Воспитанный на творчестве Скрябина и Кита Джаррета (Keith Jarrett), а значит сформировавшийся под влиянием, как классики, так и свободной импровизации, 30-летний Ярон и его трио готово без предрассудков исследовать любые яркие мелодии, будь то "Con Alma" Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) или "No Surprises" Radiohead. Говоря о Хермане и его предтечах, закономерно вспомнить еще об одном великолепном музыканте, также не признающим границ между джазом и тем, что вне жанра - пианисте Брэде Мелдау (Brad Mehldau), которого, хочется верить, однажды мы тоже будем иметь удовольствие услышать на фестивале "Усадьба Jazz".
Еще один продвинутый исполнитель, чье появление в Архангельском безусловно станет сюрпризом: композитор, диджей и музыкальный продюсер, один из самых влиятельных электронщиков, скрывающийся чуть ли ни под десятком псевдонимов - британец Мэтью Херберт. Херберт успел поэкспериментировать с джазовыми настроеньями в конце 90-х под маской загадочного Доктора Рокита (Doctor Rockit). Представьте себе микс из бодрого танцевального электро или наоборот умиротворенного лаунжа, сэмплов повседневной городской жизни, ну скажем, позвякивания посуды и разговоров в кафе, и теплых свингующих фраз на гитаре или духовых. При этом музыка Херберта обладает разными векторами: способна погрузить в транс и заставить двигаться в танце. Так что не исключено что решенье, в какое состояние гипнотизер Мэтью Херберт погрузит публику, будет принято по-джазовому - спонтанно.
Зато камерунский басист и вокалист Ричард Бона, нам уже как родной. И дело даже не в том, что музыкант бывал в Москве. Мы знаем Бона много лет по его сольным дискам и, конечно же, благодаря сотрудничеству с Пэтом Метини (Pat Metheny), Джо Завинулом (Joe Zawinul), Бобби Макферрином (Bobby McFerrin), Джорджем Бенсоном (George Benson), Чакой Хан (Chaka Khan) и многими другими. Его открытость, щедрость, неуемное желание вобрать в свои композиции весь мир, жизнерадостность, поэтичность, африканская колоритность дарят зрителям незабываемые минуты. Бона не пытается поразить воображение "спортивной" техникой или сложностью гармонических построений, а словно по-дружески напоминает о том, что красота - это просто и естественно, предлагая разделить с ним восторг совместного творчества, происходящего здесь и сейчас.
И, наконец, главный хедлайнер "Усадьбы-2012" - "оркестр легкой жизни" под управлением пианиста Томаса Лаудердейла (Thomas Lauderdale) Pink Martini. Сама история о том, как Томас, планировавший баллотироваться на пост мэра в городе Портленд, вместо солидного политика превратился в успешного музыканта достойна того, чтобы стать занимательным сюжетом для книги или фильма. По сути, его детище Pink Martini - это кабаре с несколькими приглашенными солистами, поющими на разных языках и эффектными номерами, поднимающими настроение и опьяняющими не хуже реального мартини. Тут вам и французский мюзик-холл, и знойные карнавальные ритмы Рио-де-Жанейро, и сентиментальные ретро-песни в шикарном голливудском стиле. Атмосфера вечеринки, где после очередного коктейля становится все равно, на каком языке говорит ваш сосед и какой танец танцевать, лишь бы не прекращалось веселье. Прекрасная новость: в этот раз вы тоже приглашены!
Изучить всю программу лучше на сайте "Усадьбы".
Любопытно, что в Москве к фестивалю в Архангельском давно привыкли и воспринимают его как должное, а вот в Питер он пришел впервые лишь в прошлом году и пока в новинку.
Не беда, к хорошему привыкают быстро.
2-3 июня, Москва, Архангельское
30 июня - 1 июля, Санкт-Петербург, Елагин остров
1902 – В 1902 году в городе Каламазу, штат Мичиган, США Оливер Гибсон основал мануфактуру по производству струнных инструментов the Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co, Ltd. Через 24 года под этой маркой выйдет первая электрогитара, получившая широкое распространение среди музыкантов »»
1953 – Родился Мидж Юр - шотландский гитарист, певец, клавишник, автор песен, продюсер, прежде всего известный как фронтмен группы Ultravox »»
Junior MANCE (1928)
Ed BLACKWELL (1929)
Paul HUMPHREY (1935)
David Lee ROTH (1955)
Tanya TUCKER (1958)
Kirsty MACCOLL (1959)