Что происходит в седых и лысеющих головах Nazareth - совершенно не понятно. То они десять лет мотаются с концертами по всему миру (концентрируясь, естественно, на постсоветском пространстве, где любой рокер старше 50 востребован, как нигде), не выдавая ни единой новой ноты, и вдруг - нате! - выдают свеженький альбом "The Newz", да еще и спродюсированный молодым и незашоренным Яном Руйе (Yann Rouiller). Правда, концертный режим при этом не ослабевает. Ежегодно, как часы, шотландская банда по традиции приезжает в Москву и устраивает концерт. В 2010 году Nazareth себе не изменили.
То, что они по-прежнему востребованы в России, удивляет даже самих участников группы. Первыми словами вокалиста Дэна Маккаферти (Dan McCafferty) стала удивленная фраза: "Как же вас много". То ли отвыкли музыканты от полных залов, то ли просто не ожидали такой преданности поклонников. Впрочем, на любовь фанатов "назареты" отвечают отличным началом концерта - "Telegram" и "Turn On Your Receiver" идут просто на ура. Правда, уже в "Dream On" появляются заметные изменения: ее намеренно "спустили" тона на два. Возраст берет свое и петь слишком высокие ноты Маккаферти уже не может. Тем не менее, он старается: рычит, хрипит, скрежещет, как старый, но все еще рабочий автомобиль. Куда ехать, хозяин?
Ехать надо, конечно же, вперед, а именно - к новому альбому. Если в прошлом году, приехав в Москву в рамках официального "The Newz Tour", Nazareth не сыграли ни единой песни с последней пластинки, чем изрядно шокировали зрителя, то в этот раз нам повезло несколько больше. В программу включили новую "See Me", в которой Джимми Мюррисон (Jimmy Murrison) берет акустическую гитару, а основной грув создает семейная парочка Пит (Pete Agnew) и Ли Эгню (Lee Agnew). Бас у Пита - звучный, плотный, отлично дополняемый мощными триолями бас-бочки Ли.
Вообще, Ли Эгню отлично вписался в коллектив: играет, совершенно не оглядываясь на манеру своего предшественника, покойного Даррела Суита (Darrell Sweet). Ли и барабаны настраивает существенно ниже, и играет более "воздушно", с большим количеством пауз, но при этом ударная атака у него чрезвычайно сильна.
А Дэн Маккаферти тем временем продолжает шутить. "Сейчас будет песня про секс. Да-да, про секс, вы не ослышались. Что вы так удивились? Мы еще помним, что такое секс!" - и начинается заводная "Bad Bad Boy", в которой Дэну активно помогает Пит. Голос у вокалиста начинает откровенно садиться, и верный басист аккуратно и точно поет за Дэна все "верхи".
Чтобы передохнуть, время для сольного выхода предоставляется Мюррисону. Его соло в "Heart's Grown Cold" - это одна из безусловных жемчужин концерта. Играет Мюррисон чуть развязно, протяжно артикулируя каждую ноту, не уходя ни в скоростные пассажи, ни в шреддинг, уделяя куда больше внимания ритмике и мелодике. И ритмическое чувство Мюррисона весьма пригождается, например, при исполнении кавер-версии "Cocaine" Джей Джей Кейла (JJ Cale), которую музыканты играют четко и активно, словно некий манифест. Собственно, так она и позиционируется - ее Маккаферти предваряет короткой, но пламенной речью о вреде наркотиков: "Это мы, идиоты, в семидесятые ничего не понимали, но вы знайте - наркотики это плохо!".
На "Hair Of The Dog" техник в шотландском килте выносит Дэну электроволынку, и тот играет на ней традиционное, но, вместе с тем, весьма убедительное и красивое соло. Ну а на "Love Hurts" чудес, конечно же, ждать не приходится: голос Дэна капитально сел. Песню понижают уже не два, а на три тона, но это не помогает. Пит Эгню снова поет партию верхнего голоса, но Маккаферти жестом показывает на свое горло - не могу, мол, - и публика, и так преисполнившаяся чувства благодарности к стареющим кумирам, старательно пропевает последний припев.
Группа удаляется за кулисы. Там Дэну, видимо, поднесли шотландского виски, потому что через пять минут он возникает на сцене полностью преображенный и отлично поет легендарный "Razamanaz" и, что еще более удивительно, давно не исполнявшуюся на концертах "Animals". Откуда ни возьмись. вдруг прорезается знаменитый маккафертиевский фальцет, и становится понятно на живом примере: да, именно у этого вокалиста когда перенимали манеру пения и Бон Скотт (Bon Scott), и Брайан Джонсон (Brian Johnson).
Да, сегодняшний Nazareth ничем особенным не удивил: сложно удивить подборкой greatest hits. Но шотландские старики, бесспорно, порадовали. Так у Клинта Иствуда в фильме "Space Cowboys" четверо бравых стариканов полетели в космос и наворотили там такого, что и выпускникам летного училища оказалось не по зубам. Вот и Nazareth ничем не хуже. В космос их, конечно, я бы запускать поостерегся, но на концерте они еще способны задать жару молодым!
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)