DEPECHE MODE  DM в МСК

Таких групп в мире, пожалуй, всего две. Одна побольше, другая поменьше. Одна называется U2, про них все понятно. Другая – это Depeche Mode, про них понятно гораздо меньше - и каждый новый тур только добавляет вопросов. Уже ясно, что в случае с DM невозможно музыку воспринимать в отрыве от легенды - самих персонажей и общего культурного контекста, где музыке как таковой места не находится. Репортаж с московского конферта DM представляет Юлия Григорьева, побывавшая на всех шоу группы в России.

Таких групп в мире, пожалуй, всего две. Одна побольше, другая поменьше. Одна называется U2, про них все понятно. Другая – это Depeche Mode, про них понятно гораздо меньше - и каждый новый тур только добавляет вопросов. Уже ясно, что в случае с DM невозможно музыку воспринимать в отрыве от легенды - самих персонажей и общего культурного контекста, где музыке как таковой места не находится.

Прошлогодний релиз группы "Sounds of the Universe" многими воспринимается как альбом откровенно слабый и пустой, но критику успешно душит армия фанатов. Кто же позволит сказать вслух, что Depeche Mode вообще очень трудно слушать в их студийном звучании "поем в ведро"? И совсем другое дело - все то же самое, но на сцене. Посему "Олимпийский" вновь заполняется до краев, и этот, пятый (или четвертый - если считать с сольником Гэана) по счету приезд, не стал исключением – зал пришлось расширять, чтобы вместить все желающие два десятка тысяч зрителей. Забито было вообще все, прессе было отказано в аккредитациях просто из-за того, что негде было бы ее разместить.

К сожалению, московские организаторы турне повторили просчет питерцев: из-за непомерно длинных очередей вступление разогревающей группы Nitzer Ebb почти никто не услышал. К моменту начала шоу в фан-зону только начали запускать народ. Если учитывать, что в одной фан-зоне в этот вечер собралось около полутора тысяч человек, организаторы задолжали музыкантам NE полноценное выступление в зале класса Б1. А DM вышли на сцену с двухчасовой задержкой.

Шоу "Tour of the Universe" существенно отличается от всех предыдущих выходов DM. "Devotional" был агрессивен и снабжен фото-проекциями, но со временем стало очевидно, что это шоу не стало новым словом в жанре. Сцена "Exciter" была технологически лаконичной и даже слегка мрачноватой, но того требовала минималистичная эстетика самого диска, плюс очень сильный сет-лист. "Touring the Angel" с футуристичными летающими тарелками и нервной бегущей красной строкой тоже отпечатался в голове во многом за счет звучания нового материала – DM предстали тогда обновленными, со свежими идеями и отличным звуком. Дейв рвал и метал с первых секунд, и вообще, казалось, готов был биться до последнего вздоха, группа не отставала.
И вот - 2010 год, новая программа. Удивить сейчас кого-либо очень сложно, все уже все видели. Сами DM, понятное дело, не молодеют. Гэан уже не столь прыгуч и могуч, как раньше, после каждого активного движения он восстанавливает дыхание. Конструкция сцены предполагает длинный подиум, но Дэйв на него за весь концерт ни разу не выбежал - вышел пару раз побрататься с залом. И тем не менее, группа каким-то невероятным образом нашла способы компенсации: до этого выступления мы не видели такой сумасшедшей сценографии, - с видео-инсталляциями, продуманными до мелочей проекциями...

Все это - невероятно зрелищно. Мы не слышали такого исполнения многих традиционных номеров "Enjoy the Silence" и "Behind the Wheel". Хоровое исполнение "Walking in My Shoes" и "руки" на "Never Let Me Down" стали уже общим местом, но именно из-за этого, в сущности, ты и приходишь на концерты легенд – еще раз увидеть и прочувствовать всеобщее единение в порыве хорового пения.
Ко всему прочему, именно в этот раз группа реально "выкладывается": Флетч (Andy Fletcher) пускается в забавные импровизации, подпуская в песни цитату-другую (особенно хороши пассажи в ""Question of Time"), Мартин Ли Гор (Martin L. Gore), как и Дэйв (снявший к тому моменту жилетку), забавно пританцовывает с гитарой наперевес, иногда подпуская в бэк-вокал животного эротизма.

Концерт стартует со связки первых трех песен нового альбома – "In Chains"-"Hole to Feed"-"Wrong", которые в живом виде расцветают, приобретают трехмерность и вызывают какое-то непонятное чувство эйфории. Откуда что берется? Ко второй песне звук в зале почти перестает резать уши, к четвертой - различимы слова; и никогда мы не слышали такого исполнения "I Feel You". Теперь это почти уже stoner-rock. И мы никогда так не отрывались на "It's No Good" - поскольку, вопреки ожиданию, Дэйв продолжает петь, а не кричать, даже когда шоу перевалило за половину. И мы благодарны ему за это.
Энергетическим центром шоу стала "Miles Away/The Truth Is".

Неожиданными аранжировками с преобладанием тонких гитарных партий и высоких синтезаторов обзавелись в этот раз "Precious" и "Enjoy The Silence" - и неясно, чего было больше на лицах фанатов в момент, когда они игрались: радости узнавания. или недоумения. Недоумение вызывает и сет-лист: он был бы хорош для страны, не охваченной "депешманией", но не для нас. Здесь стоило не заставлять зал два часа петь караоке, а показать больше нового материала.

Почему то прозвучал всего один трек с "Playing the Angel" – самой мощной новейшей работы группы. При этом узнать перелицованную "Precious" с первых аккордов оказалось довольно непросто.

Про звук тут нечего говорить. При таких бюджетах было бы странно, если что-то было бы плохо. Общая гламурность и блестки – ну уже черт с ними, от этого можно абстрагироваться. Но самое забавное в этом всем – это наблюдать как Дейв Гэан постепенно превращается в Боно. Ну и Боно, соответственно в Гэана.

Каждая композиция простроена как миниатюрное шоу - со своей сценографией, видеопостановками и оригинальным светом. Огромные фермы с прожекторами заливают слепящим светом не только музыкантов, но и партер. И когда на "Never Let Me Down Again" закончилась основная программа, ощущения недосказанности, в сущности, не было. Бисы стали сущим чревоугодием: так радушные хозяева, видя, что любые их разносолы принимаются гостями на ура, ставят на стол питье и еду попроще. Отсюда - не перегруженные, довольно простецкие версии "Dressed In Black", "Stripped", "Behind the Wheel" и ударного танц-хита (кто бы мог подумать!) "Personal Jesus".
Как это исполнено, уже не имело значения. Но это было исполнено великолепно.

07.02.2010, Юлия ГРИГОРЬЕВА (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →