ЛЕНИНГРАД  Лучше нету и не надо

Концерт-камбэк группы "Ленинград" стал отнюдь не триумфальным. Хотя все признаки триумфа присутствовали: практически аншлаг, радостная публика, накачанная хитами программа и крайне уместные огромные рекламные баннеры одного из производителей алкоголя. Не было главного: ощущения, что "Ленинград" вернулся как актуальная боевая единица.

Концерт-камбэк группы "Ленинград", случившийся в субботу в московском клубе "Арена", стал отнюдь не триумфальным. Хотя все признаки триумфа вроде бы присутствовали: практически аншлаг, радостная публика, накачанная хитами концертная программа и крайне уместные огромные рекламные баннеры одного из производителей алкоголя. Не было главного: ощущения, что "Ленинград" вернулся как актуальная боевая единица. Скорее, все это напоминало милые приятные вечера для тех, "кому за…". Приятные воспоминания, которым предавались почти два десятка человек на сцене и пара тысяч человек в зале.

В ожидании концерта приятель рассказал историю про то, как его однажды подбросил кто-то из теноров Большого театра. Как всякий водитель, за баранкой он охотно стал разглагольствовать перед пассажиром о своей нелегкой тенорской жизни. Ну, и вспомнил, как они с группой товарищей гостили у своего коллеги в Швейцарии. Коллега в ту поездку просил их только об одном: ругаться матом. Позаковыристее, потрехэтажнее, погрубее. В общем, как любят это делать военные и слесаря ЖЭКов. Субботний концерт "Ленинграда" - оказался из той же пьесы. Ретро-дискотека для тех, кто в пресловутых нулевых заслушивал до дыр "Мат без электричества", "Дачников", наслаждаясь этой безудержной свободой, которую Шнуров транслировал в каждой из своих песен, подытоженных его же строчкой: "свобода – это то, что у тебя внутри".

Шнур в лаковой крутке и его группировка появились на сцене спустя минут 30-40 после времени, указанного в билете. За это время зал, который поначалу вызывал опасения, оказался заполнен практически полностью. Особую радость вызывали, конечно, гендиректорского вида мужики в галстуках и с животиками, которые при виде кумира издали вопли, которые обычно издают девочки на концертах группы "Звери". Сергей Владимирович потрафил поклонникам не хуже иной поп-звезды, сразу начав концерт с раскрученных композиций, поставив уже третьим номером один из самых разбитных опусов "Ленинграда" - "Паганини". В общем, слэм, трэш и угар начались не просто с первого аккорда, а буквально с появления Шнурова и Ко на сцене. И все два часа не прекращались ни на минуту.

Утихомиривал всех сам Шнур. В двухчасовом концерте были устроены сразу два перерыва, продолжительностью в 10-15 минут - на переодевание, перевод духа и посещение баров довольными зрителями. В первом отделении из новых песен была продемонстрирована лишь песня "Сладкий сон", которая окончательно продемонстрировала, что вокалистка Юля Ноги стала органичной частью музыкальной группировки. Некоторая искусственность в этом, конечно, чувствовалась, но не настолько, чтобы зрители сменили свое настроение с восторга на недоумение. Юля вообще в этот вечер держалась очень по-свойски, представить дальнейший "Ленинград" без ее довольно удачных и уместных вокализов теперь будет довольно сложно.

Единственной из песен, обнародованных на печально известном сайте sosimc.ru, в преддверии возвращения "Ленинграда", но так и не спетых в этот вечер, стала "Химкинский лес". Сложно, конечно, копаться в шнуровской голове, однако, кажется, что и в будущем этому треку так и не найдется места в концертных программах. Свою роль она уже сыграла, а на что-то большее Шнур, похоже, и не рассчитывал. Зато в третьем отделении был устроен целый парад премьер. Песня о любви к Ленинграду, песня "Прощай, пиз*обол". Все довольно здорово, танцевально, угарно, в традиционной для Шнура манере "художественной пошлости" - как и "WWW" с предисловием о том, сколько раз она была спета, "Прогноз погоды", "Терминатор", "Се ля ви", - все, чем "Ленинград" успел заслужить славу флагмана собственного стиля "менеджер-рок" (песня "Менеджер" тоже, естественно, исполнялась при олной поддержке очумевшего зала). В общем, как говорил однажды другой, не менее популярный певец,- "лучшее, любимое и только для вас".
Александр Ф. Скляр сказал бы "Так надо"! Образцовый концерт, который с первой до последеней минуты качал, цеплял, не желал отпускать и заставлял танцевать даже папиков, которые напоминали застегнутых наглухо CEO, давших в этот вечер совершенно предновогоднюю слабину.

Но главное, что показал этот концерт (не знаю, сложилось ли такое впечатление у тех, кто был на концерте в пятницу),- "Ленинград" уже нельзя отнести к группам, без которых сложно представить себе нынешний музыкальный пейзаж. Несмотря на аншлаги, два дня подряд собранные Шнуром, от всего концерта осталось ощущение, что "Ленинград" почти переместился в когорту участников многочисленных и крайне коммерчески успешных зрелищ вроде "Супердискотеки 90-х", вечеринок радио "Ретро" и прочих ностальгических шабашей. У Шурика Горбачева это ощущение сформулировано довольно подробно.

Сегодняшний "Ленинград", собравшийся "для наживы",- уже не супергерои эстрады, а милые ветераны типа Boney M, дающие возможность скучающим тенорам Большого театра вволю поматериться в специально отведенных для этой цели местах. Например, в клубе "Арена". Лучше "Ленинграда" для этой цели пока ничего не придумано. И, пожалуй, не надо.

29.11.2010, Игорь ЛИСНИК (ЗВУКИ РУ)

ЛЕНИНГРАД - свежие публикации:

Сайт: www.leningradspb.ru

ЛЕНИНГРАД

Группу Ленинград правильнее всего было бы определить как "пьяный диксиленд".

Дата образования:

9 января 1997

Подробности из жизни:

Группу Ленинград правильнее всего было бы определить как "пьяный диксиленд". Духовая секция - тромбон, саксофон, труба, туба - в сочетании с ксилофоном, гитарами, барабанами и вокалом лидера Сергея Шнурова образуют неповторимый шарм, резко выделяющий банду на фоне остальных. В песнях "Ленинграда" - термоядерная смесь ска и кубинской сальсы, джаза и шансона, мата и сырой панковской подачи; при этом все это исполняется с блестящей иронией и некоторой постмодернистской отстраненностью.
"Наши песни - это крик души. Мы не очень задумываемся, попадаем ли мы "в ноту", состыковываются ли рифмы, ну и о лексике тоже. Зато такого количества экспромта и импровизаций не найти нигде",- говорят ленинградцы. Группа впервые собралась 13-го января 1997 года. Первоначальным намерением музыкантов было "играть друг у друга на днях рождения". Тем не менее, они начали постепенно осваивать сцену Москвы и Петербурга и вскоре завоевали на ней одно из ведущих мест.Творчество группы близко множеству явлений:…

Далее... →