МУЗЫКА  Смотри в оба

Каждый год в мире выходит огромное количество видеоклипов. Какие-то из них вызывают недоумение, какие-то - полное отторжение. Какие-то ролики забываются сразу же после просмотра, другие клипы вызывают споры и неоднозначную реакцию. Следующая подборка 20 клипов 2009 года не является истиной в последней инстанции, однако, на наш взгляд, именно эти ролики лучше всего отображают те процессы, которые протекали в сфере производства видео в уходящем году.

Каждый год в мире выходит огромное количество видеоклипов. Какие-то из них вызывают недоумение, какие-то - полное отторжение. Какие-то ролики забываются сразу же после просмотра, другие клипы вызывают споры и неоднозначную реакцию. Следующая подборка 20 клипов 2009 года не является истиной в последней инстанции, однако, на наш взгляд, именно эти клипы лучше всего отображают те процессы, которые протекали в сфере клипмейкерства в уходящем году. Для того, чтобы быть абсолютно беспристрастными, мы расположили исполнителей в алфавитном порядке.

Bloc Party “One More Chance”
Режиссер: Wendy Morgan


На первый взгляд совершенно стандартное видео: каждый из участников группы является главным героем своего эпизода. Однако смысл происходящего лежит чуть глубже: на экране вполне убедительно демонстрируется процесс манипуляции другими ради своих целей, а также способы выхода из таких ситуаций для отстаивания собственных интересов.

Brandt Brauer Frick “Bop”
Режиссеры: Daniel Brandt & Julian Schleef

Немецкое трио Brandt Brauer Frick смело смешивает современную классическую музыку и техно и хаусом не только в своих треках, но и в видео. Клип "Bop" выглядит так, как могла бы смотреться программа "Музыкальный киоск" в альтернативной реальности.

Coldplay “Life In Technicolor II”
Режиссер: Dougal Wilson

Что может случиться экстраординарного на детском утреннике во время представления кукольного театра? Например, в нем может принять участие группа Coldplay. Именно так в двух предложениях можно обозначить суть видео "Life In Technicolor II", однако режиссеру Дугалу Уилсону, известному такими клипами как Bat For Lashes “What A Girl To Do?”, Benni Benassi “Satisfaction” и Basement Jaxx “Take Me Back To Your House” удалось это превратить в историю о том, что дети воспринимают все намного проще взрослых. Ну а на примере кукольных участников Coldplay успешно показываются самые одиозные моменты стадионных рок-концертов.

Depeche Mode “Wrong”
Режиссер: Patrick Daughters


Depeche Mode долгое время являлись одними из законодателями видеомоды в мире благодаря своему умению выбирать хороших режиссеров: одно сотрудничество с Антоном Корбайном (Anton Corbijn) чего стоит! Однако, по большому счету, их клипы, появившиеся в нулевые были не столь удачны, как в прошлом десятилетии. Но с режиссером, выбранным для съемок клипа "Wrong" им невероятно повезло. Патрик Дотерс является автором видео Feist “1234”, которое номинировалось на Grammy. Впрочем, если клип Feist представляет собой нон-стоп взаимодействие с людьми, то из "Wrong" получился триллер, который не стыдно показать и Дэвиду Линчу. Начинается все со статичного лобового стекла, потом добавляется движение, улавливаемое только благодаря отражениям, затем возникает машина, которая едет задом-наперед…В течение всего видео история обрастает подробностями, которые, правда, только увеличивают число вопросов, возникающих после окончания клипа.

Doves “Kingdom Of Rust”
Режиссер: China Moo-Young

Еще один ролик про путешествие на автомобиле. И если поначалу кажется, что это не более видеозарисовка путешествия по Великобритании, которую, тем не менее, вряд ли увидишь в программах про туризм или на глянцевых открытках, то последняя минута клипа переворачивает все с ног на голову, объясняя цель этой поездки.

Fan Death “Reunited”
Режиссер: Dandilion Wind Opaine

Если бюджет, выделенный на съемки клипа, стремится к нулю, можно либо заняться выдумыванием псевдоконцептульного сюжета, либо…признаться в любви к исполнителям, которые оказали на тебя влияние. Именно по такому пути пошли Fan Death в ролике на песню "Reunited". Неторопливая дорога домой украшается встречами с известными артистами, а сам просмотр можно превратить в небольшое состязание с друзьями "кто угадает больше".

Fever Ray “When I Grow Up”
Режиссер: Martin de Thurrah


Это видео уже успело получить титул одного из самых странных клипов 2009 года. Впрочем, если учесть количество культурологических теорий, возникших по поводу смысла альбома Fever Ray, данное обстоятельство не является уж очень удивительным. В любом случае, режиссеру Martin de Thurrah удалось очень четко зафиксировать это ощущение неоднозначности, в результате чего странное, тягучее видео "When I Grow Up" нельзя толковать совершенно однозначно.

Franz Ferdinand “Can't Stop Feeling”
Режиссер: Russell Weekes

Как говорят режиссеры монтажа, лучшим переходом между сценами является прямая склейка. Очень часто люди, дорвавшиеся до программ видеомонтажа, начинают использовать все доступные эффекты, в результате чего получается настоящая каша. Надо сказать, что в клипе Franz Ferdinand “Can't Stop Feeling” использован переход примерно из этой категории, однако режиссеру Расселу Уиксу на базе этого простейшего приема удалось сделать смешное и динамичное видео, которое под силу повторить почти каждому. Неизвестные чилийские подростки уже успешно демонстрируют это миру.

Lady Gaga “Paparazzi”
Режиссер: Jonas Akerlund


Главной героиней поп-музыки 2009 года не без оснований можно считать Lady Gaga. Впрочем, кроме фрик-лайвов и прилипчивых песен она может похвастаться и видеоклипами на грани фола. Благодаря режиссеру-провокатору Йонасу Акерлунду в клипе "Paparazzi" разворачивается пронзительная история про предательство, насилие и стремление желтой прессы преподнести очередную сенсацию. Разумеется, сатира на таблоиды не обошлась без странных нарядов, вызывающего мэйк-апа, а также танцев с использованием инвалидной коляски и костылей.

Lenny Kravitz “Let Love Rule (Justice Remix)”
Режиссер: Keith Schofield

Justice уже не первый год попадают в топы лучших видео за год, однако в этот раз французский электронный дуэт вошел в видеоисторию благодаря ремиксу на песню "Let Love Rule" Ленни Кравитца. Режиссером клипа выступил Кит Скофилд, который, уже успел получить награду UK Music Video Awards 2008 за видео Supergrass "Bad Blood". Происходящее на экране поначалу напоминает боевик класса "Б" родом из 80-х с лубочным злодеем, героем и девушкой, которая обязана быть спасена по законам жанра. Законы жанра соблюдается, после чего герой начинает долгий проход на фоне финальных титров. Кажется, подобных клипов уже было вагон и маленькая тележка, однако режиссер ловко переворачивает все с ног на голову: герой замечает, что титры вполне материальны и с ними можно взаимодействовать.Ну а в самом конце ролика происходит, что, наверняка, мечтал проделать почти каждый теле- и кинозритель.

Lily Allen “Fuck You”
Режиссер AB/CD/CD


В мире существуют тысячи клипов, повествующих о том, как "уставшие" от собственной славы селебритис "мужественно" идут гулять на улицу бок о бок с простыми людьми, однако, как правило, эти ролики выглядят фальшиво и неестественно. В ролик девушки-скандал Лили Аллен заложена, по сути, такая же идея, однако исполнение главной роли "от первого лица" (зрителю как будто смотрит на мир глазами певицы) и действия, которые многие проделывают в своем воображении с окружающей действительностью, сильно выделяют этот клип среди многих.

Kanye West “Paranoid”
Режиссер: Nabil


Вторая половина 2009 была не слишком удачной для Канье Уэста: после скандальной истории на VMA'09, в которой мистер Уэст обидел Тэйлор Свифт, почти весь мир ополчился на рэпера-правдоруба (объективно говоря, у Бейонсе клип был действительно лучше). Даже Барак Обама неласково назвал его "bad ass". Впрочем, первая половина года принесла немало творческих удач, одной из которых стало видео на песню "Paranoid". В этом клипе, кстати, главную роль играет Рианна, ну а сам ролик представляет собой тонкую стилизацию под ночной кошмар в стиле нуар. Правда (что еще больше путает зрителя), так до конца и не ясно, чей же кошмар мы видим на экране.

Kid Cudi “Day 'N' Nite”
Режиссер: So_Me


Редкий случай того, когда видеоклип максимально точно и удачно передает текст песни. Kid Cudi поет о страхах, столкновениях с реальностью и (неудивительно) несчастной любви. Режиссер So_Me искусно перемешивает живые съемки с мультипликацией, сплетая фантазии героя песни с окружающим миром.

P!nk “Please Don't Leave Me”
Режиссер: Dave Meyers


Клипы Пинк, по сути, уже давно можно смело выделять в отдельный видожанр. Певица смело пародирует себя и окружающих, вываливая на голову зрителей не только подробности своей личной жизни, но и интерпретации того, что ее раздражает. Особенно успешно происходит ее сотрудничество с режиссером Дэйвом Мейерсом. Ролик “Please Don't Leave Me” стилизован под фильмы "Мизери" и "Сияние", снятые по книгам Стивена Кинга, однако меньше всего результат похож на триллер или ужасы.

Pompeya “Cheenese”
Режиссер: Leila Masharipova

Группе Pompeya удается не только успешно выступать на московских площадках, но и предлагать на суд публики отличные видео. Ролик на песню “Cheenese” вполне можно причислить к несколько подзабытой в наши дни категории "по сути ни о чем, но красиво, душевно и атмосферно" - редкое явление в наше время.

Сплин "Вниз головой"
Режиссер: Ivan Egorov & Irina Matienko

Если честно, то у отечественной рок-музыки большие проблемы с видеоиллюстрированием песен: по настоящему интересных и самобытных клипов за все эти годы было снято не так уж много. Весьма приятным исключением на этом фоне выглядит ролик на песню Сплин "Вниз головой". Что это, галлюциногенная фантазия или интерпретация путешествия в сны? В любом случае, нестандартные приемы и умелое использование флюорисцентных красок дает неожиданный эффект.

Tiga “Shoes”
Режиссер: Alexandliane

Многие сайты и блоги, специализирующиеся на видеоклипах, уже назвали этот ролик одним из самых странных в 2009 году. Заброшенная берлинская ТВ-студия, как будто вырванный из контекста кусок телевизионного шоу, эффекты из 70-х, плохая пленка, отсылки к выступлениям Roxy Music в сочетании с монотонным синтезаторным битом и текстом про обувь.

The Big Pink “Velvet”
Режиссер: Rob Hawkins

С одной стороны, это черно-белое видео могло бы встать в ряд других типичных черно-белых видео. Однако безупречный монтаж и зеркальный эффект, заставляющий искать скрытый смысл в этих отражениях, ставит этот ролик куда выше стандартных клипов.

White Lies “Farewell To The Fairground”
Режиссер: Andreas Nilsson

Андреас Нильсон в общей сложности снял целых три клипа на синглы с дебютного альбома White Lies "To Lose My Life...", которые соединились в своеобразную трилогию. И если в роликах “Death” и “To Lose My Life" режиссер фиксировал равнодушную жизнь "ни о чем" бесконечных городских пригородов, пугающих не меньше фильма "Донни Дарко", то в клипе “Farewell To The Fairground” был сделан разворот в другую сторону. Кстати, съемки видео прошли в городе Никель, что в Мурманской области. Это стало причиной жестких споров в русской блогосфере, обвинившей режиссера в том, что Россия была показана по стереотипам западного мира. Однако, если абстрагироваться от этого факта, становится понятно, что с таким же успехом клип мог быть отснят где-нибудь на Аляске или в Канаде, а ключ к понимаю заключен во фразе "there's no place like home".

Yeah Yeah Yeahs “Heads Will Roll”
Режиссер: Richard Ayoade

В конце июня мир потрясла новость о смерти Майкла Джексона. По странному совпадению чуть раньше Yeah Yeah Yeahs выпустили клип “Heads Will Roll”, главным героем которого стал оборотень, удивительно похожий на короля поп-музыки. Действие ролика разворачивается в каком-то зале, группа играет на сцене, зрители в зале скучают и ждут развлечения, а затем появляется танцор в характерном костюме и ботинках. И именно равнодушие публики, которая ждет, чтобы ее развлекали, приводит к странным последствиям, но вполне ожидаемым последствиям. Буквально несколькими штрихами Ричард Эйоаде умудряется показать то, что подсознательно ждали от Джексона последние годы его жизни: скандала, но не творчества.

28.12.2009, Владимир БАСКОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: