FAITHLESS  Музыкальный Макдональдс

Выбор "Экспоцентра" в качестве места проведения рейва Faithless настораживал с самого начала. У нас и в подготовленных местах типа "Б1" нередко случаются организационные казусы вроде двухчасовой очереди на входе, а уж как только место оказывается непривычным – жди беды и вспоминай печально знаменитый концерт Shpongle. Опасения оказались не напрасными...

Выбор "Экспоцентра" в качестве места проведения рейва настораживал с самого начала. У нас и в подготовленных местах типа "Б1" нередко случаются организационные казусы вроде двухчасовой очереди на входе, а уж как только место оказывается непривычным – жди беды и вспоминай печально знаменитый позапрошлогодний концерт Shpongle. Опасения оказались не напрасными: у входа виднелся длиннющий хвост, медленно сочившийся через единственную дверь с металлоискателем.

Если театр с вешалки начинается, то на рейве попадание в гардероб уже можно считать успехом. Шансы на это не кажутся высокими – около вешалок собралась толпа. Движения в ней не наблюдается, но изредка это бессистемное скопление человеческих особей выплёвывает очередного счастливца. Мест в гардеробе не то чтобы совсем нет – в нагромождении висящих курток видны свободные "плечики", но большой инициативы в их поиске флегматичные гардеробщики не проявляют. Куда более проворными эти ребята становятся, когда сбоку вместе с куртками им протягивают сторублевки. Толпа тем временем множится и мало-помалу принимает угрожающие формы. Запихав пуховик в сумку, решаю судьбу не искушать, в конце концов, отсюда еще выбираться.

Сетка выступлений, естественно, сдвигается, так что в одиннадцать с небольшим, когда уже должны играть Faithless, публику еще развлекает кто-то из местных диск-жокеев. Развлекает не самым плохим образом: танцевальная попса уровня Давида Гетты (David Guetta) и Fatboy Slim - куда более предпочтительный фон, чем какой-нибудь очередной набор свежих электрохаус-боевиков. Звук в зале ровно такой, каким он обычно и бывает в неприспособленных площадках: громыхает и противно отражается от стен, но, по крайней мере, нужной громкости и разобрать играющие треки можно без особого труда.

Подходить к бару просто бессмысленно. Там тестируется очередная организационная находка. Напитки в баре продаются только за жетоны, жетон стоит сто рублей, продаются они в отдельном месте – сама по себе идея неплохая, так часто устроены бары на больших фестивалях. Но жетоны продаются партиями от пяти штук, так что если вам приспичило купить бутылку минералки, за неё придется переплатить впятеро, либо на ходу организовать перепродажу лишних жетонов страждущим товарищам. Неплохо развивает навыки бизнеса, но с чисто практической точки зрения чертовски неудобно.

Тем временем на сцену всего с получасовым (видали мы и много хуже) опозданием выходят Faithless, - вернее то, что осталось от них после обретения стыдливой приписки "Sound System". Вместо пёстрого бэнда, когда-то насчитывавшего аж 13 человек, перед нами появляется скромное трио. По центру Макси Джаз (Maxi Jazz), как всегда сверкающий лысым черным черепом и уже через пять минут после начала сета голый по пояс: он на этот раз будет отдуваться за всех. Справа – крашеная блонди Систер Блисс (Sister Bliss) за CD-вертушкой, слева - неопределенное существо за электронной ударной установкой. "Где же Ролло?", спросит удивленный читатель. Мозг группы решил себя гастролями не утруждать и остался в Лондоне. Место третьей участницы в этом туре занимает барабанщица Суда (Sudha).

Что ж, не густо. Однако и на троих при желании можно сообразить неплохой лайв. Но это при желании, здесь же картина наблюдается довольно грустная. Особенно смехотворно выглядит Систер Блисс, которая самозабвенно дёргает случайные ручки на пульте. По бокам от сцены висят экраны, куда в редких паузах между рекламой транслируется изображение со сцены. Но и этого вполне достаточно, чтобы понять: никакого влияния на звук её резкие телодвижения не оказывают. Судя по всему, канал предусмотрительно отключён, а звучащий в зале саундтрек спокойно себе идёт с одной единственной "болванки". Барабанщица на сцене тоже, видимо, для красоты. Не осмелюсь утверждать, что её даже не подключили, но вклад её в звуковую картинку был равен нулю. Звучавшие в зале тарелки, бонги и каубеллы её движениям не соответствовали решительно. Единственным, кто отрабатывал по полной, был Макси Джаз: читал свои гипнотические тексты-мантры, дирижировал публикой, кричал "москау-москау", в общем делал что мог.

Сет-лист, как и ожидалось, изобилует хитами. Тут и свеженькая "You're The Sun To Me", и переделанная "Insomnia", и "We Come 1", на которой зал даже чуточку расшевелился и покричал хором. Есть ощущение масштаба, но ощущение сопричастности отсутствует. Есть танцевальный ритм, но нет ощущения действа, нет драйва, нет магии. "Бюджетные" концерты умеют играть те, кто всегда был ограничен в средствах и тратил все усилия на то, как бы завоевать публику, не выводя с собой на сцену оркестр. А в исполнении принципиально "стадионных" Faithless такой вариант выглядит ненужным компромиссом и едва ли не халтурой. Подобным образом однажды сели в лужу Kosheen, гастролировавшие с 30-минутными диджей-сетами, которым изредка подпевала Шин Эванс (Sian Evans).

Не успели англичане слегка раскачаться, как наступила пауза, Макси Джаз поблагодарил публику, призвал послушать Kaskade и Роджера Санчеса (Roger Sanchez) и исчез за кулисами. На часах – ровно полночь, то есть сет Faithless длился чуть больше сорока минут. Мгновение спустя из колонок пугающе громыхает поздравление с наступившим восьмым марта. Озвучен ролик таким голосом, будто нам объявляют как минимум о начале третьей мировой.
Послушав Kaskade с четверть часа (тот ни шатко ни валко развлекает публику вокальным электрохаусом), решаем-таки двигаться к выходу, и по пути наблюдаем еще один инцидент. Ширма, отгораживающая вип-зону от обиталища простых смертных, внезапно заваливается на бок и с треском грохается на пол.

Нет, конечно до "масштабов" прошлогоднего шоу Prodigy концерт Faithless не дотянул. Здесь не было "ягуара", гардероб хоть и быстро переполнился, но все-таки был, да и музыка, при всех недостатках акустики зала, все-таки была слышна. Но всё равно это был обидный провал. Почему такое происходит? Да потому, что большие рейвы уже давно стали чем-то вроде музыкального макдональдса. Какое уж тут "качество исполнения", если народ в массе своей не отличает живые выступления от диджей-сетов? Бочка стучит, ритм качает - и ладно, всем хорошо, все веселятся.

09.03.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

FAITHLESS - свежие публикации:

Сайт: www.faithless.co.uk

FAITHLESS

Группа Faithless - самое успешное среди многочисленных детищ британского продюсерского дуэта Rollo & Sister Bliss. В начале девяностых те приложили руку к десятку танцевальных проектов, среди которых например был наделавший шуму аноним Felix. К середине десятилетия, устав от чехарды, продюсеры решили завести себе постоянную группу, и не прогадали.

Подробности из жизни:

Faithless - английская группа.
Жанр - прогрессив-хаус, даунтемпо, транс.

Состав:
Ролло Армстронг (Rollo Armstrong)
Систер Блисс (Sister Bliss), настоящее имя Ayalah Deborah Bentovim
Макси Джаз (Maxi Jazz), настоящее имя Maxwell Alexander Fraser

Группа Faithless - самое успешное среди многочисленных детищ британского продюсерского дуэта Rollo & Sister Bliss. В начале девяностых те приложили руку к десятку танцевальных проектов, среди которых например был наделавший шуму аноним Felix. К середине десятилетия, устав от чехарды, продюсеры решили завести себе постоянную группу, и не прогадали. Faithless вырвались далеко за пределы клубной сцены не в последнюю очередь благодаря удачному использованию вокала в сочетании с танцевальными аранжировками. Постоянным вокалистом группы стал Макси Джаз, который не столько пел, сколько исполнял речитативом тексты, то полные планетарного пафоса ("God is a DJ"), то остросоциальные ("Mass Destruction"). Женский вокал в группе поначалу…

Далее... →