IRON MAIDEN  Первопроходцы-косморазведчики

Спустя три недели после начала продаж новый диск Iron Maiden занимает верхние места во всех чартах. Налицо успех с шампанским. И в то же время в "широких кругах" проскальзывает если не открытая антипатия, то активное недопонимание услышанного. Причин парадокса, кажется, две. Или три...

В середине августа, как известно, вышел новый альбом Iron Maiden. Главной хэви-метал группы в мире. Событие для всех металлистов Земли - навроде общего построения с вещами. В первую неделю продаж в США, на главном мировом музыкальном рынке (для сравнения: "золотой" сертификат в США — 500 тысяч копий, Великобритании — 100 тысяч, Индии, где тоже живет свыше миллиарда потенциальных покупателей компакт-дисков — 7,5 тысяч для зарубежных артистов) пластинка разошлась в количестве около 70 тысяч копий, что оказалось равным 4-ой позиции в хит-параде "Billboard 200" - а это, в свою очередь, равно самому высокому месту группы в штатовской табели о рангах за все 30 лет на большой сцене. На родине, в Англии, "The Final Frontier" достиг первого места, став, таким образом, четвертым "номером 1" в карьере вслед за "The Number Of The Beast" (1982), "Seventh Son Of A Seventh Son" (1988) и "Fear Of The Dark" (1992). Первое же место было занято еще в 20 странах, включая Бразилию, Канаду, Францию, Германию, Японию и прочая.

Спустя три недели после начала продаж диск занимает второе место в сводном европейском чарте Billboard (первые две пробыв на первом). Налицо успех с шампанским. И в то же время в "широких кругах" (в Интернете включительно) проскальзывает если не открытая антипатия, то активное недопонимание услышанного. Причин парадокса, кажется, две. Или три.

Первая, и основная причина - это непривычная для адептов Maiden, десятилетиями торчащих на роскошных барочных мелодиях и галопирующем ритме бас-гитары Стива Харриса (Steve Harris), музыкальная ориентация некоторых песен. В ней уже скорее можно признать арт-рок, нежели даже "лощеный прогрессив-метал", поднятый Maiden на щит в последние годы. Это и фанк-ритм на первых квадратах прелюдии "Satelite 15" с не любимым Харрисом дребезжащим звучанием баса, а, напротив, мощным "жирным" bottom end, и нехарактерная для Maiden баллада "Coming Home" с более радио-дружелюбным, без нерва, напевом, и нарративная подача на "El Dorado», до "наоборот" контрастирующая с классическим "воем воздушной сирены" Дикинсона (Bruce Dickinson). Lady Gaga.

Другим, и более вероятным, мотивом неприятия публики может быть 7-минутная El Dorado, опубликованная для свободного скачивания в качестве МР3 задолго до выхода пластинки. Общая реакция была: "Что это было?"" Услышав премикс, многие поспешили сделать свои экстраполяционные выводы. И действительно, по непервому прослушиванию "El Dorado" - самая неудачная песня Maiden не только на альбоме, но и за все последнее десятилетие (с момента воссоединения с Дикинсоном). Неким странным образом эта вещица скорее подошла бы в качестве сопроводительного музыкального скетча к вестерну о космических джентльменах удачи, где ковбои внеземных столетий топчут звездные прерии за пригоршню межгалактических шекелей. И никоим образом она не напоминает о том, что пригрето у сердца любителями "The Trooper", "Hallowed Be Thy Name" или "Alexander The Great". Непривычность сперва-наперво происходит от вокальной партии Дикинсона; он скорее рассказывает историю, нежели привычно делает из обычной ноты Гулливера на Едином Государственном Экзамене. Феномен этот происходит из восхищения "позднего" Дикинсона Артуром Брауном (Arthur Brown) и смещения его представлений об истинном эстрадном ("светлом") пении от Гиллана (Ian Gillan) в сторону упомянутого Брауна. "El Dorado", однако, составляет из этого всецелое исключение.

Все последующие песни возвращают нас в мир божественного хэви-метала, в святой равноапостольной редакции Maiden 2000-х, с квазисимфонической "прогрессивной" структурой, обилием мелодий, плавным началом и аллюром "три креста" в концовке, а также тем настроением, что ты, как слушатель такого дела, человек наверняка непростой и втайне даже духовный. "Mother Of Mercy", "The Talisman", "Starblind" относят туда же, куда уже отнесли "Nomad", "Paschendale", "Dream Of Mirrors". Рекламную кампанию стоило, пожалуй, начинать со следующей за "El Dorado", третьей по счету, песни "Mother Of Mercy" - самой мелодически яркой композиции на альбоме. А "El Dorado", видимо, пополнит список таких неоднозначных мэйденовских песен, как "Bring Your Daughter... To The Slaughter" или "From Here To Eternity".

Наконец, третий, самый прозаический, аспект. Перед нами - классический феномен альбома, следующего за оглушительно успешным. Здесь изнемогающее ожидание рождает впечатляющий спрос. Так было с теми же Maiden с "Somewhere In Time" (1986) в Америке, разошедшимся в итоге тиражом в 2 миллиона копий — после «Live After Death» и «Powerslave» «мутанты из Чикаго» и других городов США буквально требовали новой дозы, но по ознакомлению американский vox populi аттестовал альбом как не самый удачный (неожиданные гитарные синтезаторы тому виной), что сказалось на продажах следующей пластинки, "Seventh Son Of A Seventh Son" (1 млн. 200 тыс. копий). В новейшие времена такое наблюдалось в случае с не вполне благонадежными потомками "Mutter" Rammstein. Примеров множество. А последние деяния Maiden буквально утонули в успехе. Не говоря уже о самом последнем из них: эпическом турне "Somewhere Back In Time", обесмерченном в документальном фильме (DVD, CD) «Flight 666». Следует также вовсю помнить, что Maiden имеют огромную и архилояльную армию последователей во всем мире. (И "во всем" в этом случае отнюдь не гипербола, а точное значение.) Они могут говорить самое разное, но невзирая ни на что продукт купят и поставят в красный угол, да еще в каком-нибудь тщеславном подарочном издании.

Кто действительно заслуживает жестких палок - так это иллюстратор Мелвин Грант (Melvin Grant). От его Эдди воняет комиксами и «Чужим». Выглядит акварель насколько неумно, настолько же и глупо. И безвкусно. Английский писатель-гуманист Джон Фаулз разъяснял однажды на литературоведческих правах, что "артуровский цикл" и прочие первые дамские романы воспринимались средневековым человеком «не без щепотки соли», вовсе не как памятники добродетели и благородству - также, как мы смотрим на вестерны, триллеры и сиквелы: с богатырской порцией иронии и выдержки. Под "нами" он, конечно, не имел в виду представителей иных рас: эльфов 80-го уровня и поклонниц туфелек Ксюши Собчак. Чтобы полюбоваться картиной Гранта соль придется трескать пригоршнями. Хотя у тех, кто полагает эльфийские рукописи за подлинник жизни, в душе навстречу прекрасному, не исключено, родится отклик.
Вдогонку Мелвин (кстати, презрительное словечко в англо-саксонском сленге: Пися Камушкин) заявил, что не питает уважения к работам Дерека Риггса (Derek Riggs). Фанаты Maiden со стажем, в свою очередь, уже давно не питают никакого уважения к рисункам Мелвина Гранта (за исключением, с натяжкой, "Fear Of The Dark"). Обструкция неизбежна.

Меж тем, вокруг этой картины с бодрой палитрой, где Эдди-Чужой с проросшими сквозь кость мозгами потрошит скафандры со скелетами каких-то незадачливых джедаев НАСА, был выстроен весь антураж альбома: от декораций на первой, летней, части гастролей "The Final Frontier" до компьютерной игры «The Final Frontier: Mission I», что могло зародить подозрение, будто речь идет о «концептуальном» альбоме. Речь не идет. (Это оттого, что от таких тревожных слов, как "концепция" у металлистов приключается завороток ума. А от музона, соответственно, таращит как-то недоброкачественно.) Первопроходцам-косморазведчикам от sci-fi посвящена, собственно, всего одна песня: вводная «Satelite 15... The Final Frontier». В ней пионер дикого космического запада, которого далекая родина послала на "дальний кордон" крутиться вокруг местного солнца, поет куплеты, что «Подмога, дескать, не пришла, подкрепленья не прислали...» - ибо крутиться, следуя букве всемирного тяготения, осталось недолго. Остальные новеллы с романтикой плацкарта "Москва-Кассиопея" не имеют ничего общего. «The Talisman» и "Isle Of Avalon" - фантазии на тему о плавании в ненаглядный Тир-на-нОг, элитное жилтоварищество в мечтаниях бриттов, что лежит по ту сторону море-океяна, где халява, гурии и благоприятный климат. "The Alchemist" - это насчет мистицизма да оккультизма, хорошо освоенной за долгие годы металлистами темы. Поется в ней о докторе Ди, придворном елизаветинском ОкадЭмике, алхимике и искателе замогильного знания, эхолоте спиритов, предшественнике Фоменко и Петрика, первооткрывателе нацпроекта "Живая вода" (тогда называвшимся «живительная киноварь») или "Делай, что хочешь, и будет то нацпроектом". "Mother Of Mercy" - фирменная, с позволения сказать, мэйденовская песня о трагедии личности, пропущенной сквозь войну. «When The Wild Wind Blows» писана по мотивам книжонки мелкого бульварного солженицина Раймонда Бриггса "Когда дует ветер" (в 1986 году по ней же был снят фильм, музыку к которому делегировали Роджер Уотерс, Дэвид Боуи, Genesis), раскрывающей книгочеям в Лейтоне и Стратфорде ужасную Правду о том, откуда-таки дуют ветры, что грозят сорвать с их голов шапки желтые. В ней на кротких жителей Запада обрушивают ядерный удар вероломные русские. Главные герои — супружеская чета пенсионного возраста — укрываются от такого Холокоста в заранее подготовленной подземной заимке. Но, как это нередко бывает с Холокостами, результат вышел отрицательный. Есть повод ненавидеть проклятых коммуняк.

Истинная тревога, меж тем, состоит в следующем. Проблема нынешних Iron Maiden - не в живописи рублевого подряда, не в отклонении от канона и не в неопределенности ощущений. Даже если положить, что "The Final Frontier" не самый удачный альбом Maiden за последние годы, в мировой истории через раз бывало, что за пологими берегами следуют чрезвычайно крутые. Достаточно вспомнить Judas Priest с их "Painkiller". Ужас пришел когда некоторые вздумали понимать «дальний кордон» («the final frontier») как «последний рубеж», за которым тушат свет и в темноте сливают масло. Стало действительно тревожно. Тревожность подкреплялась высказываниями Стива Харриса, активно обсосанных прессой после выхода «A Matter Of Life And Death», 14-го альбома. Стив говорил в первой половине нулевых, будто ему всегда чудилось, что Iron Maiden выпустят в сумме 15 альбомов.
И вот время 15-го альбома настало. Iron Maiden успокоили: заканчивать они не собираются, дела обстоят великолепно. Повода к печали нет. Ведь как говорил один близорукий чудак: в жизни не может случиться ничего, кроме одного-то только события.
И она, жизнь, продолжается. Это НЕ последний альбом Iron Maiden.
Омммм.

29.09.2010, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN - свежие публикации:

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →