Jean-Michel JARRE  Ночь в политехническом музее

В преддверии московского концерта Жана-Мишеля Жарра «Звуки» вспоминают десять самых занятных устройств, которые французский электронщик использовал в студии и на концертах.

Концерт Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) — не просто музыкальное действо, но еще и политехническое шоу, передвижная выставка синтезаторного музея. Осознав привлекательность такого формата, Жарр в последнее время делает ставку не на масштабные мероприятия «с салютом и балетом», а на камерные концерты с репертуаром из собственных классических хитов и живой игрой на не менее классических синтезаторах. В преддверии московского концерта мы решили вспомнить десять самых занятных устройств, на которых в разное время играл Жан-Мишель в студии и на концертах.

1. Laser Harp

Гвоздь программы почти каждого концерта Жарра — соло на лазерной арфе. Инструмент этот — на самом деле не синтезатор, а контроллер. Сама она звуков она на производит, а только посылает ноты другим синтезаторам (например, в «Rendez-Vous 2», которую Жарр играет чаще всего, в качестве звучащего модуля использован синтезатор Elka Synthex). Как только рука закрывает один из лучей-струн, синтезатору отправляется сигнал о том, что должна прозвучать соответствующая нота. Арфа обладает до крайности капризным нравом (записями того, что эта машина выкинула в очередной раз, кишит весь YouTube), но Жарра это не останавливает. Отказы техники добавляют электронному концерту человеческого фактора, а заодно и убеждают зрителя в том, что ему не играют компакт-диски.

2. ARP 2600

Модульные синтезаторы — главный на сегодняшний день фетиш среди любителей винтажного аналогового звука. Суть этих систем в том, что они собираются из блоков, каждый из которых отвечает за свою функцию (фильтр, секвенсор или отдельные голоса-осцилляторы), а соединять их друг с другом можно так, как только подскажет фантазия. Возможности для эксперимента открываются богатейшие. Полумодульный ARP2600 (с фиксированным набором блоков) начали производить в начале семидесятых и сделали всего менее трех тысяч экземпляров (в начале 80-х компания ARP Instruments обанкротилась, проиграв конкуренцию в первую очередь Moog, Roland и Korg). Ореол машины, производящей «космические звуки» усиливался и тем, что создатель синтезатора, Алан Перлман (Alan R. Pearlman) ранее работал в NASA. Жарру этот инструмент приглянулся настолько, что француз использовал его почти на всех альбомах и до сих пор возит на концерты. Спешите видеть!

3. Cristal Baschet

Хрустальный орган — строго говоря, инструмент акустический, однако выглядит и звучит не менее футуристично, чем самый причудливый синтезатор. Он был создан в начале пятидесятых земляками Жарра братьями Баше, получил распространение среди приверженцев musique concrete, откуда перекочевал в электронику. Орган Баше приходится дальним родственникам музыкальным бокалам — в роли источника звука стеклянные стержни, а играть на них нужно влажными пальцами. Звучит на альбоме «Revolutions».

4. EMS Synthi AKS

Чёрный чемоданчик с разноцветными ручками — родственник модульного гиганта Synthi 100, занимавшего добрую половину комнаты. Портативный AKS тоже умеет весьма немало, и услышать его в деле совсем нетрудно. За инопланетный шум и прерывистые космические звуки на альбомах «Oxygene» и «Equinoxe» отвечает именно он. Наверняка не обойдется без AKS и на московском концерте, этот синтезатор — неотъемлемая часть жарровского лайв-шоу.

5. Eminent 310 Organ

Нет синтезатора, выглядящего круче, чем многоклавиатурные органы. Играя на таком на сцене, музыкант выглядит как оператор центра управления полётами. Наиболее эффектно ими пользовались прог-роковые клавишники вроде Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) из Yes. Один из таких органов, Eminent 310, стал системообразующим инструментом в раннем творчестве Жарра. Струнные в «Oxygene» и «Equinoxe», а также некоторые басовые партии играются именно на Eminent 310.

6. Fairlight CMI II

Эра цифровых музыкальных инструментов начиналась именно с Fairlight. Эта машинка была, по сути, одним из первых цифровых сэмплеров. Звуки хранились на дискетках, а волну можно было создать с нуля, нарисовав на экране световым пером. По возможностям этот гигант, стоивший несколько десятков тысяч долларов, не превосходил простенькую программу FastTracker, но эффект на развитие музыки оказал колоссальный. Самое характерное применение Fairlight у Жарра — голосовые сэмплы, складывающиеся в мелодию в треке «Ethnicolor». Ну и в остальном диск «Zoolook» — сэмплерный вдоль и поперек.

7. Simmons SDS V

Электронные барабаны Simmons — артефакт эпохи синтетического диско. Легче всего их узнать по шестиугольной форме (в середине восьмидесятых редкий клип обходился без этой вещицы), а также по характерному звуку «дыщщщщ!», который стал едва ли не главным атрибутом поп-музыки того времени. Нетрудно догадаться, на каком альбоме SDS V использован у Жарра — 1984-й год, альбом «Zoolook».

8. EMS Vocoder

Как ни странно, вокодеры (т.е. синтезаторы, превращающие человеческий голос в «железный голос робота») Жарр использовал не так уж и много, этим прославились скорее Kraftwerk. Но в его программном хите «Revolutions» именно вокодерный голос стал центральным элементом. Помните знаменитое «Sex... No sex! Revolution!»? Это оно. Для получения синтетического голоса Жарр использовал одну из самых старых машинок фирмы EMS. Сейчас вокодер есть в огромном количестве синтезаторов, включая популярный «Microkorg», но так мощно и жирно как EMS, не звучал ни один из них.

9. Mellotron 400.

Как и большинство электронных инструментов середины прошлого века, меллотрон изначально был предназначен для имитации живых звуков (в данном случае хора). По принципу работы, меллотрон напоминал нынешние «ромплеры» (сэмплеры с прошитыми звуками). Каждой клавише соответствовало плёночное кольцо, непрерывно воспроизводившее одну хоровую ноту. На хор звук этой машины походил не слишком, а вот любителям психоделии и прогрессивного рока пришелся по нраву. Меллонтрон использовали Beatles (он звучит во вступлении к «Strawberry Fields Forever»), Pink Floyd, Дэвид Боуи (David Bowie), Bee Gees и King Crimson. Разумеется, мимо такой железки не мог пройти и Жарр. Меллотрон использовался на его канонических альбомах «Oxygene» и «Equinoxe», а также на ««Oxygene 7–13».

10. Терменвокс.

Одно из великих русских изобретений, наряду с водкой и тетрисом. Мало того, что своеобразно звучит (в отличие от клавишных синтезаторов, Терменвокс — инструмент безладовый, как скрипка), так еще и процесс игры на нем выглядит весьма зрелищно. Одна рука управляет высотой звука, другая — громкостью. Самая известная на планете исполнительница на терменвоксе, Лидия Кавина, приходится внучатой племянницей изобретателю этой машины, Льву Термену. О том, как игре на этом непростом инструменте обучился Жарр, можно составить представление, например, по этому видео:

Jean-Michel Jarre
Москва, Крокус Сити Холл
18 октября 20:00

13.10.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Jean-Michel JARRE - свежие публикации:

Сайт: www.jeanmicheljarre.com

Jean-Michel JARRE

Дата рождения:

24 августа 1948