ИЗ ЖИЗНИ  Старые новые

В России наконец появилась прослойка "модного инди", вот только дальнейшие перспективы этих артистов совсем не выглядят радужными.

Ну вот казалось бы, чего еще желать. Русская музыка наконец-то поднялась с колен – на сцену пришло новое поколение музыкантов, которые еще чуть-чуть и станут лицом нашей музыки. Tesla Boy уже гастролируют по Европе, Asian Women On The Telephone - по Aмерике, DZA выступает в Барселоне на крупнейшем электронном фестивале "Sonar", а Муджуса именуют не иначе, как "новым Цоем". И вот уже как будто пройдена та фаза, когда все жалуются на отсутствие ярких имён чуть ли не со времён Земфиры и Мумий Тролля. Вот она – целая группа артистов, которые на виду, о которых пишут модные издания и которые неизменно фигурируют в программе любого крупного мероприятия, будь то фестиваль на "Стрелке", "пикник Афиши" или просто большая вечеринка под спонсорством какого-нибудь одёжного бренда.

В реальности, успех их сильно преувеличен. В мейнстрим, как бы ни было размыто сейчас это понятие, все они так и не прорвались. На радио и ТВ их особенно не видно, какими-то сумасшедшими (хотя бы по нынешним, кризисным меркам) продажами дисков все они тоже едва ли могут похвастаться, да и не у всех эти диски вообще есть. Короче говоря, ставить Xuman, On-The-Go или Motorama в один ряд с Земфирой или Лагутенко, прямо скажем, рановато, тут бы хоть до уровня Чичериной как-нибудь дотянуть, и ведь этого тоже нет. Причем "рановато" – тоже в каком-то смысле эвфемизм, все эти персонажи уже давно не считаются подающими надежды юнцами, все они на виду не первый год.

Единственный, пожалуй, показатель более-менее объективного успеха, закрепленный за хипстерскими звёздами – публика на московских концертах. Но и тут есть вопросы. Во-первых, неясно, сколько собрали бы эти персонажи в случае отключения промо-ресурса. Во-вторых (и тут мы приходим к главной проблеме), приходят-то зачастую не на них. Понятно, что те же Tesla Boy вполне способны собрать в Москве парочку сольников в год, но выступают-то в десять раз чаще. И восемнадцать из этих концертов они дают в качестве довеска к кому-нибудь приезжему, будь то Groove Armada или Midnight Juggernauts.

И эта ситуация уже выглядит совершенно абсурдной. Относиться к Tesla Boy, Pixelord или Manicure можно по-разному. Можно ругать их за "западничество", можно хвалить за качественный саунд. В конце концов, все они определенно не лишены таланта, и долгожданное появление здесь хорошей "интернациональной попсы" в самом деле радует (здесь мне, выросшему на итало диско, Duran Duran и прочей "западной попсе" стоит честно признаться в искренних симпатиях к тому же Антону Севидову или группе Pompeya), но необходимость слушать их десять раз в году, попадая на концерты разных заезжих звезд, в конце концов вызывает неприятие даже тех артистов, которым симпатизируешь. Это, как говорится, не их вина, а их беда – случись автору этих строк десять раз в год посмотреть тех же Groove Armada (на которых в Москве я сходил с удовольствием), реакция была бы такой же. Все же в статусе разогревающей группы ни в коем случае нельзя оставаться слишком долго, иначе есть риск превратиться не в новую Земфиру, а в новую группу Blast, про которую в музыкальной тусовке уже давно ходят анекдоты.

Примерно та же картина и с фестивалями – окей, пусть даже эти ребята едут "представлять Россию" на те же Сонары и Примаверы, но то, что на немногочисленных столичных фестивалях уже второй год появляется одна и та же перетасованная колода местных, уже всерьез напрягает. Что, этим и ограничивается наша "независимая сцена"? Ничуть. Не появляется новых артистов? Едва ли. Одних только электронщиков, за последние годы самостоятельно "подружившихся" с европейскими лейблами – десятки. А явившись на ночную вечеринку в "тонны" встречаешь всё тот же набор. DZA, Ol, Lapti, Pixelord, снова Lapti, снова DZA.

Во многом, причина этого в боязливом консерватизме местных промоутеров. Решаясь привезти в Москву кого-нибудь из не слишком известных, но интересных западных артистов, они таким образом пытаются застраховаться от провала – мол, на этих-то всегда есть какая-то тусовка, наверное и сейчас придёт. Но всерьез рассчитывать на то, что кто-то сейчас готов раскошелиться на билет (как правило, недешевый) на приезжего музыканта ради того, чтобы в очередной раз послушать сет кого-то из местных модников – путь, ведущий в тупик. Вероятность еще сильнее "попасть", отдав немаленький гонорар местному хип-артисту, куда выше.

То, что эта инди-верхушка сейчас на виду – заслуга не столько самих артистов, сколько их менеджмента. В этом смысле ситуация действительно пошла в гору, в условном "инди" до недавнего времени менеджмент практически не практиковался. Но и местные группы, внезапно (и не без помощи мощных промо-ресурсов) оказывающиеся в выгодных слотах фестивалей и крупных мероприятий с участием привозных коллективов - явление далеко не новое. На ум приходят ГДР, Sonic Flyer, а также команда Laska Omnia (один из многочисленных проектов Андрея Самсонова). И если ГДР почти немедленно превратились в жупел, то на Laska Omnia в самом деле были большие надежды. Но я наверное не ошибусь, предположив что большинство читателей сейчас видит это имя впервые - перспективный коллектив толком не протянул и одного сезона.

Очевидно, что новоиспеченные наследники Брайана Эпстайна (Brian Epstein) и Леонида Бурлакова вполне могут записать себе 2011-й в актив, но дальше им придётся менять тактику. Или выйдя на очередной разогревочный сет, очередная модная группа получит в свой адрес свист и крики "хватит это терпеть".

13.01.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)