Janelle MONAE  Робо-поп

Девушка-андроид из фильмов Кубрика действительно существует, но она - настоящая, не срежиссированная, она - не плод искусного монтажа или иных компьютерных обработок, она - Жанель Моне. Звуки публикуют отчет о выступлении новой героини фанка на Montreux Jazz Festival.

Выступление начинается интригующе: выхваченный из темноты лучом прожектора, к рампе выходит негр в хичкоковском цилиндре и произносит: "Дамы и господа, мы счастливы представить вам наше шоу. Музыка формирует наш мир, это эмоциональная картина - и мы надеемся стать саундтреком к вечеру, который вы пронесете сквозь годы. Я надеюсь, что вы трансформируете ваш впечатления... во все, что угодно, исключая ролики на YouTube. И я с гордостью представляю вам... мисс... Жанель Моне!!!.
После чего начинается настоящий взлом мозга в стиле робо-поп.

До этого концерта мне, как и многим, попадались "утопические" клипы Жанель Моне (Janelle Monae) - "простой девочки из Канзаса", которая на самом деле не так уж проста (родители Жанель - профессиональные хореографы, долгое время работали в Лондоне, а сама Жанель закончила American Musical and Dramatic Academy).
Клипы оставляли ощущение, что артистка слишком технична. Так не бывает - чтобы у человека были в порядке и голос, и танцы, и шоу, и вкус. После выхода дебютной пластинки "The ArchAndroid (Suites II and III)" о Жанель стали писать в духе "Джеймс Браун в юбке", "женская копия Принца" - и, по сути, были правы: мисс Моне - чуткий, умный фанкер с очень хорошим бэкграундом. Но дело вовсе не в этом.

Дело в том, что "девушка-андроид из фильмов Кубрика" действительно существует, но она - настоящая, не срежиссированная, она - не плод искусного монтажа или иных компьютерных обработок, она настолько живая, насколько может быть живым человек. Высочайший профессионализм, недостижимое качество всего, что делает Жанель, действительно заставляют подозревать в происходящем неведомую машинерию. И когда от быстрых движений у нее растрепалась прическа, и легкая досадливая гримаса показала, как ей не нравится звук в зале - это было, пожалуй, то единственное, что заставило зрителей поверить в ее реальность.

Шоу Жанель Моне насыщено мультикультурными цитатами: увертюра и венецианские маски, которые носят танцоры, отсылают к классическому театру, партии клавишных и чуть механические движения в "Dance Or Die" - к сюжету антиутопии Филиппа К. Дика "Бегущий по лезвию бритвы", кавер на песню Нат Кинг Коула (Nat King Cole) "Smile", от которого на глазах выступают слезы - явный реверанс в сторону академической эстрады.
Интереснее всего - наблюдать, как движется Моне; такая четкость движений в сочетании с юношеской свежестью производит тот же эффект восторженного удивления, какой в свое время производил на публику Майкл Джексон (Michael Jackson). Ее огромные распахнутые глаза, ее живая улыбка и ее потрясающая реактивность - те же качества Джексона покорили планету сорок лет назад. При этом в концертной версии композиции, которые мы можем сравнить с записями на альбоме "The Arch Android" (2010), несут в себе не только мощный заряд фанка, но и... явные отсылки к Клоду Дебюсси, даром что в этот раз выступает Жанель с урезанным составом: гитарист и ударные, плюс прописанные бэки.
Особенно потрясает голос Жанель - кажется, ей подвластно все. Невероятные модуляции в обманчиво простой "Locked Inside", жесткий речитатив в "Let's Go Crazy", песни-фишки "Cold War" и "Tightrope"...
Пожалуй, самое сильное впечатление - когда ты стоишь в метре от певицы и слышишь голос, минуя микрофон. Голос, который настолько силен, что у тебя волосы шевелятся на голове. Гипнотизирующее влияние Жанель Моне проверено на себе - рискните и вы.
По окончании шоу Жанель выходит на бис, чтобы исполнить "Many Moons", после чего проделывает фокус, который недавно показала в Москве Skin: безмятежно проплывает на руках весь зал. Девушка или компьютер? - Не важно. Она совершенна.

11.07.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Janelle MONAE - свежие публикации:

Janelle MONAE

Дата рождения:

1 декабря 1985