PRIMAVERA SOUND  Хроники Примаверы: Новые старые знакомые

Второй день Primavera Sound 2011 был примечателен не только триумфом Pulp: Battles, Ариэль Пинк, The National и другие.

Второй день Примаверы получился куда более дружелюбным: позавчерашняя история со сбоем АСУ, отвечавшей за продажу напитков, не могла не сказаться на общем настроении, и агрессия в каких-то мелочах прорывалась наружу (скажем, я видел как в очереди мужчина облил другого мужчину пивом из-за какого-то пустякового недоразумения - обошлось без кулаков). Администрация фестиваля официально извинилась и от карточек отказалась совсем. Результат налицо, точнее на лицах - столько счастливых людей, радующихся друг другу, я не видел давно.

The Monochrome Set
Поскольку Джулиан Линч (Julian Lynch) не смог вовремя настроиться, начинать день пришлось с заслуженной пост-панк-банды The Monochrome Set. Те не стали церемониться (лидер группы Бид посетовал на жесткие рамки регламента и предложил сыграть столько, сколько позволяло время) и сразу пошли по хитам: "The Monochrome Set", "The Jet Set Junta", "Alphaville"... Достоять до самого конца и песни "He's Frank" смог бы, пожалуй, тот, кто просто любит The Monochrome Set, тут нет никаких иллюзий. С другой стороны, на чьем еще выступлении в это время можно было увидеть людей, залихватски отплясывающих твист?

Dan Melchior und Das Menace
Наш коллега Олег Соболев со свойственной ему дотошностью выяснил про Дэна Мелкиора все, сообщив в частности, что у музыканта умирает от рака жена, а последний альбом "Assemblage Blues" вдохновлен творчеством странных английских нойзеров 90-х The Shadow Ring. Считать эту информацию с лица Мелкиора, увенчанного черными очками, было никак нельзя, зато уже в первые пять минут стало ясно, что он блюзмен и блюзмен от бога. От его аккомпанирующего состава (ударные, бас, Korg) требовалось лишь держать ритм и ничего более. Мелкиора сносило то в гаражный рок, то в психоделику, и чувствуется, что в любом из связанных жанров он плавает как рыба в воде, причем рыба хищная.

The National
The National, врубившие привычный для этого тура фиолетовый свет и в качестве интро, а возможно и поздравительной открытки, выбравшие дилановскую "The Man In Me", выглядели немного уставшими. То ли американцев уже порядком измотал тур (в пользу этого говорит сетлист шоу, начавшийся с вещей из "Boxer", а вовсе не "High Violet"), то ли у них не получилось толком отстроиться, но звучали они на порядок расхлябаннее, чем полгода назад в Лондоне. Что правда не помешало Мэтту Бернингеру (Matt Berninger) порадоваться виду на океан, а потом по привычке устроить заплыв по людскому морю.

Half Japanese
Панк-коллектив с 35-летним стажем родом из мичиганской дыры с говорящим названием Колдуотер напомнил почему-то младших братьев R.E.M. периода "Murmur", но это не более чем авторская ассоциация. Пожалеть на их выступлении можно было разве что о том, что они перестали использовать саксофон, и что им до сих пор приходится довольствоваться статусом группы, в футболке которой застрелился Курт Кобейн (Kurt Cobain).

Ariel Pink's Haunted Graffiti
На Ариэля Пинка, выступавшего на сцене портала Pitchfork (а где же ему еще быть, коли сайт назвал его песню "Round and Round" лучшей в ушедшем году?), народу предсказуемо набилось как на Стаса Михайлова в Кремлевский дворец. Для человека, все двухтысячные годы считавшегося аутсайдером и фриком, ситуация более чем странная. С другой стороны, разве нельзя сказать то же о группе Pulp? Не в пример своему сету на Коачелле, превратившемуся в дебош, Пинк вел себя очень прилично и вообще был настроен благодушно, аккуратно и близко к тексту играл свой последний альбом "Before Today". На любимый трек с него "Menopause Man" я, к сожалению, опоздал, но шанс посмотреть Пинка нам представится совсем скоро - 30 июля в "Стрелке".

Twin Shadow
Восьмидесятые, как выясняется, закончились далеко не везде. Майки в облипку, кожаные куртки, высокие прически - новички Twin Shadow не только снимают кальку с гряды звезд нью-вейва (диапазон широкий - от Alphaville до Джорджа Майкла), но и дресс-код подбирают соответствующий, как будто только что из нью-йоркского гей-бара. "Это последний концерт в нашем европейском туре", - фронтмен Льюис-младший (George Lewis Jr) окидывает взглядом питчфорковскую сцену - "неплохо так!". К музыке Twin Shadow применим распространенный и довольно мерзко, по-моему, сформулированный диагноз "девочкам нравится", но сонграйтинг у группы действительно неплохой, а что касается девочек, то у песни "Slow" вот обнаружился персональный фанат мужского пола, так что не все так очевидно.

Shellac
Если без группы Стива Альбини (Steve Albini) Примавера еще может обойтись - хотя ATP сватает их уже второй год подряд, то без группы, спродюсированной Альбини, - вряд ли: в позапрошлом году здесь были Jesus Lizard, в прошлом Pixies, ныне - Пи Джей Харви (PJ Harvey). Сами Shellac с прошлого раза, разумеется, не изменились совсем, это все тот же угловатый мизантропический мат-рок, но альбом "Terrafrom" и песня "Copper" достойны того, чтобы исполнять их из года в год.

Pulp
Затмили всех.

Battles
Пятый час ночи не самое удачное время для восприятия сложных форм, но с Battles, игравшими материал свежего студийника, первого после ухода Тьондая Брэкстона (Tyondai Braxton), проблем не возникло. Отсутствие гостевых вокалистов компенсировали два ростовых экрана, на которых появлялись то Кадзу Макино (Kazu Makino) из Blonde Redhead, то Гари Ньюман (Gary Human). Самую любопытную метаморфозу в живом исполнении претерпел сингл "Ice Cream": под накрапывающий дождичек Дейв Конопка (Dave Konopka) разрезал вокальные сэмплы из него и из получившихся фонем сложил совершенно новый паззл.

Сегодня последний день фестиваля и финал Лиги Чемпионов с участием "Барселоны" - чем все это закончится, предугадать невозможно.

28.05.2011, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

PRIMAVERA SOUND