Jean-Michel JARRE  Между академией и дискотекой

Жарр, его машины и его верные оруженосцы по-прежнему прекрасны, вот только зачем француза всё время тянет в развлекаловку — вселенская загадка.

По части главного третий по счету концерт Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) в Москве не подкачал — синтезаторов на сцене Crocus City Hall было чуть ли не втрое больше, чем на тридцатилетии «Oxygene». Во-первых, на то была объективная необходимость — играть-то приходилось не один альбом 1976-го года (когда и синтов было поменьше, и Жарр был победнее). А во-вторых, сам Жарр отлично понимает, что «выездной музей» — главный элемент его сегодняшнего шоу, ведь редкими лазерами, выводящими кружочки на потолке, нынче никого не удивишь. В результате передвижной политех демонстрировал нам эволюцию синтезаторостроения от меллотрона и массивных модульных «арпов» до ярко-красных «нордов».

Музыкантов Жарр на этот раз разбил по группам — Жером Геген (Jerome Gueguen) отвечал за бас-партии и муги, Франсис Рембер (Francis Rimbert) за перкуссию и меллотрон, Клод Самар (Claude Samard) — за струнные и «медь». Сам ЖМЖ большую часть работы отдал на аутсорсинг, по большей части как раз Клоду, который «виртуозничал» на доброй половине треков, играя, порой, на двух синтезаторах сразу разные партии.

Себе маэстро оставил самые зрелищные и эффектные номера: лазерную арфу во 2-й и 3-й частях «Rendez-Vous», запилы на расчёске AX-Synth, соло на настоящем терменвоксе и похожие на него звуки в «Equinoxe 4» и еще нескольких треках, которое француз играл на AKS. В остальное время Жан-Мишель скакал по сцене, размахивал руками и лупил в тарелку и драм-контроллер, издавая звук «Пщщщщ!». Надо сказать, что это самолюбование несколько портило ощущение от концерта, по крайней мере, по сравнению с Oxygene Live, который был действом куда более академичным и ориентированным именно на музыку, а не на спецэффекты.

Но упрекнуть себя в некачественной игре французы не давали ни малейшего повода. Пусть в этот раз посреди сцены на всеобщее обозрение был выставлен монитор с секверсором, но «автоматизированные» партии занимали от силы процентов десять. Всё остальное — честная игра руками, что было слышно почти в каждой вещи. Стартовая «Oxygene 2» вообще вышла скособоченной и несколько рассинхронизированной, зато в «Magnetic Fields» было удачно вмонтировано совершенно новое соло в восточной манере, а в «Rendez-Vous 4», которая непривычно оказалась в основном блоке, Жарр «пилил» каким-то смешным электро-арпеджиатором.

Сетлист в целом напоминал программу недавнего «Live In Monaco» — нам, наконец, достались в живом варианте композиции с «Equinoxe», добрая половина первого «Кислорода» и дежурный набор хитов. Кульминацией концерта стала сильно переделанная «Oxygene 5», где, наконец, включились в дело стоявшие до того мёртвым грузом модульные гиганты, а виртуоз Клод подыгрывал им на Jupiter. Позитивным отличием от Монако стало то, что уже в бисовом блоке Жарр, наконец, сыграл «Oxygene 12» (второй «Кислород» в его современной истории почему-то незаслуженно забыт). Но были и неприятные сюрпризы — за бортом остались все треки с «Chronologie», а также «Oxygene 8», звучавший за неделю до того в Загребе.

Вместо этого маэстро решил осчастливить нас дуплетом треков с альбома «Teo & Tea» и, признаться, во время импровизированной дискотеки хотелось попомнить недобрым словом Дидье Маруани (Didier Marouani) и его весенний концерт в Москве. Но, к счастью, до детей и военного хора дело не дошло. Завершилось дело медленной и эпической «Calypso 3», которая после рейва оказалась очень в тему. Жарр, его машины и его верные оруженосцы по-прежнему прекрасны, вот только зачем француза всё время тянет в развлекаловку — вселенская загадка.

19.10.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Jean-Michel JARRE - свежие публикации:

Сайт: www.jeanmicheljarre.com

Jean-Michel JARRE

Дата рождения:

24 августа 1948