МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #30

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу.

Cut Copy "Zonoscope"
Modular Recordings
Дата выхода: 4 февраля

Годом электропопа из региона Австралии и Океании определенно был 2008-й, когда Empire of The Sun, Ladyhawke и Cut Copy поочередно постреливали хитами один другого лучше. С тех пор хайп поутих, калейдоскоп музыкальных трендов показал нам еще несколько непохожих друг на друга картинок, а перед теми, кто три года назад правил миром, встала непростая задача возвращения в игру. Первыми на это решились Cut Copy и справились на "отлично". Новый альбом поначалу кажется продолжением старой истории, первая половина пластинки – всё тот же жизнерадостный и беззаботный электропоп с весьма приятным вокалом Дэна Уитфорда (Dan Whitford). То Pet Shop Boys вспоминаются, то полузабытые синти-поп романтики Cause & Effect. С качеством песен тоже полный порядок – "Take Me Over" (первый сингл) и "Pharaohs & Pyramids" и в 2008-м бы шума наделали, и сейчас звучат эффектно. Но "старыми песнями о главном" дело совсем не ограничивается. Примерно на середине альбома австралийцы меняют тему и выдают нечто, приближенное к классическому инди-попу с живой ритм-секции. Тут вспоминаются уже скорее New Order, а то и The Cure, а солнечное раздолбайство сменяется лёгкой меланхолией. Завершается альбом убедительным залётом на территорию Ханса-Петера Линдстрёма (Hans-Peter Lindstrom). Финальный номер пластинки – эпическая "Sun God" длиной в 15 минут, последние 10 из которых – психоделическое бессловесное концепт-диско в духе пластинки "Where You Go, I Go Too". Австралийцы вроде бы и не открыли этим альбомом ничего нового, но отработали настолько качественно, что при очередном выборе "что бы такого послушать" рука в очередной раз тянется к "Zonoscope". Возможно, потому что в московские минус десять так не хватает тепла, солнца и какого-то простого, почти детского позитива?

Ник Завриев

С самого своего основания группа Cut Copy от альбома к альбому различными способами пытается запечатлеть на пленке ощущение беззаботной танцевальной эйфории. На дебютнике “Bright Like Neon Love” с переменным успехом в ход шли электро и хаус, но достичь правильного эффекта получилось только ко второму диску “In Ghost Colors”, где плотной комбинацией из бесстыдного электро-попа и искрящегося инди-рока (а еще впечатляющей концентрацией прилипчивых мелодий), невероятный грув удавалось удерживать в течение целых пятидесяти минут. На третьем “Zonoscope” пресловутая эйфория присутствует первую половину альбома: несмотря на то, что, по сравнению с предыдущими записями, все композиции обрели заметно более сложный звук, первые двадцать минут пластинки способны заставить танцевать даже самого застенчивого слушателя - особенно здорово это удается безупречному курортному хиту “Take Me Over”. Но, чем дальше, тем заметнее Cut Copy снижают обороты: выдать альбом сплошных хитов на этот раз не получилось, и композиции, вроде “Alisa” и “Hanging Onto Every Heartbeat” проносятся мимо ушей совершенно бесследно – мелодии кажутся недоделанными, хуки тяжелыми и вымученными. Плюс ко всему, “Zonoscope”, особенно во второй половине, звучит заметно медленнее своих предшественников - сказывается желание группы заполнять своей музыкой большие пространства. “Zonoscope” по-стадионному масштабен, но к финальному 15-ти минутному эпику “Sun God” группа приходит, растеряв практически всю энергию и весь свой запал, что довольно странно: люди, которые столько сил и времени отдали познанию танцевальной музыки, должны знать одно из главных правил дискотеки. Закругляться с танцами лучше всего в момент, пока еще всем весело – последнее впечатление в этом деле решает практически все.

Алексей Алеев

Mogwai "Hardcore Will Never Die, But You Will"
Rock Action Records / Sub Pop
Дата выхода: 14 февраля

После плотного и тяжеловесного альбома "The Hawk Is Howling", шотландцы решили сменить тему и, несмотря на устрашающее название, записали практически поп-альбом (ну, разумеется, настолько, насколько вообще такие определения применимы к тому, что делают Mogwai). "Hardcore Will Never Die, But You Will" это развитие идей не то диска "Happy Songs for Happy People" (к слову, весьма удачного), не то отдельно стоящей на предыдущем альбоме вещицы "The Sun Smells Too Loud". Мажорные поп-гармонии (былые мрак и меланхолия проскальзывают лишь изредка), бодрые, по крайней мере для пост-рока, ритмы и уже знакомые эксперименты с вокалом, который здесь правда зачем-то обработан вокодером. Группа из Глазго в кои-то веки не осталась в стороне от актуальных тенденций – в "Mexican Grand Prix" Mogwai отдали дань моде на краут-рок. Пост-роком их нынешнюю музыку можно назвать весьма условно, уж очень тут всё бодро и жизнерадостно. Скорее, в особенности в композициях типа "George Square Thatcher Death Party" Mogwai напоминают слегка замедленную и утяжеленную версию исландцев Apparat Organ Quartet. И этот поворот лицом к солнцу определенно пошел северянам на пользу. Когда группе, отметившей 15-летие, еще есть что сказать, остается только порадоваться.

Mogwai - Rano Pano by subpop

Ник Завриев

Deerhoof "Deerhoof Vs. Evil"
Polyvinyl / ATP
Дата выхода: 25 января

В давнишнем интервью Звукам Грег Сонье (Greg Saunier), лидер американских авант-поп фокусников, жаловался, что группе не дают развернуться руководители Kill Rock Stars, замечательного лейбла по недоразумению до сих пор пытающемуся продавать пластинки. Снявшись с насиженного места, Deerhoof принялись наверстывать упущенное: учитывая амбиции Сонье, в ближайшие время на нас обвалится вал новых релизов, но уже по "Deerhoof Vs. Evil" видно, что игра стоит свеч. Стоит признать, что единственный недостаток "Против Зла" - это его скоротечность, в остальном же, это образцовая пластинка Deerhoof. Шепталки и кричалки Сатоми Мацузаки (Satomi Matsuzaki), вырывающиеся из-за сверкающего потока причудливых звуков, не зря напоминают о японской анимации – и тут впору сравнить Deerhoof с новейшим поколением мрачных экспериментаторов, пошедших по пути идейно близкого Грегу Джейми Стюарта (Jamie Stewart) из Xiu Xiu. Если молодые скорбцы всех мастей претендуют на роль этакого арт-хауса в звуке – читай, претенциозной пелены, скрывающей отсутствие ярких идей, то музыка Deerhoof и впрямь имеет немало общего с мультфильмами: они могут быть сколь угодно инфантильны в своем веселящем идиотизме, но делают их те, кого ни за что не упрекнешь в непрофессионализме.

Феликс Сандалов

Earth "Angels Of Darkness, Demons Of Light I"
Southern Lord
Дата выхода: 7 февраля

То, что группа Earth по старой памяти проходит везде как исполнители музыки в жанре "дроун-дум" - лишнее указание на то, что человеческий род обречен исчезнуть по собственной глупости. На самом деле, все давно уже не так, а уж альбомом "Angels Of Darkness, Demons Of Light" и вовсе можно доводить до инфаркта потрепанных в боях за металл бородачей: протяжные сентиментальные пассажи, устремленные в один ряд к музыке Эннио Морриконе (Ennio Morricone), кетаминовое кантри, бесстыжие виолончели и общее благорастворение воздухов и умягчение злых сердец. Earth никогда прежде не звучали так безмятежно и, странное дело, соответствуя пресловутому "духу времени". Странное, потому что дуэт всегда существовал в особом пространстве – дружба и совместные записи с Куртом Кобейном (Kurt Cobain) нисколько не прибавили к их популярности в девяностые, а в 2000х, на волне нездорового интереса к тяжелой музыке, Earth резко сменили ориентацию и, заместо монотонных гитарных обвалов начали производить музыку хоть и не менее интровертную, но не лишенную мелодических изысков. К новому десятилетию все, наконец-то, совпало: из металла, хоть из черного, хоть из какого, выветрился весь нигилизм и радикальность, а следом обнажилась и его романтическая сущность – вот тут-то Дилан Карлсон (Dylan Carlson) сотоварищи оказались впереди планеты всей. При этом, Earth в который раз могут лихо обвести вокруг пальца обескураженных подражателей: ведь "Angels Of Darkness, Demons Of Light" – это лишь первая часть дилогии. И, если это были Ангелы Тьмы, то кто знает, что принесут с собой Демоны Света?

Феликс Сандалов

Peter Bjorn and John “Gimme Some”
Wichita
Дата выхода: 28 марта

Когда успешный исполнитель, проделавший огромный творческий путь, вдруг решает вернуться к звуку, с которым начинал карьеру, это может означать две вещи: либо у него кончились идеи, либо его просто не хотят слушать. В случае с шведским трио Peter Bjorn and John, выдающем на своем шестом альбоме полчаса преимущественно простого и прямого инди-рока в духе своих первых двух пластинок, хочется верить во второе: все-таки в Peter Bjorn and John имеется человек по имени Бьорн Ютлинг (Bjorn Yittling) – один из самых изобретательных поп-продюсеров наших дней, и все-таки трио ответственно за одни из самых прекрасных поп-песен прошедшего десятилетия. Увы, но подавляющее большинство слушателей знают Peter Bjorn and John как авторов композиции “Young Folks” и только: из-за беззаботного тви-поп гимна, с незабываемым свистом в припеве, трио поспешно списали в однодневки. Других песен на прорывном шедевральном альбоме 2006 года “Writer's Block” как бы не существует, вдохновленный Артуром Расселом (Arthur Russell) и Джоном Кейлом (John Cale) ярчайший поп-трип “Living Thing” должного внимания не получил, эксперименты со спокен-вордом “Seaside Rock” не оценили, кажется, даже в родной Швеции, для которой они предназначались. Поэтому, закономерно появление такой записи как “Gimme Some” – резкой, быстрой, старомодной и ориентированной на летние фестивали - с такими простыми и громкими вещами как “Tomorrow Has to Wait”, “Breaker Breaker” и “Lies” какой-нибудь тент можно раскачать вполне. Но даже здесь Peter Bjorn and John не обходятся без маленьких шедевров: “May Seem Macabre” – трибьют The Smiths с совершенно “марровской” гитарой, которому удается звучать лучше примерно половины песен самих The Smiths; построенная на двух аккордах “Dig a Little Deeper” с карибскими подпевками и фирменной перкуссией Ютлинга, которой суждено стать одним из гимнов грядущего лета. Даже такой скучный процесс как возвращение к истокам происходит у Peter Bjorn and John талантливо и обаятельно, но для поп-группы, последние пять лет демонстрировавшей чудеса фантазии и изобретательности, “Gimme More” – необязательная и не ведущая никуда пластинка.

Breaker Breaker - Free download! by PeterBjornJohn

Алексей Алеев

Esben and the Witch "Violet Cries"
Matador
Дата выхода: 31 января

Назвавшиеся в честь шибко кровавой датской сказки Esben and the Witch целятся в вожаки новой волны малохольного поп-рока с отчетливыми готическими отзвуками. Главный недостаток Esben and the Witch – это их демонстративная безвредность: в убаюкивающем голосе вокалистки проекта Рэйчел Дэвис (Rachel Davies) совершенно отсутствует трагедия; музыка предполагает, что, как и в той сказочке, за ровной завязкой неизменно последует шокирующий финал, но тут же берет слова назад; за громкими названиями песен скрывается обычное дрим-поп воркование, только отороченное многозначительными инструменталами "под старину". Итого десяток песен в молоко: для поп-музыки здесь слишком мало чувства, для высокой же "готики" – не страшно, для низкой – не смешно. Хорошо, что есть люди, которые найдут повод для веселья даже в таком слезливо-насупленном случае:

Феликс Сандалов

Madlib “Madlib Medicine Show #11: Low Budget High Fi Music”
Stones Throw
Дата выхода: 19 января

Один из творческих методов хип-хоп-, джаз- и даб-продюсера Мэдлиба: примерно полторы минуты выдавать идеальный, невероятно качающий, построенный на гениальном лупе минус, после которого на тридцать секунд пустить какую-нибудь запись древнего стэнд-апа или старинный рекламный джингл. Однако, время идет и творческие методы меняются. Записи стенд-ап комиков становятся длиннее, джинглы пускаются и в начало, и в конец трека, к ним добавляются продюсерские черновики и зарисовки. После “Low Budget High Fi Music”, на две трети состоящего из шизофренического звукового мусора, впору уже выделять то, что делает Мэдлиб в отдельный жанр – какой-нибудь "гипнагоджик хип-хоп". Условно говоря, музыки за час “High Fi Music” звучит минут пятнадцать, но вся она прекрасна. Мэдлиб заставляет грохотать великолепную соуловую оркестровку для Гилти Симпсона (Guilty Simpson) в "Thoughts Of An Old Flame", пускает луп из боссановы под фантастическую читку Карима Риггинса (Karieem Riggins) в "Interview #4080", выдает один из лучших битов за карьеру (а с такой карьерой как у Мэдлиба, это говорит о многом) в треке MED “Cheaters”. Все это, а так же отличный материал от Strong Arm Steady, The Professionals - нового проекта Мэдлиба и его младшего брата Oh No и даже не слышанный ранее трек Jaylib, вполне могли бы уместиться на одной EP, в остальном же “Low Budget High Fi Music” - звуковой терроризм и имение князя Плюшкина, издавай оно звуки с уклоном в черную культуру. Нынешний Мэдлиб – это, по сути, главный исполнитель жанра “гипнагоджик-поп” Джеймс Ферраро (James Ferraro), только от хип-хопа, их способы конструирования музыки довольно схожи: намешать как можно больше всего, что попадается под руку и плохо звучит, так, чтобы на десятой минуте у слушателя разболелась голова. Ферраро, будучи белым человеком, замешивает AOR, нью-вейв, нью-эйдж и познавательные передачи с кабельного телевидения, Мэдлиб проделывает то же самое с соулом, джазом, электро и экшен-фильмами. “Low Budget High Fi Music” – избыточная мешанина, но со своей главной задачей – качать – справляется на ура. Все поздние хаотичные альбомы Мэдлиба – это совершенно неудержимые сгустки энергии, на которых все искрится, рубится и молотит – тут кипит настоящая жизнь и настоящее безумие. И, в общем-то, не важно, что выдержать “Low Budget High Fi Music” от начала и до конца более двух раз практически невозможно – с такой производительностью как у Мэдлиба, “High Fi Music” хватит как раз до следующего выпуска Medicine Show. Да и вообще, кто сейчас переслушивает альбомы?

Jaylib - Louder (Blast Your Radio Theme) by stonesthrow

Алексей Алеев

24.01.2011, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: