The PRODIGY  Жизнь после Prodigy

По случаю очередного приезда в Москву Лиама Хоулетта и The Prodigy, вспомним тех, рядом с кем они выросли, а заодно и приоткроем полог тумана, висящий над хардкор-континуумом.

Хотя слава к The Prodigy пришла с первым же альбомом, всеобщее помешательство на этой группе случилось уже после "Fat of the Land". Поэтому в массовое сознание Prodigy вошли уже в образе "электронных панков" - эпатажной банды с ярким визуальным образом и очень своеобразным звуком, замешанным на роке, брейкбите, хип-хопе и чёрт знает чем еще. При этом Лиам Хоулетт (Liam Hawlett) и его команда не были лидерами электро-панк сцены, этой сцены попросту не существовало. В своём жанре Prodigy в тот момент были одни как перст, и отчасти этим всех покорили.

Однако в начале своей карьеры Prodigy были самыми что ни на есть представителями большой сцены. Группа поднялась на волне так называемого «UK hardcore» - быстрой музыки, построенной на скоростных ломаных ритмах и запущенных заметно быстрее нужной скорости вокальных сэмплах, что придавало трекам эйфорический оттенок. Хардкором эту музыку тогда никто не называл, это был просто брейкбит. Слово «хардкор» то и дело всплывало в отношении почти любой танцевальной музыки, тяжелее чем Black Box, но было скорее эпитетом, нежели названием стиля. В девяностые хардкором стали называть перегруженное техно из Голландии, а брейкбитом – музыку в духе Chemical Brothers, так что термин «UK Hardcore» стал применяться именно как обозначение британской ветви ломаной музыки начала девяностых.

Брейкбит развился из эйсид-хауса и хип-хопа в конце 80-х. По легенде, толчком к его появлению стал момент, когда пьяный диск-жокей поставил хип-хоп пластинку на 45 оборотов вместо 33, и быстрые ломаные ритмы, а также высокие мультипликационные голоса привели публику в восторг. Однако расцвет британского хардкора пришелся на девяносто второй – "лучший год в истории музыки", как его часто называют дети рейв-поколения. Главным глашатаем британского хардкора был молодой лейбл XL Recordings, начинавший с хип-хопа и эйчид-хауса. Важное место рядом с ними занимали Suburban Base, Kickin, Reinforced, в меньшей степени R&S и, как это ни удивительно, Warp.

В той сцене Prodigy были персонажами яркими и талантливыми, но совсем не были её лидерами – казалось что у Altern8, SL2, Liquid, Messiah или Urban Hype перспективы как минимум не хуже. Однако ситуация сложилась так, что хардкор, прожив буквально пару лет, уступил место джанглу, a Prodigy отправились в успешный одиночный поход по завоеванию чартов.

Всё, что группа записывала до 1997-го, в ходе их последующего взлета осталось как бы в тени. Да, в их концертные сеты отлично интегрировались “Voodoo People” и “Poison”, наиболее близкие к формату той самой танцевальной панкухи. Но к "мультяшному рейву" их первого альбома все относились примерно как "Speak and Spell" у Depeche Mode. Да, группа играла на концертах «Out of Space», а бывалые фэны вспоминали "Experience" с теплотой, но большого внимание их первые записи не привлекали.

Однако в конце нулевых все вдруг снова вспомнили о «британской хардкор-сцене», где Prodigy были взращены. В Соединенном Королевстве поднялась волна хардкор-возрождения. На фестивалях вроде «Bloc Weekend» или «Bangface» появлялись целые сцены, где всю ночь звучала музыка из 1992-го. Ломились туда не только бывалые рейверы, но и те, кто в благословенном девяносто втором еще не родился. На олд-скул сетах Altern8 или 4Hero перед входом на арену выстраивались внушительные очереди. Появлялись новые проекты, специально заточенные именно на формат "рейв-ревайвал". Самыми яркими представителями этого движения были AGT Rave Cru, под этим псевдонимом скрывались Энди Добсон (Andy Dobson) и Джошу Доэрти (Joshu Doherty), ранее известные по IDM-проектам Digitonal и Posthuman.

Повышенное внимание к британскому хардкору проявляли клиенты лейбла Hyperdub. Босс лейбла, Kode9 обязательно включал такую музыку в свои сеты, а артист Zomby выпустил альбом под названием "Where Were You in 1992" ("где ты был в 1992-м?"), напичканный цитатами из старого брейкбита до такой степени, что казалось, будто это не авторская запись, а диджей-сет. Kode9 и его самый звездный подопечный Burial туманно рассказывали в интервью о некоем «хардкор-континууме», связь с которым они чувствуют. Однако, поскольку называть имена у этих персонажей было не принято, что же подразумевается под этим самым континуумом, понимали далеко не все.

По случаю очередного приезда в Москву Лиама Хоулетта и его команды, мы решили вспомнить тех, рядом с кем Prodigy выросли, а заодно и приоткрыть полог тумана, висящий над хардкор-континуумом.

SL2

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Дуэт диджеев и продюсеров Slipmatt и Lime оставил после себя лишь несколько двенадцатидюймовых синглов, но в историю Слимпатт и Лайм вошли как авторы ярчайших гимнов рейв-поколения. «On A Ragga Tip» пережил множество переизданий и до сих пор крутится в Англии на мейстримовых радиостанциях. При этом если трек вдруг начинает играть в пабе или в автобусе, публика немедленно начинает подпевать хором.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

После безвременной кончины UK hardcore, Слипматт на несколько лет стал флагманом британской хэппи-хардкор сцены. По сравнению с немецким, британский «хэппи» звучал более сложно и изысканно, однако такой популярности, как его континентальный брат, не имел. В нулевые оба участника дуэта ушли в тень, время от времени появляясь за вертушками в клубах и на маргинальных рейвах. Несколько лет назад волна хардкор-возрождения снова вывела их поближе к софитам. Сейчас SL2 мелькают в лайнапах британских фестивалей помоднее.

ALTERN8

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Марк Арчер (Mark Archer) и Крис Пит (Chris Peat), парни из Стаффорда в респираторах и футболках кислотных цветов были, пожалуй, главными претендентами на место кумиров масс, позже занятое The Prodigy. Altern8 был для них далеко не первым, но безусловно самым успешным проектом. На счету Altern8 с десяток синглов, попавших в британские чарты и эфиры MTV, а также редкая для рейв-культуры вещь – полнометражный альбом "Full On… Mask Hysteria".

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Дуэт распался в 1993-м, после чего Пит музыку практически забросил, а Арчер продолжал заниматься нишевыми проектами и записывал под разными именами хаус, UK garage и эйсид-техно. В конце нулевых снова начал выступать с сетами под именем Altern8, однако на использование быстро наложил вето пребывающий в безвестности экс-коллега. Арчера это ничуть не смутило, сейчас Марк – один из самых активных деятелей рейв-возрождения, без его участия не обходится ни одно событие в этом жанре, а его пластинки с «кислотным брейкбитом», которые Марк издаёт под собственным именем, имеют хороший спрос в тусовке.

SONZ OF A LOOP DA LOOP ERA

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Проект Дэниела Уидетта (Daniel Whidett) был флагманом одного из главных хардкор-лейблов Британии Suburban Base. В этом качестве Дэнни успел записать побывавший в чартах хит «Far Out», но и миниальбом «Flowers in my Garden», вскоре после которого проект был закрыт.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Сменив имя на Danny Breaks, Уидетт стал одним из основоположников британской джангл, а затем и drum & bass сцены. Большую часть своих пластинок издаёт на собственном лейбле Droppin’ Science и его подразделении Alphabet Zoo, при этом в разное время в обойму лейблов Mo Wax, Hospital, Moving Shadow и даже Ninja Tune. Водит дружбу с Марком Притчардом (Mark Pritchard), а в конце девяностых даже создал недолговечный дуэт Vertigo, куда также входил упомянутый выше Марк Арчер.

SMART E’S

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Трио во главе с Кристофером Хауэллом (Christopher Howell) прославилось треком "Sesame's Ttreet", построенном на сэмпле из детской телепередачи "Улица Сезам". Пластинка внезапно продалась тиражом в 50 тысяч копий и поднялась на второе место в британском поп-чарте, однако итог этого оказался неожиданным. Хардкор-хитов к тому моменту уже было в достатке, так что пресса вылила на Smart E’s поток грязи, упрекая авторов трека в попытках "быстро заработать на модных клише", чего у Хауэлла, естественно, не было и в мыслях. Превратившимся в изгоев Smart E’s не оставалось ничего, кроме как издать записанный альбом и прикрыть лавочку.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Выдержав удар на старте карьеры, к дальнейшим превратностям судьбы вроде безвременной кончины британского брейкбита, Крис Хауэлл был уже готов. В отличие от большинства коллег, он предпочел не тёмный джангл, а эйфорический хэппи-хардкор и провел ближайшие 20 лет, продвигая его как дело жизни. Он создавал и закрывал лейблы, запускал один за другим проекты (самый известный среди них – Luna C), устраивал рейвы. В конце концов, тактика принесла Кристоферу статус, похожий на тот, в котором в России существует диджей Фашист. Его мероприятия собирают тысячи, а порой и десятки тысяч человек, но мейнстримовые медиа его последовательно игнорируют. В середине нулевых Хауэлл даже записал ремикс для Keane, но и он прошел ниже радаров.

KICKS LIKE A MULE

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Дуэт Ника Холкса (Nick Halkes) и Ричарда Рассела (Richard Russell) успел записать всего два сингла, но те запомнились публике очень хорошо. Трек «The Bouncer», т.е. "вышибала", где под рваный ритм много раз повторяется фраза "Нет, вы не заходите. Не сегодня. Вас нет в списке" гремел во всех клубах, а в нулевые удостоился кавер-версии от The Klaxons.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Для Ника Холкса сочинение музыки изначально было побочным проектом. Холкс уже тогда проявил себя как талантливый музыкальный менеджер. В начале девяностых за репертуар XL Recordings отвечал именно он, и подписание туда Prodigy – его личная заслуга. Год спустя, в 1993-м Ник покинул XL, чтобы создать лейбл Positiva (там, например, засветились Reel 2 Real, Kadoc, Hyper Go Go, Deep Dish и другие звезды хауса девяностых). В нулевые Ник повторил этот трюк, создав еще один успешный хаус-лейбл Incentive.

LIQUID

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Еще одни потенциальные поп-звезды, оказавшиеся в итоге артистами одного хита. "Sweet Harmony" был, наверное, самым нежным и чувственным рейв-гимном всех времен и народов. В отличие от большинства рейверов, Liquid умели сочинять не просто треки, а настоящие песни, и весьма изысканно использовали вокал, что только добавляло им поп-потенциала. Но увы. Надо сказать, что и остальной материал группы, записанный в то время (вроде пластинки "Time To Get Up" или позже переигранного Scooter’ом сингла «Liquid is Liquid») пусть и не такой хитовый, но ничуть не менее интересный.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Liquid, казалось бы, пережили хардкор-волну и смогли перестроиться – в 1994-м группа выпустила хаус-альбом «Culture», но успеха с ним уже не имела. Liquid не прекратили существовать, изредка постреливали синглами, но резонанс их пластинки имели минимальный. Возрождение группы случилось в конце нулевых, когда Liquid, ко всеобщей радости, стали выступать с концертами на британских фестивалях. Сегодня, под патронажем Марка Арчера и при его непосредственном участии, группа записывает новый материал под именем Liquid8.

ACEN

ГДЕ БЫЛ В 1992-м

Сиед Ашен Разви (Syed Ahsen Razvi) был участником дуэта The House Crew, которому тоже вполне могло бы найтись место в этом обзоре, однако его сольные треки, пожалуй, звучат даже интереснее. Ашену одинаково хорошо удавались таблеточные «аплифтеры» (“Trip II The Moon”), мрачноватая мистика, которую взяли на вооружение в Hyperdub (“Close Your Eyes”) и джангл со скрипочками, который позже взял на вооружение Aphex Twin (“Window In The Sky”).

ГДЕ БЫЛ ПОТОМ

Издав в 1994-м великолепную компиляцию «75 Minutes», Ашен переключился на броукен-бит, а затем на нью-брейкс, регулярно напоминая о себе синглами, которые, впрочем, славы ему не принесли.

HUMANOID / FSOL

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Свой главный хит в качестве Humanoid Брайан Дуганс (Brian Dougans) и Гари Кобейн (Gary Cobain) написали много раньше, в 1988-м, так что в 1992-м, когда в Англию пришел хардкор, пластинку пришлось переиздавать. Сами парни в этот момент уже были заняты совершенно другими материями, однако и в качестве The Future Sound of London успели оставить в хардкор-континууме чрезвычайно важный след.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

В девяностых стали едва ли не главным эмбиент-коллективом планеты, ближе к нулевым исчезли из виду, чтобы уже в нулевые реинкарнировать в виде психоделик-рок проекта Amorphous Androgynous. Ныне продолжают совмещать обе ипостаси, амбиентную и психоделическую, а также пишут альбом с Ноэлом Галлахером (Noel Gallagher).

4 HERO

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

В это трудно поверить, но группа, играющая сейчас вальяжные и чрезвычайно буржуазные лаунж и соул, тоже выросла из хардкора. Еще в девяностом четверка во главе с Марком Клэром (Mark Clair) основала собственный лейбл Reinforced и к 1992-му уже имела статус супергероев и внушительный музыкальный багаж. Марк не только участвовал в 4Hero и занимался лейблом, но и издавал собственные треки под именем Manix, и это, естественно, тоже был хардкор. Но главным хитом этой компании все-таки стоит считать ужастик про мистера Кирка, которому сообщают о смерти сына от передозировки. Эпатаж Prodigy на этом фоне выглядит детсадовскими шалостями.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Сделали одну из самых успешных карьер среди выходцев из хардкор-сцены. В девяностые стали флагманами атмосферного драм-н-бейса, позже с не меньшим успехом переключились на броукен-бит, соул, лаунж и джаз. Своих юношеских творений ничуть не стесняются и даже время от времени устраивают хардкор-шоу или диджей-сеты из классических пластинок лейбла Reinforced. Не так давно запустили серию переизданий Reinforced Classics, в которой был перепечатан весь ранний репертуар лейбла.

MESSIAH

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Вот кто, на самом деле, больше всех заслушивал признания масс. Али Гани (Ali Ghani) и Марк Дэвис (Mark Davies) одними из первых примерили на себя образ электронных панков, который потом принес славу The Prodigy. В их музыке всегда были и эпатаж, и рок-н-рольный драйв. Еще одной из их фирменных черт, позже получившей развитие уже в исполнении Scooter, была любовь к кавер-версиям. На дебютном альбоме «21st Century Jesus», который был издан не кем-нибудь, а британским отделением Warner Music, нашлось место и рейв-версии «I Feel Love», и каверу на "Automatic Lover" от Ди Ди Джексон (Dee Dee Jackson), который получил название "Thunderdome".

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

К моменту выхода альбома, в 1993-м, хардкор был уже на спаде. Мейджоры от своих клиентов отказались, несколько лет спустя группу подобрал также пребывавший не в лучших кондициях Some Bizzare, где Messiah без особенного эффекта издали пару синглов. Не помог и контракт от Thirsty Ear, где незадолго до того отметились Psychic TV и Einsturzende Neubauten. Второй альбом «Messiah Presents Progenitor» с треском провалился, после чего об участниках Messiah ничего не слышно.

2 BAD MICE

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Трио во главе с Робом Плейфордом (Rob Playford) успело записать два сингла, попавших в чарты (“Hold It Down”, “Bombscare”), а также прославиться чудесным ремиксом на трек «Music Takes You» от проекта Blame.

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Роб Плейфорд быстро переключился на джангл и вошел в историю как отец лейбла Moving Shadow, а также как «человек, написавший за Goldie альбом «Timeless», по поводу чего музыканты долго скандалили. Тем не менее, сольная карьера Плейфорда сложилась вполне удачно – тот оказался и талантливым музыкантом, и хорошим лейбл-менеджером. Правда в последнее время Роб от дел отошел – Moving Shadow закрылся в 2008м, да и записей с его участием что-то не слышно.

AUTECHRE

ГДЕ БЫЛИ В 1992-м

Вы удивитесь, но Шон Бут (Sean Booth) и Роб Браун (Rob Brown) – тоже выкормыши хардкор-сцены. Правда их вклад в неё ограничивается единственной пластинкой «Cavity Job», о которой они до недавнего времени предпочитали не вспоминать. Теперь хардкор снова в моде, а «Cavity Job» гордо переиздана на сборнике «EPs 1991-2011».

ГДЕ БЫЛИ ПОТОМ

Подписавшись на Warp Records, быстро превратились в главных звезд лейбла и мировых лидеров жанра «IDM», из которого плавно эволюционировали в высоколобый электронный авангард.

POWERPILL

ГДЕ БЫЛ В 1992-м

Великий и ужасный Ричард Джеймс (Richard James), он же Aphex Twin, тоже вставил свои пять копеек в историю британского хардкора. Трек, целиком построенный на клише (простенький луп плюс узнаваемые сэмплы из компьютерной игры) очевидно был шуткой, но на танцполах звучит и поныне.

ГДЕ БЫЛ ПОТОМ

Вел жизнь веселого тролля – катался на танке, тряс с экрана сиськами, издавал на CD сообщения со своего автоответчика, тусовался в Реутове. Глумился над «электронным панком» в клипе "Come To Daddy" (шутка не была понята, малолетние любители Prodigy приняли стёб за чистую монету). В общем, получал удовольствие от жизни. А в паузах иногда издавал гениальные IDM и эмбиент-альбомы.

30.05.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

The PRODIGY - свежие публикации: